Киноафиша Москвы

Фильм «Натюрморт»

Sanxia haoren (2006, Китай, Гонконг)

0
Кино: «Натюрморт»
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Китайский фильм-пейзаж про все сущее. «Золотой лев» в Венеции-2007.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Андрей Плахов
отзывы:
69
оценок:
59
рейтинг:
201
9

Мужчина ездит по реке Янцзы в поисках жены и дочери, которых давно не видел. Женщина ищет мужа, но с прямо противоположной целью — чтобы получить развод.

Обе истории разыгрываются в самом энергетическом — в прямом и в переносном смысле — районе Китая, где строится колоссальная плотина «Три ущелья», возводятся мосты, мегаполисы и разрушаются старые постройки, затопляются целые города. Размах этих преобразований, без преувеличения, космический. Поэтому, когда над окрестным пейзажем вдруг пролетает нечто вроде инопланетной тарелки или остов какой-то новостройки взмывает ввысь, словно космический шаттл, это удивляет, но не выглядит бредом. Тем, кто еще не успел побывать в Китае, фильм Цзя Чжанкэ, режиссера номер один этой страны, способен подарить эффект присутствия. Сверхчувствительная цифровая камера добивается объемности каждого кадра, подвижного, как воздух, вода и остальные стихии. Зритель оказывается буквально внутри фантастического пейзажа, природная красота которого усилена дикой мощью гигантских искусственных сооружений. Фильм разбит на главки, которые называются «Сигареты», «Спиртное», «Конфеты», — из этих прозаических объектов и собирается «натюрморт», причем тела рабочих, поднимающих «стройку века», становятся составной частью живописного кинополотна.

0

Отзывы пользователей о фильме «Натюрморт»

Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
361
7

Цзя Чжанке, китайский режиссер шестого поколения, продолжающий национальную традицию фильмов о маленьких людях на фоне эпохальных событий. Китайское кино практически все такое, сталкиваясь с ним, ты сталкиваешься со всей мощью этой величественной страны. Исключение можно сделать лишь для гонконгских режиссеров, перенявших западные традиции вместе с почти столетним владычеством Великобритании в этом городе.

Отличие Цзя Чжанке в том, что его маленькие люди для него и впрямь маленькие и зачастую сами служат фоном, микропроводниками в масштабных процессах постоянно изменяющейся Поднебесной, что практический исключает у этого режиссера возможность съемок незначительного фильма. Ведь он говорит не о сиюминутном, не о частном, а великом и определяющем. Цзя Чжанке, в этом смысле, даже гигантоман, а наиболее важный в его карьере «Натюрморт» подтверждает эту мысль не только метафорически, но и визуально.

Главный герой «Натюрморта» — сам Китай и его люди на современном этапе развития. Цзя будто пытается зафиксировать если не трехтысячелетний Китай, то хотя бы его обломки, которые не успели стереть в пыль. Он снимает руины города простоявшего две тысячи лет, который затапливают за каких-то жалких два года, чтобы запустить очередную масштабную гидроэлектростанцию (плотину) «Три ущелья», призванную продемонстрировать всему миру величие Социалистического Китая. Причем Цзя Чжанке не рискует так, как это делает Лоу Е. Критика правительства — не его задача, кто захочет, тот и так сделает выводы, а потому в «Натюрморте» нет ни одного упрекающего прямого кадра сожаления о потерянном городе, коим могли бы стать, к примеру, старые фотографии, или плачи людей, в насильственном порядке подвергшиеся переселению. «Все течет, все изменяется», и надо это поймать. Ничего новаторского в таком подходе для китайцев нет, ибо они даже гордятся тем, что у них самая задокументированная история, и летописи беспрерывно ведутся уже третью тысячу лет. «Натюрморт» — такая же летопись.

Нарративность сюжета кажется для Цзянке излишней и мешающей. Уже в следующей работе «Сити 24» он также рассказывает о глобальной стройке, но строит фильм так, будто это документальная картина, а он берет интервью у очевидцев. В «Натюрморте» этот рудимент пока присутствует в виде двух параллельных историй о поиске людей из Шаньси своих супругов в провинции Сычуань. Небесплодные поиски, но сами по себе ценности не несущие. Цзя Чжанке находит им иное применение, нежели к которому мы привыкли. Шахтер Хань Саньмин и медсестра Шэнь Хун встречают на своем пути людей и медленно, но верно продвигаются к цели. Режиссер фиксирует взгляд не на них, а на людях, с которыми они встречаются, чтобы дополнить полотно образами жителей Китая, среди которых «добрых» уже и не встретишь, как говорит один из персонажей.

«Добрые люди Санься», так называется картина Цзяна Чжанке в оригинале, также наблюдает за тем, как перемены влияют на жителей Китая. У них отнимают дома, заставляют работать на опасных объектах и платят копейки, но людей это не ломает. Добрее от этого они, конечно, не становятся, лишь чуточку подозрительнее, но сила и выносливость китайского народа, как показывает практика, не знает границ, и если кто и способен построить новый мир, то это именно «добрые» китайцы в белых майках. Герои пытаются нагнать утерянное время, и кто-то способен все повернуть вспять, а кто-то свыкается с новым. Так реализуется история самой страны, она постоянно обновляется, но остается прежней. Прагматичной, но в тоже время очень космической. Руины Санься — не те, что навевают мысли о разрушении, скорее о чем-то иррациональном, они великолепны сами по себе, способные приютить даже НЛО. Через некоторое время их покроет толща воды на 156 метров, и прошлое в прямом смысле, канет в Лету. Цзя Чжанке успевает запечатлеть на цифровую камеру этот момент.

Монументалист Цзя Чжанке, признанный одним из лучших режиссеров мира, создал натюрморт современной ему постоянно ускользающей действительности, кино, выходящее за рамки традиционного. Фильм-полотно, в которое нужно пристально вглядываться, но для начала можно и бегло осмотреть, чтобы прочувствовать дух эпохи перемен.

0

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить