Фантастика, Драма |
Ален Рене |
24 апреля 1968 |
1 час 34 минуты |
Еще один фильм-исследование человеческой памяти, сознания, внутреннего мира человека, построенный режиссером Рене по не очень простым формам. Научная группа, построившая странный аппарат по изучению течения времени, старается найти человека для эксперимента в нем. Можно было бы взять какого-либо смертника или обреченного больного человека, но находится некто Клод Ридде (Клод Риш), который только что прошел курс реабилитации после попытки самоубийства, однако не прочь рискнуть ради таких-то целей. Технически, задание довольно простое – он, будучи помещен в эту странную гигантскую капсулу, куда, для полноты эксперимента, запихнули заодно и мышь в клетке, должен пережить одну минуту из своего прошлого, однако то ли эксперимент пошел не так, то ли наука еще не готова к тому, чтобы браться за такой сложный процесс, как память, так или иначе, вскоре Риддер начинает переживать и другие моменты из своей жизни, связанные порой не очень сильной нитью с той самой минутой, которую он должен переживать на самом деле. Так мы узнаем о том, как он дошел до точки в своей жизни, когда захотел ее оборвать.
В плане формы повествования Ален Рене в свое время был на самых передовых позициях в борьбе с мейнстримовым кинематографом, за что частенько оказывался в рядах представителей «новой волны» французского кино, но на деле имел с ними сходство лишь внешне – его эксперименты и его борьба были важны для него не как самоцель, как это было в случае Годара и других, а как способ достижения результатов исследования теорий, которые тревожили практически всю его творческую жизнь – что есть память, как выразить человеческие воспоминания и феномены внутреннего мира посредством кинематографического языка, как сочетаются те или иные фазы, стадии, уровни восприятия воспоминаний одним человеком или связанными между собой людьми. Понятное дело, что обойтись простым языком в данном случае обойтись не получится и режиссер, вслед за остальными своими важными работами, снимает фильм, который половина критиков и теоретиков кинематографа считает величайшим творением в искусстве, половина едко и цинично поливает обидными эпитетами, а среднестатистический зритель или старается его не смотреть или испытывает во время просмотра не всегда комфортные чувства.
Экспериментальные приемы Рене, впрочем, уже узнаются быстро. Это и бесконечно повторяющиеся паттерны, которые на этот раз поразили визуальную составляющую фильма. Это и обязательная тема любви, анализировать которую автор, конечно же, не берется, но как катализатор для процессов, связанных с памятью и сознанием, использует вновь и вновь, каждый раз все с тем же успехом. Единственное, что отличает подход Рене в данной картине от предшествующих ей лент – доля фрейдизма и психоанализа в этот раз принимает определяющую форму. По сути это «фантастическое» путешествие во времени напоминает процесс погружения в гипноз в попытке найти решение внутреннего конфликта Клода. Однако же, никакой терапевтической силы он в себе не несет, вместе этого предлагая исключительно исследовательский интерес. Очень легко представить рядом с учеными, что суетятся вокруг капсулы, самого Алана Рене, с хладнокровием записывающим пугающие выводы непростого эксперимента.