Киноафиша Москвы

Фильм «Ежик в тумане»

(1975, СССР)

7.7
0:00 / 0:00
0:00
Смотреть онлайн

Шедевр Юрия Норштейна.

История про ежика, спешащего сквозь ночной лес к своему другу медвежонку. В 2003 году на токийском «Анимационном фестивале Лапута» «Ежика» признали самым лучшим мультфильмом всех времен и народов, а год спустя, там же в Токио, Юрия Норштейна наградили «Орденом восходящего солнца».

Отзывы пользователей о фильме «Ежик в тумане»

Фото Alexander Makarov
отзывы:
41
оценок:
679
рейтинг:
37
9

Ну какую рецензию можно написать об этом, чуть ли не самом культовом фильме вот уже нескольких последних поколений? Кроме банального "Это наше все!" ничего в голову не лезет. А может оно и не надо? Просто это наше все...

Фото Юлия
отзывы:
301
оценок:
868
рейтинг:
517
9

Какой же классный мульт!!!
Но в детстве я очень боялась, когда ежик заблудился и бегал в тумане, искал свой узелок... сейчас смотришь и смешно)))

Фото Анастасия Яковлева
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
9

Недавно пересмотрела, не знаю, к счастью или к сожалению, что мультипликации подобного формата практически нет, произведение действительно уникальное.

Фото Лера
отзывы:
22
оценок:
31
рейтинг:
20
9

Истинный шедевр отечественной мультипликации!! Просмотр этого мультфильма - непременное must do в жизни любог уважающего себя человека!!!

Фото Dmischer
отзывы:
39
оценок:
39
рейтинг:
45
9

Меня тут спросили, заглядывая доверчивыми глазами снизу вверх, в чем же заключается сакральный смысл и эсхатологические по сути глубины культового детского мультика «Ежик в тумане». Отвечаю.

Если вы хотя бы немного в курсе знаменитой мифологемы Тарковского-Стругацких, зафиксированной на целлулоиде приблизительно в те же годы, то аллюзия самая очевидная: Туман — это Зона, Ежик — это Сталкер. Медвежонок со звездами и с малиновым вареньем — это, безусловно, аналог Заветной Комнаты, куда, вообще говоря, и лежит путь Ежика и где, по умолчанию, исполняются самые сокровенные желания. Ибо, если не считать по ночам звезды, то какого хрена вообще тогда в жизни делать?! Ежик разбрасывает вкривь и вкось свои метафизические гайки по принципу «Чур меня, чур!», жмурит глаза, ступает по опавшей листве наощупь, в пустоту, где любой неверный шаг — гибель, и каждую секунду прощается с бытием, но назад тем не менее не поворачивает. Как и положено в притче, тут везде понатыканы символы. Туман (Зона) — Тревожная Неизвестность. Ежик — страх перед неизвестностью, доверительная покорность судьбе ("Я ежик. Я упал в реку. Пусть река сама несет меня") вкупе с непонятной и жертвенной решимостью добраться-таки до цели. Как и в Зоне, в тумане все меняется с головокружительной быстротой. Вместо условных автоматчиков тут — летучие мыши и совы. Вместо стихов Тарковского-старшего белая лошадь — благая весть, индуисткий фетиш, воплощение Вишну. Благоволящая же герою собака наличествует в обеих картинах, и нам таким образом красноречиво дают понять, что собака — друг не только человека, но и Ежика тоже. Во всем этом для Ежика не просто дурной экстрим и адреналиновые забавы, нет! - это одно из незыблемых условий самореализации его личности, — что однозначно роднит его со Сталкером, находящим в смертельно опасном марш-броске в Зону смысл жизни и высокое предназначение. Ибо без Сталкера никто не сможет попасть в Заветную Комнату, а без Ежика некому будет считать звезды — те, что слева от печной трубы. Так что в известном смысле оба они — и Ежик, и Сталкер — миссионеры.
Мало кому известно, что именно Юрию Норштейну первоначально было предложено экранизировать знаковую семидесятническую повесть "Пикник на обочине", и кто знает, чем бы там закончилось дело, если бы не вмешался со своим самоваром Андрей Арсентьевич. В конце концов, первоисточник остался за Тарковским, а Норштейн, взяв за основу детскую сказку С. Козлова, послушался своей доброй знакомой Людмилы Петрушевской и препарировал ту же идею в привычном для него формате мультипликации. Именно точеным профилем Петрушевской, который, опробывая новый чехословацкий карандаш, Норштейн быстренько набросал в своем карманном блокноте, и был вдохновлен внешний облик Ежика, ставший впоследствии каноническим. Таким образом, помолясь, в производство запустились сразу оба — и Норштейн, и Тарковский. Оба они, заручившись книжкой-исходником, творили параллельно каждый свой мир и несомненно, ревниво отслеживали успехи друг друга, что естественным образом подразумевало цитаты, заимствования да и — чего греха таить? — просто неприкрытую зависть. В частности, Тарковский был до такой степени впечатлен премьерным показом «Ежика» в Доме Кино, что сразу по выходе отправился в ресторан ВТО, где полночи угрюмо опрокидывал в себя рюмку за рюмкой, а ближе к рассвету, пробравшись в цеха «Мосфильма», самолично засветил уже отснятый им первый вариант «Сталкера», соврав потом приемной комиссии про брак пленки, полностью переписал сценарий и снял годом позже на прежний мотив и остатки бюджета совершенно другую, уже абсолютно ежикоподобную историю. Стругацких убирать из титров уже не стали. Ну, а фрагмент торжественного, почти религиозного шествия Ежика по туману с дрожащей на ветру свечой Тарковский не постеснялся использовать в следующем своем фильме — в «Ностальгии».
Не обошлось без влияния «Ежика» и в зарубежном кино. Взять хотя бы архипопулярного в России джармушевского "Мертвеца" с рискованным путешествием в Лету вечности (читай - в никуда). Там похожий на ежика грустный и никчемный Джонни Депп с символическим узелком (возможно, тоже банка с малиновым вареньем?) обреченно бредет по Дикому Западу в призрачной надежде найти работу и достойную жизнь (читай — Заветную Комнату, согласно american dream) и в конце концов погружается в такой, не побоюсь этого слова, туман, что никаким Стругацким и не снилось. По факту чего он и уплыл в конце концов на метафорической лодке к метафорическим звездам — в точности, как и наш Ежик на большой говорящей рыбе — обретя тем самым себя настоящего. Вывод налицо: Джармуш «Ежика» смотрел, брал на карандаш и как мог, тоже им вдохновлялся.

Любите кино:)


Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить