1645 год. Карл I, король Великобритании и Ирландии (Эверетт), оказывается под замком: буржуазная революция в Англии победила. Вскоре, если верить Дюма, его кровь окропит мушкетеров, прячущихся под эшафотом; а пока предводитель восстания, мещанин и истерик Кромвель (Рот) рука об руку с неотразимым аристократом и полководцем Фэрфаксом (Скотт) под троекратное «ура» черни шествует к Вестминстеру.
На Московском фестивале 1971 года за исполнение роли Кромвеля в биографическом фильме Кена Хьюза Ричард Харрис был удостоен серебряного приза. Двадцать два года спустя англичане вновь привезли на московский конкурс добротную кинореконструкцию знаменательного события. Впрочем, режиссер Майк Баркер («Лучшие планы») видит главным героем своей версии не Кромвеля: «Кромвель — уже почти карикатурная фигура. Его можно любить или ненавидеть; я перечитывал сценарий дважды и в первый раз пришел от Кромвеля в полный восторг, а к концу второго считал его законченным мракобесом. Кромвель все-таки убийца, да к тому же одержимый манией величия. Фэрфакс в силу своей неизвестности более интересен: якобы лучший друг Кромвеля, фигура отчасти баснословная — так и не ясно, был ли он соратником, предателем или просто дальним знакомцем горбатого безумца. В «Убить короля» меня интересовала дилемма, сочетание черного и белого: камера мечется от открытого лица Дагрэя Скотта к угрюмой роже Тима Рота и обратно. Фэрфаксу я определил роль наблюдателя, в то время как Кромвель одержим идеей убить короля и заодно уничтожить всех его приближенных». — «Но ведь в вашем фильме Кромвель и Фэрфакс — лучшие друзья». — «Хорошо, давайте скажем так: мой Кромвель хочет расправиться с тем, кому предан его любимый друг, любимый чуть больше, чем подразумевает обычная мужская дружба».
Очень неровный фильм. Великолепно снято, отлично передана атмосфера, хорошие актеры... Очень убедительный Карл, интересный Фэйрфакс. И, как всегда, с Кромвелем сильно напортачили, сделав из него какого-то Робеспьера. В результате весь сюжет получился скомканным и не вполне убедительным. Но посмотреть стоит, хотя бы ради костюмов, зданий, и, разумеется, вида Карла, идущего на плаху.