Москва

Фильм
Франциск — шут божий

Francesco, giullare di Dio (1950, Италия), IMDb: 7.4

оценить
1 час 27 минут
Дата выхода в мире
14 декабря 1950

Актеры

Режиссер фильма «Франциск — шут божий»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Франциск — шут божий»

Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1383
рейтинг: 544
7

Наверное, центральный фильм в католической тематике творчества тандема Росселини-режиссер и Феллини-сценарист. Несмотря на некоторые весьма смелые и предосудительные, по крайней мере со стороны официальной позиции Католической Церкви, моменты прошлых лент, в этот раз фильм полностью посвящен смелости, самоотдачи и сложности жизни монахов-францисканцев в не самые цивилизованные времена 13-го века. Впрочем, даже несмотря на это, а также то, что в создании сценария принимал участие Падре Антонио Лисандрини, а в роли монахом играли непосредственно сами монахи, периодически звучат весьма печальные нотки. Это не богоборчество «Стромболи». Это легкая печаль по поводу того, что Бог не очень-то обращает внимание на своих слуг, тут, на грешной и разваленной на куски земле. Хотя, конечно, по мнению самого брата Франческо (то есть святого Франциска) – центральной фигуры картины – это и есть «высшая благость», а не умение творить какие-то чудеса.
Кроме Франциска, героями картины являются несколько путешествующих с ним монахов. Сам фильм состоит из большого количества небольших и самостоятельных историй, связанных одними героями и одной темой – невероятным духовным уровнем монахов, вопреки полному разладу в стране и отсутствию даже минимальных бытовых условий. Монахов гонят ото всюду, лупят палками, не пускают под крышу переждать дождь или снег. Они сами ищут себе еду, готовят на костре, строят себе хижину, и только ради того, чтобы отдать ее каким-то бедствующим, а самим разойтись, смеясь, по всей Италии, дабы проповедовать мир и добро.
Интересно положение этого фильма в фильмографии режиссера. С одной стороны, Росселлини только что прогремел со своей знаменитой нео-реалистической трилогией. С другой стороны, на носу ряд работ об экзистенциальном отчуждении. «Франческо» оказался тем самым фильмом, который вобрал в себя и предыдущие темы и наработки, наравне с будущими. Это и социальный реализм, хоть и не в чистой форме – монахи, их быт, их проблемы, их отношения друг с другом, частенько напоминают проблемы и аспекты творчества Росселлини, когда он говорил о социальной жизни своего времени. Разобщенность общества, злоба и ненависть раздробленной Италии 13-го века слабо отличается от состояния страны середины 40-х годов века двадцатого. Опять же, никаких мистических и эзотерических проявлений божественного присутствия Росселлини не показывает. Все чудеса и все поступки исключительно связаны с реальной стороной социальной жизни группы монахов и их необыкновенной внутренней силой.
Режиссер тут не старается дословно показать жизнь основоположника францисканцев, равно как не ставит и целью нарисовать духовный портрет легендарной личности – нет тут эпизодов, связанных с его ранней жизнью, ничего не сказано о том, что с ним стало после. Франциск в фильме Росселлини – очень умный, добрый и отзывчивый человек, испытывающий буквально физическую боль при виде бедствий и страданий других. Он и его попутчики с радостью и смехом отдают последнюю накидку с плеча, испытывая от этого лишь только чувство выполненного долга и счастье. Учитывая, что рассказано это очень живым языком, в несколько аскетичной, но яркой и проникновенной манере, с рядом действительно веселых, жизнеутверждающих и трогательных моментов, лучшего фильма на подобную тему снять вряд ли у кого получилось бы еще.

1
0
...
14 апреля 2009