Технический специалист Ален (Лоран Люка), женатый на тишайшей Бенедикт (Шарлотта Генсбур), приглашает на ужин босса (Андре Дюссолье), тот приходит с женой Алисой (Шарлотта Рэмплинг), которая сперва до лго молчит, а потом устраивает прескверный скандал. После этого в жизни Алена все идет кувырком. Диковинный как бы триллер, в котором за два с лишним часа почти ничего не происходит, но в хватке режиссеру (чья предыдущая работа — более традиционный, но тоже неуловимо странный триллер «Гарри — друг, который желает вам добра») не откажешь: «Лемминг» на самом деле и держит о-го-го, и воздает за усидчивость — как минимум долгим послевкусием.
Триллер, Драма |
Доминик Молль |
11 мая 2005 |
2 часа 10 минут |
Технический специалист Ален (Лоран Люка), нестарый мужчина без особых примет, удачно женился на тишайшей Бенедикт (Шарлотта Генсбур), переехал на юг и поселился в образцовом буржуазном пригороде. «Я инженер на сотне рублей, и больше я не получу»: до поры единственный элемент мистики в долгой счастливой жизни — чудная видеокамера с крылышками, которую Ален мастерит на работе, этакий летающий колобок для всяких бытовых нужд.
Однажды Ален приглашает на ужин босса (Андре Дюссолье), тот приходит с женой Алисой (Шарлотта Рэмплинг), которая сперва долго молчит, а потом устраивает прескверный скандал. После этого все идет кувырком, и одно за другим следуют будто бы не связанные между собой, но определенно тревожные события. Во-первых, в канализационной трубе обнаруживается маленький полумертвый зверек (собственно, лемминг — такой нордический хомяк), который во Франции не водится и которому молва приписывает романтическую склонность к суициду. Во-вторых, зловещая Алиса — которой на экране совсем мало, но которая в итоге оказывается главным героем «Лемминга» — вроде бы кое-что делает, а вроде бы и нет. А еще с Бенедикт кое-что происходит, хотя, возможно, это только кажется.
Совсем не хочется раскрывать карты этого диковинного фильма: несмотря на хронометраж (два с лишним часа), событий в нем так мало, что было бы преступно лишать зрителя маленьких неожиданностей. Что важно понять заранее: если вы собрались на триллер субботним вечером, надо скорее бежать в соседний зал, где «Код да Винчи». «Лемминг» не столько апеллирует к нетерпению, основе саспенса, сколько испытывает терпение: он как собеседник, который, произнеся два слова, делает минутную паузу и при этом еще сверлит тебя глазами. Более того, есть шанс, что после финальных титров вы обнаружите, что не поняли, что тут вообще было к чему, или будете думать, что поняли, а на самом деле — нет: я, например, совсем не могу поручиться, что верно уловил авторский месседж. Одним словом, можно всю спину Доминику Моллу залепить знакомыми лейблами: Линч (кому две Шарлотты по цене одной?), Хичкок (кому тут подозрение и дурную славу?), Шаброль (а кто спрашивал про антибуржуазность?) — и продавать его оптом и в розницу, но я бы поостерегся, точнее, поостерег. Вместе с тем и в хватке этому французу (его предыдущая работа — более традиционный, но тоже неуловимо странный триллер «Гарри — друг, который желает вам добра») не откажешь: «Лемминг» на самом деле и держит о-го-го, и воздает за усидчивость как минимум долгим послевкусием. Ну а что медленно да путано — это ж дело такое. В Москве, говорят, живет человек, который умеет понятно пересказать сюжет «Малхолланд-драйв».
Достаточно оригинальная и захватывающая история разложения вполне эталонных семейных отношений под метафизическим воздействием грызуна, обнаруженного в трубе раковины, оказывается не обычной мелодрамой, а вполне оригинальным триллером с элементами мистицизма. Триллером в европейском понимании. Никак не мог выключить и хотел досмотреть до конца, оставшись, однако, в некотором недоумении от развязки.
Красивая сцена поездки на авто к горному озеру
Великолепная финальная песня, которую я дослушал до конца, просматривая титры
Потрясающая актерская игра Шарлотты Рэмплинг, передающая неординарный характер героини
Шарлотта Генсбур, впрочем, тоже хороша: играет она лучше, чем поет
Фильм захватывает и держит в напряжении до конца, хоть это и не триллер, а красивое европейское кино с крупными планами, фактурными лицами, длинными паузами и вообще довольно неспешным темпом. Это здорово, единственное, что обидно – развязка такая же смутная и неясная, как и весь фильм, в котором сны переплетаются с явью, а видения с реальностью. Уходишь с непонятным чувством и с одной мыслью – что же это все-таки было?
У меня впечатление такое, что основная идея – сила воздействия сознания одного человека на сознание другого, до степени подмены и полного вживания в роль, и, если тому не сопротивляться осмысленно, то конец этому воздействию может наступить только с уходом «вампиров» с физического плана. Не сомневаюсь, что у всякого, кто видел фильм, своя версия, так что остается только гадать, что именно хотел сказать режиссер. А может, он и хотел, чтобы мы просто думали?
Необыкновенный по драматургии, туманный по содержанию. Семейная драма? Мистика? Психологический триллер? Все это причудливо смешалось в «Лемминге».
Разрушающая сила, претендующая на твоё счастье, может прийти от лемминга, застрявшего в водосточной трубе или от парочки, зашедшей на ужин. То, что приводит к потере взаимопонимания молодой пары облечено в мистичную канву, и это некая условность о том, как счастье бывает зыбко.
Ко всему прочему, фильм построен на идеи шаткости реальности, переключения с повседневности на мир сна. Это вам не Линч, к больным образом которого мы так привыкли и поэтому считаем, что идея сюрреализма, должна быть завёрнута в нечто нездоровое, а местами даже чудовищное. Лента доказывает, что такой приём необязателен: воплощение ужаса может реализовываться через бытовое - идею, которой занимался ещё Хичкок.
После фильма остаётся вязкое впечатление, как от тягучего сна или кошмара. Безусловные достоинства картины – сценарий и Шарлотта Рэмплинг.