Киноафиша Москвы

Фильм «Дитя»

L'Enfant (2005, Франция, Бельгия)

4.9
0:00 / 0:00
0:00

Дитя (L`Enfant) - Трейлер (англ.)

Смотреть трейлер
  • 16+ 1 час 40 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Драма братьев Дарденн

Бруно, юноша без места жительства, став отцом, продолжает заниматься повседневными делами вроде мелкого сбыта краденого, а узнав, что анонимные бездетные пары могут отвалить за ребенка кучу денег, относит сверток с младенцем в темное парадное и уходит с пачкой крупных купюр. Дарденнам, кажется, вовсе незнаком апломб, ни профессиональный, ни социальный. «Розетта», «Сын», теперь «Дитя» — это тот единственный реализм, который не нуждается в теоретических обоснованиях и, следовательно, не замешен на вранье.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1164
оценок:
787
рейтинг:
18171

Бруно, юноша без определенного места жительства и с неуверенно криминальным образом жизни, становится отцом: его подруга Соня родила сына. Поскольку у Бруно нет ни желания, ни сил как-то отрефлексировать это событие, он продолжает заниматься повседневными делами вроде мелкого сбыта краденого, добычи пропитания и поиска ночлега. Максимум, на что хватает отеческих чувств, — придумать шикарное имя — Джимми. Выяснив вскорости, что за здорового ребенка анонимные бездетные родители могут отвалить кучу денег, Бруно относит сверток с младенцем в темное парадное и уходит с пачкой крупных купюр.

История простая, как зачатие. Бельгийские братья Дарденн, которые с виду могли бы стать неплохими второстепенными персонажами в фильме Жене и Каро, а на деле стали дважды за шесть лет победителями главного кинофестиваля на свете, всякий раз берут сюжеты, без труда укладывающиеся в одну-две фразы. И всякий раз опровергают популярную теорию о смерти кино как искусства идеологического, дидактического, почти религиозного. Дарденны — моралисты брессоновского, росселлиниевского или, если угодно, триеровского толка. Если мегаломанский кинематограф берет человека и, сводя его функции к минимуму, превращает того в насекомое, то Дарденны берут насекомое и делают из него человека.

Бруно в невероятно пластичном исполнении Жереми Ренье — который органичен настолько, что кажется, будто Дарденны по привычке взяли на роль непрофессионала, — Мишелем Пуаккаром носится по холодному бельгийскому городку, вроде бы проявляя чудеса изворотливости, но на деле совершая исключительно лишние движения. Продажа собственного ребенка каким-то сомнительным личностям, у которых еще неизвестно что на уме, кажется чудовищным до неправдоподобия поступком — но вот увидите, в фильме это выглядит куда менее шокирующе, чем рисует воображение. Собственно, это даже естественнее, чем если бы Бруно, скажем, подыскал нянечку. Замечательное умение Дарденнов состоит как раз в том, что они избегают всякого надрыва, придерживая эмоции, как кипящую воду в кастрюльке, вплоть до самого финала — который, если продолжать водяные аналогии, становится очистительным.

Для того чтобы в XXI веке снимать кино ручной камерой, при естественном освещении, да еще про мытарства «маленького человека», нужно обладать либо датской наглостью, либо британским занудством, но Дарденнам, кажется, вовсе незнаком апломб, ни профессиональный, ни социальный. «Розетта», «Сын», теперь «Дитя» — это тот единственный реализм, который не нуждается в теоретических обоснованиях и, следовательно, не замешен на вранье. Режиссеры, ходящие в реалистах, как правило, пытаются преподнести урок обществу — Дарденны, уже прошедшие дисциплинирующую школу документалистики, сами берут у общества уроки. Парадокс заключается в том, что как раз такое спонтанное, как бы не срежиссированное, ворующее у жизни кино возвращает автору утраченную иллюзию всемогущества, делает режиссера не манипулятором, а создателем, для которого «детьми» — название в данном случае более чем прозрачно — являются в первую очередь совершеннолетние герои. Это взгляд сверху вниз в самом смелом значении этих слов — и взгляд участливый. Того, кому этот взгляд полагается по должности, похоронили еще задолго до кино.

7

Отзывы пользователей о фильме «Дитя»

Фото Евгений Ткачёв
отзывы:
656
оценок:
4592
рейтинг:
1167
5

«Дитя» братьев Дарденн оказался ярким примером незанудного соцреализма, хорошим уроком для таких схожих по тематике фильмов, как совсем свежий французский «Класс». По сюжету «Дитя» девушка Соня (Дебора Франсуа), ввернувшись из роддома со своим новорождённым сыном, отчаянно пытается привлечь внимание к мальчику со стороны его отца – Брюно (Жереми Ренье), вора с пролетарской физиономией. Однако тот, сам ещё ребёнок (особенно показательно это выглядит в той сцене, когда Брюно, дурачась, оставляет отпечатки обуви на стене), из-за своей алчности продаёт ребёнка в как бы хорошие руки. Однако уже вскоре дитя приходится в срочном порядке вернуть (Соня обращается в полицию), а Брюно предстоит-таки повзрослеть. Бельгийцы Дарденны любят указывать своим героям на их ошибки, но, что немаловажно, они не остаются просто сторонними наблюдателями, а дают эти ошибки персонажам через покаяние искупить. Пусть для того даже приходится войти в воду, чтобы, очистившись, выйти из неё уже совсем другим человеком.

1
Фото Ксения Добронравова
отзывы:
51
оценок:
131
рейтинг:
140
7

Мне всегда нравилось такое фестивальное кино, которое не показывают широким массам, а смотрят в одиночестве или с группой заинтересованных. Его главная особенность – простота, оно лишено ненужной мишуры и ярких страз, здесь все лаконично, спокойно, но так душевно.

Главные герои – Брюно и Соня – являются молодыми родителями, которые еле сводят концы с концами. Конечно, жизнь не самая простая, но уже поделать нечего, т.к. они ответственны за жизнь другого человека. Но несмотря на это Брюно не задумывается о будущем, а ищет легких денег, в данном случае ворованных или заработанных на ворованных вещах. Как понимаете, не совсем стабильный доход. Однако и это здесь не главное, куда важнее рост героев.

Молодой папаша думал, что раз ему 20 лет, то он все знает и умеет, а каждый его поступок – единственно правильный. Невольно он вызывает отвращение и презрение, но постарайтесь быть не осуждающими, все приходит со временем. В свою очередь еще более юная Соня получает небольшое пособие и искренне заботится о своем ребенке, поскольку чуть больше осознает весь груз ответственности. И все было бы если не идеально, то сносно, если Брюно не взбрело в голову нажиться на продаже своего собственного ребенка.

Еще пару лет назад мне бы такая ситуация показалась кощунственной, но не сейчас. Современный мир ожесточается, счастье измеряется деньгами, причем легкими и многие живут одним моментом, не думая о последствиях. И в ленте «Дитя» нам хорошо показан путь от одного действия к другому, осознание совершенных поступков и даже намек на зрелость главного героя. Финал немного смазан, но в этом-то и вся прелесть.

0
Фото Дмитрий Лысойван
отзывы:
70
оценок:
86
рейтинг:
204
7

Картина, ярко показывающая жизнь молодёжи спутником которой является бедность, серость повседневного бытия с кучей житейских проблем и неурядиц. Фильм реалистично отображает среду семейных отношений, если их можно назвать семейными, и с волнением, с переживанием наблюдаешь за персонажами ленты на протяжении всей картины.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Данная фильма позанятнее предыдущей дарденнской («Сын», ясен хуй, хотя тому фильму больше бы подошло заглавие «Щенок»), но не то чтоб она прям без базара была достойна второй «Золотой пальмовой». Ибо метод всё тот же – и он уже ни хуя не так доставляет, как в «Розетте». Ну то есть не то чтобы прям ни хуя не так, но – не так. Не так все-таки. Историйка типа вконец уже такой динамичной стала, чуть ли не авантюрной, ну и заканчивается она, конечно, ровно на том и ровно тем, чаво и следовало тута ожидать. И я как знал, что они, братцы, как завсегда, оборвут съемку несколько как попало, на некотором, што ли, полуслове, – ну это, значица, опять такая привычная для них ихняя спесыфысская точка, нах. То бишь и точка есть, и всё прочее – дарденнская вся эта хуйня. И ничё лишнего, и вместе с тем ничё особо нового. Тем не менье нащёт «Дитяти» энтой ишо более очевидно, чем нащёт «Щенка», что ее-то уж ой как мона посмотреть. А вот прям так уж обратно-таки нуна ли? Не очень-то простецкий вопросц.

0
Фото Татьяна Таянова
отзывы:
182
оценок:
182
рейтинг:
347
9

Фильмы с такими темами и героями (маргиналы, лишние, неустроенные, всего лишенные, преступившие), как правило, камнем падают и давят. А тут – свет. Малую травку родить – труднее, чем разрушить каменный дом (Розанов). Давать ответы всегда ответственнее и честнее, чем топить в больных вопросах. Потому смотришь Дарденнов – и хочется закинуть голову кверху и улыбнуться: ненужных нет. И от того еще улыбнуться, что их золотые рыбки могут играть на солнце даже в аквариуме, наполненном навозной жижецей.

Вихрастый, с виноватой улыбкой, глупой ухмылкой, пацанской поступью и кучей ошибок и проблем. Больное большое дитя, душа из грязи, нежности и грусти. И еще он странник. Такой, который и от «странный», и от «странствующий». Отлученный от города и мира, отчаянно уклоняющийся от всего, что не может везти, гнать, лететь, ускорять, стремить. Нищий духом (юродивый) и карманом (бедняк). Ни связей, ни ниточек, ни хотя бы разошедшихся швов как доказательства, что когда-то что-то держало реальность рядом.
В непривязанности есть своя поэзия. Да. В свое время ее вознесли до небес романтики: уединенность, устраненность, неприкасаемость, неотмирность, невещественность, жизнесон… Так было, если помните, и в «Моем личном штате Айдахо» – сладкой колыбельной Ван Сента о вожделенном покое для маргиналов любого племени, времени, места и размаха.

Как и Ван Сент, братья Дарденны сняли вовсе не социалку, не прозу дней городской бедноты, не стихийный протест маленьких, униженных и оскорбленных. Они явили странствие души, а не праздноскитание, не праздношатание без дела и цели. Весь фильм герой бежит, спешит, стремится, алчет, пытается что-то найти. Он сам не знает, чего жаждет, как и многие, кто никогда не останавливался в своей спешке, своем побеге от пустоты реальности. Ну, точно не денег он хочет. Ими он (как Раскольников – старухиными) и не воспользовался. И не света (герой лишен рефлексий и не способен на внутренние дебаты о добре - зле, тьме - сиянии).

В беге своем, в гонке, в спехе он ищет одного – остановки, покоя, приюта, ночлега. И теплой руки, что погладит по голове и прильнет вместе с ласковым словом прямо к бесприютному сердцу. И боль растопится…

0

Галерея