Барака
Baraka, США, 1992













Амбициозный проект двадцатилетней давности: показать жизнь на Земле за полтора часа
Актеры
Самые ожидаемые события
Когда хочется просто лежать под теплым пледом...
Когда хочется просто пить горячий пуэр или молочный улун...
Когда устал от комедий или драм...
Когда хочется путешествовать и смотреть во все глаза, восхищаясь миром....
Тогда и во многих других случаях надо смотреть фильм Барака, снятый в 24 странах мира. Бюджет, которого фантастичен. В фильме нет слов. Нет персонажей, за которых можно переживать. "Одни пейзажи, чуть не уснул," - говорят одни. "Завораживает. Всем смотреть, а потом выкинуть видик. Потому что после этого фильма смотреть больше нечего," - советуют другие.
И тем не менее картинки с птицефабрики или ритуальные пляски шаманов забыть невозможно. Фильм обо всем, хотя на первый взгляд кажется ни о чем. Его преподают в студиях журналистики. Выпущенный в 93 году он сразу получил заслуженную популярность среди "своих". Передать это невозможно. Просто низкий поклон оператору. И смотрю еще раз.
Смотрела с пристрастием, так как хотела понять, насколько мнение о том, что этот фильм -продолжение фильма "Самсара", и вряд ли покажет что-то принципиально новое, верно.
Это не "Самсара", хотя рекламный ролик и высвечивает вроде всё то же самое - природа, люди, фабрики, экология...
Это - развитие и в чём-то принципиально новое кино. Да, блоки "религия", "стихия", "природа", "люди природы" и "люди города", несомненно, присутствуют, куда без них. Но - присутствуют иначе. Прежде всего, фильм не кажется затянутым, как в своё время показалось с "Самсарой", он смотрится почти на одном дыхании, и снято гениально!
Над жерлом вулкана - жарко, душно и страшно, возле водопада - прохладно, шумно и ... брызги на лицо летят, в Гранд-Каньоне, уже даже и очно виденном, всё равно от величия и высоты захватывает дух, чему способствуют туман и бегущие облака. Но это ощущения, вполне продуцируемые воображением, а вот как быть со слезой, блестящей в уголке глаза на фотографии девочки, погибшей в современном концлагере в Корее?.. Или с переходами от революционных памятников той же Кореи - к Терракотовой армии?.. Или с переходами от катящихся по конвейеру куриных яиц к толпе детей, потом снова к сортируемых по полу жёлтым цыплятам, падающим на страшную на вид ленту и в воронку, а затем к толпе в метро, на улице - спешащей, засасываемой и выплёвываемой коммуникациями? Есть и другие красивые или завораживающие моменты, их много. Особенно в связи с Индией.
А главное - чувство уравновешенности, остающееся уже после окончания и выхода в город, перемежаемой острым желанием жить - здесь и сейчас.
Так что это не "Самсара" - это лучше. А рекламный ролик достаточно скверен...
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ НА САЙТЕ
Слово «Барака» в переводе с арабского означает «благословление», а руководствуясь суфийским учениями - «дыхание жизни». И то, и другое однозначно вписывается в тему фильма.
Фильм Барака – это что-то необычное. Дело вовсе не в том, что отсутствуют актеры, слова, действия – привычные нашему восприятию вещи для кино. Вся необычность этого произведения в его смысле. Ведь нередко встречается фильм, который, можно сказать, бросает упрек зрителю в бессмысленности его жизни и даже ее паразитизме.
Попытаться описать какие-то кадры из фильма – было бы глупой и недостойной затеей. Но я с самой большой уверенностью, которую могу себе позволить, заявляю – смотреть надо безоговорочно.
Вся суть вот этого вот визуального повествования, выражается общим смыслом сравнения того, как люди носятся, словно мухи на белом сияющим рафинаде и как величественна, неподражаема природа во всем своем взаимодействии и согласованности. Человек показан великим, великим в своей ничтожности при попытке создать что-то такое, что смогло бы поспорить с этим неоспоримым гением всего живого. И все его попытки весьма обдуманны и причесанны со вкусом, но пропитаны излишним эгоизмом и оттого не вписываются в целостную гармонию окружающего ландшафта.
Режиссер Рон Фрике, такую картину снимает не в первый раз (до этого были картины Chronos (1985) и Sacred Site (1986), а ещё ранее — в «Коянискацци») и мастерство передачи отточено немыслимым образом. Изображение затягивает в повествование, которое в несоизмеримых пропорциях информативнее любого другого фильма с актерами и диалогами. Музыка передает настроение, в отдельных моментах, настолько живое, что мгновенно осознаешь глубину своего распада и низости перед природой. Каждый момент, каждый кадр работает на эту идею и гармоническая целостность это кино, еще раз подтверждает его статус гениальности и высшей формы искусства.
Этот фильм затронет ваши самые сокровеннейшие изгибы сердца и заставит задуматься о природе своих действий.
Проект Рассвет рекомендует.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ НА САЙТЕ
Просто невероятно красивый и спокойный фильм. Если вы хотите отвлечься от повседневной суетливой реальности и погрузится в обстановку гармонии с окружающей нас природой, посмотрите этот фильм. Полтора часа наслаждения красотой и неповторимостью природы под спокойную музыку. Оказывается не надо никаких слов и запутанных сюжетов для того, чтобы так ясно и глубоко почувствовать себя и свою жизнь.
Спокойный красочный фильм. Рада, что нет комментатора, здесь каждый сам должен прочувствовать свое. В некоторых странах я уже была и почувствовала ностальгию. Особо отмечу сцену городской жизни: машины, люди - все ускоренном темпе передвигаются как муравьи.
Не хватает внизу кадров только маленьких сносочек о показываемых странах, а то они перечисляются только в конце... Философский фильм, понимаешь, сколько всего еще надо увидеть, осознать и прочувствовать в жизни.