Киноафиша Москвы

Фильм «Долгая помолвка»

Un long dimanche de fiancailles (2004, Франция)

7.1
0:00 / 0:00
0:00

Долгая помолвка (без перевода)

Смотреть трейлер

Мелодрама по роману Жапризо с хромой Одри Тоту в главной роли.

Зимой 1917 года в траншеях на Сомме пятеро французских солдат совершили самострел, были арестованы, осуждены трибуналом и брошены на передовую. По официальным сведениям они числятся погибшими в бою, и только 19-летняя Матильда (Тоту), невеста одного из самострельщиков (Ульель), не верит похоронке и предпринимает собственное расследование. Начинающаяся как детектив, к концу эта сентиментальная киногравюра по книге Жапризо достигает накала самых печальных картин о трансцендентной любви.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1755

Зимой 1917 года в траншеях на Сомме пятеро солдат французской армии прострелили себе правую руку, чтобы их отправили в госпиталь. Вместо этого они были арестованы, осуждены полевым трибуналом и брошены на передовую. Согласно официальным сведениям, распространенным по окончании военных действий в 1919-м, все они числятся погибшими на поле боя. Только 19-летняя ровесница века Матильда (Тоту) не собирается верить похоронке: Манека (Ульель) отправили с солнечной корсиканской фермы их детства на Сомму в день их помолвки. И юная деревенская хромоножка предпринимает собственное расследование событий 1917 года.

Железобетонная логика любящего сердца по Жене и, добавим, Тоту, которую после «Амели» можно считать его полноправным соавтором, сравнима с дедуктивным методом Шерлока Холмса: к заковыристой загадке бельгийской траншеи подберется ключ. По жанру фильм, снятый по роману маленького принца галльской беллетристики Себастьяна Жапризо, вполне попадает под определение «детектив». Вот только в случае «Помолвки» речь не идет о расследовании убийства или другого уголовно наказуемого поступка. Это в чистом виде восстановление картины бедствия — с ложными ключами, напрасными апелляциями и дюжиной блестящих камео разного ранга звезд вроде скальпельно точной Джоди Фостер в костюме рыночной торговки.

Жене, как и в «Амели», не жалея сил декораторов и мастеров спецэффектов, возлагает на могилу своего монохромного французского детства цветы картин дигитального Парижа, где нет цветных, пробок из дешевых, купленных на овердрафт машинок и лиц, перекошенных налогообложением, а только шляпки, украшенные страусиными перьями, и сверхценностное отношение к любви. Тоту оказывается идеально подогнанной болванкой под шляпки, а Гаспар Ульель, тот и вовсе обещает стать новым Депардье-Делоном-Трентиньяном.

Как и с любым детективным сюжетом, антигуманно раскрывать его ходы и тем более развязку. Замечу лишь, что к концу эта сентиментальная киногравюра достигает накала самых печальных картин о трансцендентной любви.

2

Отзывы пользователей о фильме «Долгая помолвка»

Фото Дмитрий Жигалов
отзывы:
338
оценок:
471
рейтинг:
1425
9

Зимой 1917 года на Соммском фронте пятерых французских солдат вытолкнули из блиндажа на нейтральную полосу за то, что они прострелили себе кисти рук, желая попасть домой. Одним из пятерых был юный Манек – жених очаровательной хромоножки Матильды, в которую он влюбился ещё ребёнком. На следующее утро по нейтральной полосе прошли бомбардировка, артобстрел и очередная французская атака, захлебнувшаяся в крови под пулеметами.
После войны Матильда, отказываясь поверить в гибель любимого, пускается на его поиски, используя для этого все возможные и невозможные средства.

Жан Пьер Жене, автор воздушно-розовой «Амели», наконец-то нашел то, чем ему в прежнем фильме так недоставало.
Война.
Обезоруживающие кадры сражений, когда поднимающихся из окопа атакующих ураганным огнём сваливает обратно в окоп; когда артиллерийские снаряды попадают прямо в людей; когда на выбегающих из горящей пшеницы солдатах патронташи взрываются точно как фейерверки...
Ужасы боёв уравновешивают романтизм Жене, его идеалистическое восприятие реальности, которое невозможно ни смягчить, ни отменить. Поэтому безупречным сюжетом для следующей «Амели» мастера стал сюжет про Первую мировую бойню.

В первой «Амели» жизнь не представлялась суровой, и чтобы смягчить свой безграничный романтизм, Жене сделал всех героев немножко неадекватными, ненормальными. Такие типа «стою на асфальте я, в лыжи обутый…». Ассоциировать себя с «лыжеобутыми» было трудно – поэтому на «Амели» смотрели как на забавный опыт, игры странных, и кино было «не про нас».
В «Долгой помолвке» Жене убрал этот барьер. Все герои – реальны, и неадекватность в них умеренная, отчего абсолютный романтизм – супероружие французского визионера – бьет по зрителям молотом, сваливает в окоп, заставляет рыдать.

В фильме умело сочетаются трогательная любовная линия и детективный сюжет, каждый поворот и новое открытие в котором воспринимаются чуть ли не с личной заинтересованностью.
История – душераздирающа. Поглощающая любовь и разъедающая сердце разлука. Вечная игра в угадайку, на которую только и опираешься, когда больше невозможно терпеть сводящую с ума неопределенность. «Если я дочищу яблоко, и кожура не оборвётся – значит, Манек жив».
Временами кажется, что Жене все это где-то подглядел и подслушал: делал фильм – а получил жизнь, и все про нас.
Вовлечение ещё глубже и сильнее от насмешливо-иронического тона, который взял закадровый рассказчик. Контраст романтики взгляда и цинизма звука превращает восприятие в до предела натянутый нерв.
Я впервые оцепенел на фразе рассказчика: «И вообще у Матильды был легкий характер: она решила, что если нить не приведет её к Манеку, это ничего – на ней всегда можно повеситься». С тех пор оцепенение и поглощенность фильмом меня уже не отпускали.

В «Долгой помолвке» куча режиссерских находок. Примеры приводить не буду, чтобы не раскрывать самую их соль… Просто сообщу, что ни в одной сцене «Долгая помолвка» не повторяется – нет ни повторов чужого, ни самоповторов. Сто раз использованные в Голливуде и напрочь заезженные слова и сцены – это не к Жене. Смотря «Помолвку», порой складывается ощущение, что этот режиссер вообще выдумывает кинематограф заново.

В «Долгой помолвке» много символизма, связанного с восприятием жизни и выборами разных дорог. Например, две девушки – Матильда и Тина Ломбарди – ищущие исчезнувших на нейтральной полосе любимых. Одна выбрала путь любви, другая – путь ненависти и мести. Добро и зло, надежда и отчаяние – две разности, две крайности, которые разделяет знание.
Сам Жан Жене настроен на оптимистическое, романтизированное восприятие мира. Он влюблен в жизнь – со всеми её красотами и ужасами (показанными в фильме без купюр), с трагедией и комедией, с запруженными улицами и рынками старого Парижа. Жене верит, что если смотреть на все с любовью и иронией, сам мир станет лучше – преобразится в гармонию и уют. И он смотрит…
Другой пример символизма «Помолвки» - параллель между Матильдой и борющимся с ветром Альбатросом: «Альбатрос – упрямая птица. Она верит, что ветер сдастся раньше неё».
Матильда тоже такая. Её не удержать секретностью документов и высотой архивных полок, если нить ведет её к Манеку. Она не допускает даже возможность несчастливого исхода: любовь – это неиссякаемая вера в хэппи-энд. И пощечина французскому сержанту – одновременно пощечина судьбе: вы убили мою надежду, приведя к могиле любимого…

Всё. Точка.

А из вас бы ушла любовь (не только к Манеку – к миру), окажись вы прямо перед надгробием, под которым – он?

5
Фото Short_story
отзывы:
234
оценок:
236
рейтинг:
186
9

Ох, ну и прекрасный фильм - слоенный круасан с божественной шоколадной начинкой; резная решеточка с яркорозовыми цветами наверху; бардовый навес над маленькими круглыми столиками с прозрачными бокалами вина.. В общем, максимум французского обаяния, чувственности в глазах Одри Тоту и каллиграфического исполнения от Жан-Пьера Жёне. А в бонус - целый детектив, не хуже Агаты Кристи.

2
Фото alzhu
отзывы:
85
оценок:
157
рейтинг:
307

Матильда стоит перед выходом в сад. Оттуда веет теплым ветерком. Она делает шаг в теплую зелень, потому что уже давно знает, что будет, если...
Самый крупный проект Жан-Пьера Жене (Амели, Чужой:Воскрешение) - картина нежная, осмысленно чувственная и очень трогательная. Фактически, она безупречна, - как с технической, так и с драматургической сторон она напоминает этакий французский аналог "Спасения рядового Райана". Только тоньше, волнительней и человечнее. Здесь есть и теплота мирной жизни, и озноб войны с ее передаваемыми из поколения в поколение страшными историями, и женские глаза с расширенными зрачками, полными соленых слез, и грандиозный Париж начала века с рыночными торговками с лицом Джоди Фостер, и нейтральная полоса смерти из крови и грязи, и мужественные женщины с изувеченными ногами, и потерянные мужчины с изувеченными судьбами, и за каждым - своя трагедия эпохи Первой Мировой. Бесспорный шедевр.

2
Фото Mike
отзывы:
24
оценок:
10
рейтинг:
13

Прекрасный французский фильм. В нем мало новаторского, но он безупречно красив и отличается тщательной продуманностью каждой детали, каждого кадра.
Это не продолжение Амели. Это "хорошее старое европейское кино" без осточертевшей привычки европейских режиссеров заниматься воспеванием всего маргинального.
В этом году был уже один такой истинно французский фильм - "Бон Вояж" ("Счастливого пути") с Депардье.
Очень-очень рекомендую оба фильма.

1
Фото Anna U.
отзывы:
412
оценок:
411
рейтинг:
382
7

Неплохой фильм с качественным актерским составом. В главной роли Одри Тоту, ее возлюбленного играет Гаспар Ульель, а на десерт сама Марион Котийяр в очень подходящей ей роли шлюхи.
Я очень люблю европейское, а в частности, французское кино, оно очень легкое, воздушное и всегда оставляет приятное послевкусие. Как и этот фильм про девушку, которая очень долго ждала с войны своего жениха и даже узнав, что он погиб, не перестала верить и надеяться.
Вообще фильм очень похож на "Амели", оно и понятно, ведь его снял тот же самый режиссер. Та же легкость, немного фантазии, как-то не совсем обычно снято, практически всегда лица крупным планом.
Но единственный минус, как мне показалось, слегка затянуто, а местами нудновато. Но все равно фильм весьма хорош!

0

Оператор фильма «Долгая помолвка»

Фотография Брюно Дельбоннель

Фильмов: 14

Брюно Дельбоннель
Начал карьеру с сотрудничества с режиссером Жан-Пьером Жене, которое продолжается и по сей день. Работал над картинами братьев Коэн, Тима Бертона и Александра Сокурова. Нагляднее всего визуальный стиль Дельбоннеля иллюстрирует «Амели»: как правило, оператор использует очень теплые цветовые палитры на основе желтого и зеленого. Также любит эффект зернистой пленки, что в сочетании с цветовыми решениями создает легкий налет ретро. Его стиль ценят в профессиональной среде: у Дельбоннеля несколько номинаций на «Оскар».

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить