Москва
6.6

Фильм
Милый Ханс, дорогой Петр

Россия, Великобритания, Германия, 2015
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Описание Афиши
Описание прокатчика
Драма Миндадзе про пролетарскую дружбу

Многострадальный проект Александра Миндадзе, который долго отказывался финансировать Минкульт. История парадоксальной и негромкой дружбы, которая завязывается в начале 1940-х годов между двумя рабочими советского стекловаренного завода — немцем Хансом, однажды допустившим оплошность на производстве, и его напарником Петром, случайно ставшим свидетелем этой ошибки, для расследования которой спецслужбы начинают следствие. Связанные секретом, который в атмосфере всеобщей подозрительности и надвигающейся катастрофы с каждым днем ставит их во все более опасное положение, они пытаются как-то обустроить свою жизнь и понять, как им быть, куда бежать и где искать покой.

  • Милый Ханс, дорогой Петр – афиша
  • Милый Ханс, дорогой Петр – афиша
  • Милый Ханс, дорогой Петр – афиша
  • Милый Ханс, дорогой Петр – афиша
  • Милый Ханс, дорогой Петр – афиша
Драма
16+
Александр Миндадзе
24 июня 2015
10 марта 2016
2 часа 4 минуты

Режиссёр

Участники
Все

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Антон Долин
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 1627
25 февраля 2016
Сквозь тусклое стекло

Есть какая-то изумительная ирония судьбы в том, что самым радикальным, если не сказать авангардным, постановщиком постсоветской России стал не какой-нибудь молодой талант, учившийся ремеслу, допустим, в США или Франции, а Александр Миндадзе — 66-летний сценарист, заработавший имя еще при СССР, когда был известен исключительно в составе дуэта с режиссером Вадимом Абдрашитовым. Третий фильм Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» — невероятно сложный, самобытный, независимый во всех смыслах и вместе с тем прозрачный и внятный — не позволяет в этом усомниться.

Почему же так вышло? Возможно, из-за специфического, очень русского дара автора — способности воспринимать реальность как перманентную катастрофу (куда там Роланду Эммериху). Или из-за того насколько мало похожи картины Миндадзе на типичное «кино сценариста». Обычно в таких фильмах очевидно превосходство сюжета над его визуальным воплощением, диалогов — над образами, но только не здесь. Миндадзе, напротив, редуцирует текст, подавляет его литературность, а сюжет превращает в нитевидный — иным и разобраться не удается. Ему же ясно, что в России всегда повторяются одни и те же истории, пленниками которых мы остаемся не первую сотню лет, и смысла оригинальничать нет. Единственный способ освободиться от их диктата лежит в области режиссуры — организации пространства и живущих в нем людей таким образом, чтобы спровоцировать зрителя на сильное чувство и мощную рефлексию.

Процесс этот непростой и даже болезненный. «Милый Ханс, дорогой Петр» стопроцентно вызовет у многих реакцию отторжения (с другой стороны, радикальное искусство — оно вообще не для того, чтобы нравиться). Автор сам это прекрасно понимает. Иначе почему бы все главные его герои стали вдруг немцами — инженерами из нацистской Германии, бьющимися над созданием чистого оптического стекла на режимном советском заводе весной 1941-го, в канун войны. Тройное остранение: иностранцы, говорящие на чужом для нас языке, специалисты в мало кому понятном предмете, да еще и люди другой эпохи. Ее Миндадзе воспроизводит на экране достаточно условно, почти по-театральному, но именно через речь и поведение персонажей дает понять, что они — не мы, а только двойники, отражения (одна из главных тем фильма), и комфортная идентификация или сопереживание здесь невозможны. Вместе с тем невозможно не всматриваться в то, как тревожно похожи на нас эти другие люди. Так, моментально считывается и узнается атмосфера уже где-то параллельно идущей войны, к которой они, по наивности и слепоте, считают себя непричастными.

Плохо выбритый Отто в аккуратных круглых очках, деловитая Грета, усатый Вилли и наш будущий герой, ясноглазый Ханс (пока спиной к зрителю), чинно обедают: недвижная камера невозмутимо фиксирует, как один из них вежливо предлагает другому соль для супа… А потом вдруг высыпает в тарелку всю солонку и начинает орать — как можно думать о трапезе, когда линзы выходят мутными и с пузырями, да их же всех сейчас обратно отзовут и накажут, могут за решетку закатать! Истерика, драка, опять покой: немецкая натура не терпит суеты. Полно, такая ли уж она немецкая? Когда немцы и русские вместе отдыхают на пляже после работы (в воздухе подвисает нескончаемый скрежет заводских гигантских шестеренок, как в музыке репрессированного несколькими годами раньше композитора Мосолова), друг от друга их не отличишь. В одной из самых магических и необъяснимых сцен фильма друг мимо друга проезжает две дрезины с людьми, и приезжие инженеры вдруг узнают в незнакомцах самих себя — один из них даже бросается навстречу своему живому портрету, чтобы погибнуть под колесами.

Двойник Ханса, изумительно точно и глубоко сыгранного Якобом Дилем, — рабочий Петр, единственный свидетель того, как потерявший душевное равновесие немец повысил температуру в заводской печи, что привело к катастрофе и двум смертям. Правда, Петра на экране почти и нет. Может возникнуть вопрос, откуда и зачем он в заголовке — неужели только для равновесия? Или в шутку? Или это загадка для зрителя, как закадровый Хрусталев у Германа? Но ответ прост. Петр — единственное русское имя, которое Хансу удалось запомнить (его жену он уже называет попросту «рыжая»). За случившееся Петра могут наказать куда строже, чем Ханса, — гарантия того, что между двойниками возникает контакт, пусть и на языке жестов, что они смогут все-таки остаться людьми, не превратившись в шестеренки слаженного механизма убийств. Чтобы избежать этой трансформации, Ханс с маниакальным упорством преследует грузовик, на котором пытается убежать с завода Петр, — а потом, махнув рукой, идет обратно. «Выбора нет», — констатирует он, шестым чувством предвидя, как через считаные месяцы вернется в эти же места, в коляске мотоцикла, в военной форме, с оружием и биноклем, оснащенным теми самыми «линзами Отто».
Не так он в конечном счете заковырист, сюжет этой картины. Для того чтобы проклятое стекло получилось идеальным, необходима авария; перфекционизм взывает к человеческим жертвам. Это одно объясняет раздражающую шероховатость и изломанный ритм фильма, с таким трудом и неохотой впускающего в себя зрителя. Вообще, линза — отличная метафора. Увеличительное стекло, позволяющее тем, кто живет и работает рядом друг с другом, рассмотреть и понять друг друга (но не успели — слишком поздно добились результата), пригодно и для микроскопа, и для бинокля, и для оптического прицела: так далеко, так близко. Вместе с тем это объектив кинокамеры, которой виртуозно владеет румын Олег Муту. Один из лучших современных операторов вновь демонстрирует здесь умение через мнимую бесстрастность погрузиться в материал с головой, сделать тебя не только свидетелем, но едва ли не участником событий. Да и весь этот фильм, кроме всего прочего, об избирательности нашего зрения, которое обладает опасной способностью не замечать неприятного. А режиссер буквально заставляет тебя на это смотреть не отрываясь. Неуютно вздрогнешь, взглянув на ожог на щеке Ханса или на то, как скользит по его горлу — будто по твоему собственному — опасная бритва в финальной сцене, под звуки дискомфортной для психики «дегенеративной» музыки гениального Арнольда Шёнберга. Что есть, то есть, «Милый Ханс, дорогой Петр» — очень неуютное кино.

Искушение объявить его творческой неудачей, скорее всего, будет велико — тем более что так уже происходило с двумя предыдущими, чуть менее экспериментальными, но тоже трудными фильмами «Отрыв» и «В субботу». Что проще, чем посмеяться над неловкой сценой, в которой герой занимается с героиней сексом, используя в качестве эротического инструмента фигурку белого шахматного короля и называя его арийцем? Но ведь и здесь Миндадзе показывает себя совершенно современным художником, вслед за Владимиром Сорокиным по-абсурдистски материализуя метафору — эротическую одержимость властью и насилием, которой заражены почти все, даже самые невинные. Позже Ханс призывает во тьме Грету, свою случайную любовницу, но на самом деле имеет в виду не ее, а названную в ее честь собаку, преследующую его повсюду. Эта черная приблудная сука — деликатный, едва заметный привет «Сталкеру»; будучи стилистически совершенно свободным от влияния Тарковского, Миндадзе напоминает нам, что его абстрактный и вместе с тем конкретный в каждой исторической детали заводской мир — своего рода Зона, а лаборатория, где должно рано или поздно лечь на стол идеальное оптическое стекло, — Комната желаний.

Жаль, что «Милый Ханс, дорогой Петр» теперь никогда не освободится от тени Мединского, чья военно-историческая экспертиза объявила фильм антинаучным и вредным еще на стадии сценария. Считающие себя патриотами непременно отыщут в этой кристально гуманистической картине что-нибудь идеологически вредоносное. Считающие себя либералами — следы компромисса с совестью (хотя никаких изменений в сценарий в итоге так и не было внесено, временем действия остался 1941 год). Чистая оптика сегодня в дефиците как никогда, и не только у нас: ведь картину не взяли в конкурс ни Берлин, ни Канны, ни Венеция. Тем дороже неожиданно проявившаяся здесь честность и чуткость Московского фестиваля, в конкурсе которого фильму Миндадзе, кажется, равных нет.

10
0

Отзывы

7
Elena Sokol
19 отзывов, 18 оценок, рейтинг 13
2 марта 2016

Вышли из кинотеатра с противоречивыми чувствами:

Очевидно, не поняли и половины того, что хотели сказать его создатели, но ясно, что сходили не зря.
Весь фильм - ворох непонятых подробностей, который тянет перебирать снова и снова, чтобы попытаться разгадать.
Никогда не виденный, но генетически узнаваемый довоенный советский фон.
Чувства и поступки героев непонятны, не узнаваемы, но не поверить этим актерам невозможно.
Завораживающе красивые кадры, но постоянно застывающий сверхрупный план, понукающий считать волоски на коже героев. Быть от них очень близко, но, все-равно, не понимать.
Постоянный железный гул производства, а на самом деле - приближающейся войны, совершенно точен, но обрывается, когда война уже идет.


В общем – рекомендую. Кто разберется – расскажите.

3
0
9
GeniusCiniphile Иванов
15 отзывов, 15 оценок, рейтинг 7
25 марта 2017

Возможно самый атмосферный русский фильм о переживаниях и душевных терзаниях человека. Чистый арт-хаус. Новый уровень российского кино.

0
0
3
сергей коновалов
1041 отзыв, 1340 оценок, рейтинг 668
15 августа 2016
Перезамороченный арт-хаус

Решил посмотреть этот фильм на борту "Аэрофлота", начитавшись до этого каких-то положительных светских рецензий. Уважение внушает увертюра: трое немцев сидят за ужином, чинно и благородно подавая друг другу по блюду, пока вдруг эта мирная католическая трапеза не превращается мгновенно в фарс. Запоминается, пожалуй, и фриковый эпизод с заходом белого короля во влагалище после несостоявшейся шахматной партии. В остальном, не стоит, право, это кино двух часов вашей драгоценной жизни. Ибо по прошествии оных возникает такое чувство, что вас вся съёмочная группа (невероятно интересные актёры - глаз не оторвать!) словно держали в плену, а долгожданное линзовое стекло, из-за которого весь сыр-бор, так и не появилось...

0
0
9
D. Monroe
343 отзыва, 391 оценка, рейтинг 535
19 марта 2016
Сильное и серьезное кино, о простых, человеческих отношениях.


История "жития-бытия" немецких рабочих на советских заводах в предвоенные годы, их воспоминания о прошлом и планы на будущее, их неудачи и удачи, их простая, человеческая жизнь. Густая, томная, и очень серьезная картина, о том, что лицом к лицу - лица не увидать, и про всякое очень человеческое, живое, и непутевое. Немец Ханс - как главный персонаж картины, заслуживает отдельного прочтения и понимания его поступков, которые одновременно вызывают восторг и трепет. Кочегар Петр - как второстепенный персонаж, ничего не вызывает, и кажется и не должен этого делать. Очень сильные актерские работы, вкупе с впечатляющей операторской работой.

0
0
5
Irina Konstantinova
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
26 февраля 2015

Собака-лучшее в фильме! И так считаю не только я. Красивая, талантливая, труженица, каких мало. Снималась безропотно, дубль за дублем. И НЕ БУХАЛА, как остальные актеры.

0
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все