Москва
Написать отзыв

Все отзывы о фильме

1972, СССР, Россия, IMDb: 8.1

8.0
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Михаил Трофименков
Фото Михаил Трофименков
отзывы: 82
оценки: 67
рейтинг: 262
9

Психолог Крис Кельвин (Банионис) поймет, что обитатели космической станции, наблюдающей за планетой Солярис, не так безумны, как кажутся, когда в его комнату войдет давно покончившая с собой возлюбленная Хари (Бондарчук).

«Низкие» жанры, включая фантастику, несут в себе больше мистического смысла, чем возвышенные трактаты. У истерзанных Солярисом астронавтов исступленные, угловатые лица, словно выписанные мастерами Северного Возрождения, не знавшего спокойной гармонии итальянского Кватроченто. Гармония лишь иллюзия, лишь сон космоса. За миллионы световых лет от Земли от нее остаются лишь бессмысленные, зря терзающие душу образы былых идолов, беззащитных перед идолом — Океаном. Мыслящий Океан Соляриса, наполняющий пространство стонами неприкаянных душ, терроризирующий людей нашествием их былых, теперь воплотившихся, грехов и преступлений, ужасен. Но ужасны и автострады Токио 1972-го. Ужасен дарованный Крису якобы идиллический муляж навсегда потерянного дома, населенного родными мертвецами. Знакомый дом вывернут наизнанку: дождь идет не на улице, а в комнатах. Вокруг расстилается все тот же безжалостный Океан, волны которого колеблют безобидные подмосковные водоросли. Ты хочешь обнять любимую женщину, а ее кожа покрывается панцирем льда. Хочешь прикоснуться к знакомому хрупкому телу, а оно разносит в осколки металлическую дверь. «Солярис» — замаскировавшийся фильм ужасов. Но речь в нем идет об ужасе воскресения и об ужасе вечной жизни, которую обретают (для тех, кто остался на Земле) покинувшие ее астронавты.

4
0
...
1 января 2001
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Евгений Ткачёв
Фото Евгений Ткачёв
отзывы: 675
оценки: 9476
рейтинг: 1326
7
Скафандры в шкафу

Психиатр Крис Кельвин (Банионис) прибывает на станцию планеты Солярис и находит её в жутком беспорядке. Персонал из двух человек влачит жалкое существование, а один – доктор Гиборян – покончил жизнь самоубийством, так как его заела совесть. У Кельвина, кстати, выражаясь астрономическим языком, тоже есть свои скафандры в шкафу. И в скором времени они материализуются в лице его бывшей и вроде как покойной жены Хари (Бондарчук). А такое возможно, потому что океан Соляриса, по сути, наделённое разумом существо, способное извлекать из закоулков человеческой памяти самые болезненные воспоминания.

Постановка Тарковского немногословна, и даже те слова, которые произносят главные герои, звучат чаще всего тихим голосом. Главную ударную силу тут на себя принимает ухо Баниониса – крупный план кинокамеры на несколько секунд фиксирует каждую его черточку. Как фиксирует и печаль на лице Натальи Бондарчук, которую не одним рентгеновским лучом не измерить. Кто-то состоит из атомов, кто-то из нейтрино. Тарковский в этом случае имел ввиду, что он ведёт рассказ не о исследование космоса, а людях (и о тех, кто в душе человек). О их непростых взаимоотношениях. О моральной выборе и нравственной стойкости. О том, что и на Земле и за её пределами, люди везде решают одни и те же проблемы, пусть иногда другого порядка. Однако, складывается впечатление, что его фильм и о том, что принято называть вечностью. Растянутая концовка с открытым финалом – время ужасных чудес ещё не прошло.

2
0
...
12 июня 2008
Фото Елизавета
Фото Елизавета
отзывы: 742
оценки: 1108
рейтинг: 589
9

мне показалось, здесь каждый найдет что-то свое..
Банионис великолепен.. как актер и как типаж..
эта схожесть водорослей-папортников на Земле с Океаном Соляриса ужасает и угнетает, а в конце наоборот умиротворяет душу.. я не анализирую, а констатирую..
по мне, так главное не Океан, Космос и умершая Хари - главное про людей.. это на самом деле очень простое и честное кино. и это замечательно!!! и музыка Баха оч. порадовала!!!!!!

1
0
...
15 августа 2009
Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1411
рейтинг: 587
9

Над тем, что в последствии станет третьей картиной Андрея Тарковского, работа началась еще где-то в 1968 году, как раз в самый разгар шумихи и чиновничьего скандала вокруг фильма «Страсти по Андрею». Может быть именно поэтому Тарковскому предложили, а он согласился снять фильм по роману Станислава Лема, знаменитого фантаста, тем самым войдя на территорию совсем уж безопасного жанра.
Работа над сценарием велась до 1969 года, совместно с писателем Фридрихом Горенштейном. Первый вариант ждала примерно та же участь, что и работа над «Ивановым детством» - скандал с автором первоисточника. Только на этот раз все было гораздо громче, так как Лем – писатель куда более известный, чем Богомолов - ругался последними словами, тыкая в сценарий, где три четверти действия фильма происходят на Земле, а в конце Кельвин благополучно возвращается домой со своей женой Марией. Тарковский согласился с возражениями и переписал большую часть, оставив из «земных действий» только одну четверть и разобравшись с «женой». Лема это, впрочем, не успокоило, он продолжал кипеть и протестовать, уповая на то, что книга совсем не о том, а вовсе о другом, но Тарковский на упреки эти не реагировал и начал набирать актеров, подготавливаясь к съемкам, которые начались в 1970-м году.
Точней, в 1970-м году зимой планировалось начать снимать зимние сцены «на Земле», но подбор актеров оказался слишком кропотливым. Все время вмешивались чиновники из ГосКино и МосФильма. Особенно трудным оказалось найти актрису на роль Хари. Сначала режиссер хотел взять туда шведку Биби Андерсон, потом свою бывшую жену Ирму Рауш, но в результате взяли двадцатилетнюю Наталью Бондарчук, дочку знаменитого и талантливого советского режиссера. Так что снимать начали в марте 1971-го года и снимали до самого лета.
Во время съемок Тарковский поругался еще и со своим постоянным оператором – Вадимом Юсовым, вроде как, по поводу линз. Поэтому «Солярис» стал последним фильмом, где они работали вместе. Кроме того, не было взаимопонимания у режиссера и с исполнителем главной роли – Донатосом Банионисом. Точней, актер не понимал, чего от него требует Тарковский, так как тот действительно не мог ясно объяснить, что он хочет. О своих проблемах он жаловался своему дневнику, указывая на вечные размолвки внутри съемочной группы и балансировании на грани сроков, тогда как фильм еще далек от завершения. «Снимать 'Рублева', по сравнению с этим, было все равно, что съездить на пикник», писал он.
К сентябрю кончилась цветная пленка, поэтому остальное снимали уже на черно-белую. Сцену в «город будущего», когда Бертон возвращается с дачи, снимали в сентябре 1971 года в Токио, опять же, на черно-белую пленку – так было дешевле. Последним сняли сцену, когда Кельвин находит тело Гибаряна. Это было 10 декабря того же года. А уже 30-го декабря состоялся первый показ картины, который, вопреки страхам и благодаря новогоднему настроению, прошел вполне спокойно и фильм приняли для проката, который начался широко по всей стране 20 марта 1972 года, за три месяца до того, как был показан на Каннском кинофестивале того года, куда вместе с фильмом приехал сам автор и, несмотря на то, что приняли картину более прохладно, чем предыдущие работы, «Солярис» выиграл Специальный Приз Жюри.
Конечно, первым делом «Солярис» начали сравнивать с шедевром Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», называя его «русским ответом» этой картине, что в корне неправильно. Если американский гений снимал, уставившись камерой в бездонное пространство космической дали, то русский привязал своих героев к Земле такой веревкой, что если тут и есть бездонное пространство, то отнюдь не космического характера, а глубинно-психологического. Да и в оригинале, как признается сам Лем «в космосе гораздо лучше, чем на Земле, а Тарковский снял фильм, где все наоборот».
Но фильм, при этом, оказался весьма мощным и свежим взглядом в жанре фантастики. В сцене, когда действие на Земле плавно переходит в события в космосе, сделано все возможное, показать, что в данном случае открытое межзвездное пространство – это, вполне возможно, внутренний космос отдельно взятого человека, такой же безграничный и наполненный не менее страшными загадками, тайнами и необъяснимыми чудесами, что замечательно стыкуется с происходящими событиями с людьми, вращающимися на орбите вокруг планеты-океана.
Что же касается личностных параллелей, то «Солярис» более автобиографичен, чем это может показаться с первого взгляда. В 1965 году Андрей ушел от своей жены Ирмы к другой актрисе – Ларисе Кизиловой, с которой поженился в 1970 году, когда шла работа над подготовкой к съемкам «Соляриса». Чуть позже у них родился сын, но режиссер все еще переживал по поводу разорванных отношений с Ирмой. «Однажды, она мне приснилась и мое сердце наполнилось болью», пишет он в своем дневнике. Поэтому многие события, связанные с героиней фильма Хари, так или иначе связаны эмоционально с переживаниями самого автора, который хотел даже, чтобы Ирма снялась в этой роли. На эти переживания нахлынула и волна обострения отношений с родителями, которые не одобрили его развода, да и сам Андрей признавался, что несмотря на то, что очень их любил, ему было с ними тяжело, равно как и им с ним. Все это подобным же образом отмечено в фильме. Особенно в сцене, когда Кельвин возвращается домой, желая быть прощенным.
Работая над фильмом под грузом переживания относительно разрушенного первого брака и отношений с отцом, Тарковский снял более печальный и более сильный фильм, чем планировал. Однако сеанс психоанализа этой картины не смог побороть и разрешить все психологические трудности автора. С этим он постарается справиться в своем следующем фильме – «Зеркало».

8
0
...
11 сентября 2009
Фото Кси Икс
Фото Кси Икс
отзывы: 237
оценки: 236
рейтинг: 287
3

Все лучшее в фильме - это сюжет и идея Лема, экранизация же, на мой вкус, получилась куцой и схематичной. Зато по пять минут показывают поездку машины в туннеле и поверхность Соляриса. Лучше бы это время добавили на взаимоотношения героев, а то смысл всего держится на двух фразах, а остальное - проходы туда-сюда. Вот из-за этих проходов и получилось аж 2 серии.

0
0
...
14 июня 2012
Фото Родерик Споуд
Фото Родерик Споуд
отзывы: 110
оценки: 110
рейтинг: 116
9

Забавно, а общий рейтинг Соляриса всего на четверочку...
оплошал, видать, Тарковский, - не справился.
:)

Обсуждать, насколько хорошо снят фильм я не буду, (это не обсуждается).
Хочу поделиться парой-тройкой соображений.

Первое - с отправлением своих любимых в безвоздушное пространство.

По сюжету у главного героя появлялась Любимая, его начинала мучить совесть, и он от нее избавлялся. Потом возникала новая Любимая, точно такая же как старая, его снова начинала мучить совесть и он снова сажал ее в ракету, потом появлялась новая и так далее.

Как я себе это вижу:
Речь идет о мужчине, который как 99% мужчин делал что-то такое, после чего его могла мучить совесть, в результате чего Любимой и его совести становилось слишком тесно на этой планете, и от Любимой приходилось избавиться.

Потом он опять же как мужчина,... а у мужчины имеют свойства появляться рядом "Любимые", заводил вроде бы как новую Любимую, которая очень, очень сильно напоминала старую, (можно даже сказать, была ее точной копией).
Некоторые вообще считают что все женщины одинаковые, но мы комментировать это не будем.

Вариант второй, (фантастический), каждый раз к нему приходила одна и та же любимая. Но это, на самом деле не важно.

Фильм о том, что человек с Совестью чрезвычайно жесток. Его совесть не дает ему мирно жить с его "любимыми" и заставляет его как "порядочного человека", посылать их в космос, только для того, чтобы потом встретиться с точно таким же любящим экземпляром. Опыт, нашего астронавта ничему не учит.

Как здесь выход - я не знаю. Ведь настоящее кино только ставить вопросы, но не отвечает. Может сменить пристрастия и подбирать себе других "любимых", (по фильму, скажем, отобрать видение другого члена экипажа и строить дружбу с ним).

Второе:
Там по фильму звучит прямым текстом мысль - мы любим то что можем потерять.
Вот сейчас поняли что можем потерять планету и сразу ее полюбили.

Я с этим несогласен. Потому что это любовь невротика. Это не любовь а страх потерять. и Тем более страх потерять без выбора.

В моем понимании Любовь, это что-то вроде самопожертвования когда ты не столько боишься потерять другого, сколько не боишься потерять самого себя. И как следствие - любовь, это действие.

Как Любовь сочетается с совестью, фильм на мой взгляд, ответа не дает.

Мне так кажется, главный герой не отправляет Любимую очередной раз в космос не потому что понял, что любит ее, а потому что понял, что это бесполезно, - она все равно вернется к нему.

Только вот в реальной жизни все гораздо страшнее. Например, в фильме не рассматривается такой вариант, когда Любимая возвращается и застает там другую "Любимую".


3
0
...
20 декабря 2009
Фото Ксения Романова
Фото Ксения Романова
отзывы: 209
оценки: 253
рейтинг: 113
7

Сам фильм не смотрела, но попробую угадать сюжет - тот океан, что окружал планету был насыщен плазмой из человеческих чувств: любви, страданий, переживаний, желаний и прочего.. И так получилось, что главному герою пришлось выловить в нем свою золотую рыбку из прошлого. Единственное, что конечно это все представлено в видении Тарковского и то, как это описал Станислав Лем.

0
0
...
5 сентября 2012
Фото Олег Подковыров
Фото Олег Подковыров
отзывы: 40
оценки: 101
рейтинг: 102
7

Гипнотический, проникновенный фильм великого русского режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского, снятый по роману известного польского фантаста Станислава Лема. Один из немногих фильмов, попадающих под определение научная фантастика. Что удивительно, ведь творчество Тарковского было далеко от этого, в общем то коммерческого и массового, жанра. Однако фантастическим оказался лишь фон, за которым скрывалась поэтическая, чувственная история о вине и искуплении, любви и потерях.

Ученый Крис Кельвин отправляется на космическую станцию, находящуюся на орбите планеты Солярис. Поверхность планеты покрыта океаном, который оказывается разумным, мыслящим существом, способным извлекать из сознания человека воспоминания и материализовывать их. На станции Крис встречается со своей женой Хари, покончившей жизнь самоубийством несколько лет назад.

Это напоминает катарсис. Крис, страдающий от чувства вины, считающий себя виноватым в смерти супруги. Ужас Хари, осознающей, что она не человек. Взгляд на кинопленку, привезенную Крисом с земли, - для него в прошлое, для нее – открытие нового мира. Мира, которому она не будет принадлежать никогда. Момент истины – покаяние, искупление своего греха, герой видит лишь в одном – полюбить нейронный клон жены, как настоящую женщину. При этом налицо полнейшее духовное очеловечивание Хари, высказывающую главную мысль фильма: “я люблю, а значит я человек!”.

Тарковский рисует невероятно глубокую картину. За неторопливыми, длинными кадрами, вроде бы лишенными явного действия, скрывается гипнотическая сила. Например, поездка Бертона на машине в город Токио. Эпизод, продолжительностью более 5 минут, в течение которого мы наблюдаем, как бы из глаз водителя, за дорогой. Постепенно сгущаются сумерки, зажигаются фонари и габаритные огни проезжающих мимо машин, свет в окнах домов. Мы погружаемся, все глубже и создается ощущение, будто мы отрываемся от Земли и летим к тому самому Солярису. Замечательная аналогия, потому что именно в это самое время Крис начинает свой полет.

Огромную роль в создании космической атмосферы играет музыка – неземные, синтетические звуки, воспроизведенные синтезатором. Кроме этого в картине присутствует лишь фа – минорная хоральная прелюдия Баха.

Тарковский, мастер зрительных образов, создает частичку Родины, используя лишь ящик с горстью простой земли, взятой Крисом с собой на орбиту и произрастающей зеленью в момент раскаяния героя. Тоску по Родине – через образ матери. Показывает красоту природы, первозданного мира, изображая дождь и колышущиеся в воде водоросли, надолго врезающиеся в память. А сцена невесомости… Великолепная, технически очень сложная работа оператора Вадима Юсова.

В картине так же прослеживаются мотивы схожие с евангельской притчей о блудном сыне. Крис оставляет дом отца, подобно блудному сыну и возвращается, раскаявшись, после скитаний по миру. Так же отчетливо цитируются картины Рембрандта, изображающих сюжет именно этой притчи. В сценах прощания Криса с Землей несколько раз появляется красивейший жеребец, отсылающий нас к картине “Блудный сын покидает дом”. Финальный эпизод с стоящим на коленях перед отцом Крисом – “Блудный сын”.

Темы Земли и родителей в романе Лема нет. Писатель был одним из немногих, кто подверг картину критике, при этом, так и не досмотрев ее до конца. “Тарковский снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести”,- говорил он – “Солярис - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским ”. Что сказать, - зря. Фильм-то хороший...

3
0
...
20 марта 2008
Фото Не Белинский
Фото Не Белинский
отзывы: 113
оценки: 113
рейтинг: 100
9

Психолога посылают на космический корабль, на котором остались всего три человека. Цель ихнего там пребывания: исследовать загадочную планету Солярис, а точнее океан на этой планете, который отличается от земных океанов тем, что осуществляет мозговую деятельность. Почему людей осталось так мало? Просто соляристика вымирает, так как никаких существенных открытий за долгое время её изучения сделано не было. Но это не основная причина. Солярис губительно действует на человека, вытаскивая из него его самые сокровенные воспоминания и материализуя их. Вследствие чего люди, вдобавок ко всему находящиеся далеко от Родины, перестают чувствовать себя людьми, теряют ощущение полноценной жизни и здравость ума. Задачей же психолога является выяснить, можно ли дальше проводить исследования, или учёные, находящиеся на станции, уже недееспособны. Приехав же на космический корабль наш герой встречает там свою жену, умершую много лет назад, и понимает, что на Солярисе происходит нечто более интересное, чем простое помешательство.
На мой взгляд, конкурировать с данным фильмом в жанре "человек в космосе" может только кубриковская "Космическая одиссея 2001г.", но и она, в общем, уступает кое в чём драме Тарковского. Идея "Соляриса", бесспорно, идёт гораздо глубже. Если Кубрик просто оповещал о том, что в ближайшем будущем машины выйдут из под человеческого контроля и пойдут против своего создателя, то Тарковский говорит о родстве человека, технологий и мистики. Ведь для многих людей фантазии занимают более важное место, чем повседневная жизнь, и они готовы предаваться им как можно дольше. Так и с мистикой. Главный герой не понимает как оказалось возможным появление на космическом корабле его умершей жены, но он не боится этого незнания - самого ощущения, что она рядом, для него достаточно. Тарковский рассуждает, также, и о том, что человек не сможет рационально использовать новые полученные знания без подъёма своей нравственности. Без этого открытия лишь приведут к гибели человека, или, в лучшем случае, никак ему не помогут.
Но и помимо интересной философии здесь есть на что посмотреть: актёры подобраны идеально, в глазах их так и сквозят меланхолия и некоторое сумасшествие. Музыка полностью отражает происходящее на экране. Многих может спугнуть солидный хронометраж, но это как раз тот случай, когда без него не обойтись - такую историю в двух словах не расскажешь.

2
0
...
30 декабря 2009
Фото belomor3k
Фото belomor3k
отзывы: 102
оценки: 113
рейтинг: 100
9

Оговорюсь сразу – одноимённое литературное произведение Лема не читал.

Солярис – это уникальное в своём роде кино. Очень своеобразное. Очень атмосферное. Некоторые люди могут обвинить актёров в аморфности, но, мне кажется, это зря. Актёры настолько эмоциональны, насколько требует этот фильм-медитация. Размеренные ритмы философских рассуждений о любви, о человеке, о любви к человеку и человечеству за пределами Земли, среди людей, прикоснувшихся к необъятному космосу, оставшихся втроём во власти океана Соляриса весьма наглядно передают настроение с которым следует размышлять о подобных вещах и в подобных условиях.

Мысль о том, что любовь меряется потерей проходит красной линией в этом повествовании. Ведь силу любви мы сильнее всего ощущаем, когда теряем объект любви. А чтобы полюбить всё человечество, оказывается, нужно потерять его. Это и произошло с ГГ. И вместе с этим пришло осознание любви.

Ещё одна мысль, проиллюстрированная возродившейся любовью Криса к ненастоящей Хари – что человек добровольно согласен на обман во имя успокоения совести, на этакую спасительную ложь. Хоть Крис и знает, что этот обман принесёт страдание, он согласен на него.

В свою очередь, пример Хари, этого порождения океана Соляриса, заставляет всеръёз задуматься, а где же граница человечности? Какое существо имеет право называться человеком? Ведь думая, как человек, чувствуя, как человек, любя... она более человечна, чем большинство живущих Земных людей. Пример Хари ставит под сомнение, что понятие [B]человек[/B] не совершенно определённое и что из него не может быть исключений.

Медитативности фильму способствуют также и затянутые созерцательные эпизоды с видами земной природы и неземного океана. Это кино нельзя смотреть быстро, с паузами, с едой и т.п. В него нужно погрузиться, отрезав весь внешний мир, перенесяс на станцию на Солярисе с Крисом Кельвином, примерив его шкуру на себя, тогда прочувствуется эффект от доносимых в этом фильме мыслей.

Для меня Солярис – эта научная фантастика о любви – ещё одна звонкая монета в субъективную копилку киношедевров.

10 из 10

1
0
...
6 октября 2009
Фото Артём Ростов
Фото Артём Ростов
отзывы: 36
оценки: 43
рейтинг: 48
9

Ого что можно посмотреть в кинотеатре! Старый, советский фильм с глубоким смыслом. Тарковскому респект.

0
0
...
9 января 2015
Фото Александр Панков
Фото Александр Панков
отзывы: 9
оценки: 9
рейтинг: 9
7

Тяжёлый для восприятия фильм Тарковского. Серьёзная классика, которую необходимо вдумчиво смотреть. Прекрасная игра актёров старой советской школы, которую теперь редко встретишь с нашем современном кино.
Стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять КАК нужно играть...

0
0
...
12 апреля 2013
Фото Jean Claude
Фото Jean Claude
отзывы: 8
оценки: 8
рейтинг: 8
7

Фильм признанного гения мировой кинематографии Андрея Тарковского представляет собой интерпретацию режиссером одноименного научно – фантастического романа С. Лема. Интерпритация эта сильно отличается от первоисточника, и, главным образом, отличается она основной идеей.
Фильм Тарковского земной. Он не о космосе, он о людях. Планета Солярис не является предметом повествования, это лишь способ увидеть себя, свою совесть. Задуматься о своей жизни, об ошибках котрые совершил и, в конечном итоге, признать свою вину. Признаться самому себе.
Фильм для тех, кому ближе земные проблемы и переживания людей нежели стремление узнать, что или кто нас ждет там, в космосе.

1
0
...
5 декабря 2010
Фото Сергей Марычев
Фото Сергей Марычев
отзывы: 7
оценки: 5
рейтинг: 1
9

Жаль, что сценаристы всё реже включают в действие естественные текстуры и визуальные трансформации, и режиссеру всё сложнее придумывать, как бы такую красоту зрителю показать. У нас ведь теперь на все случаи жизни – компьютерная графика. И отношение публики, скорее всего, уже необратимо. Как в "Солярисе" Тарковского, или, скажем, в "Бразилии" Гилльяма можно наслаждаться материей, веществом, аудитории становится всё менее понятно.

0
0
...
25 октября 2017
Фото Михаил Сокол
Фото Михаил Сокол
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 1
9

Камера медленно движется вдоль водоема с водорослями, демонстрируя глубокую одухотворенность будто живых растений, обладающих или разумом, или сверхчувственной идентичностью, или фантазматической основой. Местом действия первой части фильма является стандартная для Тарковского русская сельская местность с дачей и живописной природой, где главный герой, психолог из космического агентства, Крис Кельвин, встречается с пилотом Бертоном и обсуждает возможные пути решения проблем будущего соляристики – науки, изучающей недавно открытую и загадочную планету Солярис. Развитие науки зашло в тупик, на космической станции происходят странные вещи: ученые видят галлюцинации, сходят с ума и сводят счеты с жизнью. По свидетельствам Бертона, постоянно перемещающаяся жидкость, формирующая поверхность далекой планеты, время от времени может воспроизводить узнаваемые формы (сложные геометрические фигуры, тело гигантского ребенка, человеческие постройки). Крису необходимо отправиться на полузаброшенный космический корабль и выяснить причины необъяснимых явлений.

Жуткая и беспокойная атмосфера на борту станции обусловлена возможностью устанавливать контакт с океаном планеты – ученые делают вывод о том, что он представляет собой мыслящую субстанцию, способную загадочным образом читать мыли людей, материализовывать их собственные глубинные травматические фантазии и представления. «Гости» членов исследовательской группы являются им из снов и представляют собой извлеченные «островки» памяти, подлинные знания об окружающей действительности, сокровенные мечты и послания в истинной форме, сознательно отвергаемой. Физиолог Гибарян, не выдержавший столкновения с фантазматическим субъектом – невинной светловолосой девушкой, являющейся материализацией его интимных мыслей, - умирает от стыда.

Вскоре после прибытия на корабль Кельвин обнаруживает рядом с собой в постели свою покойную жену Хари, покончившую с собой десять лет назад на Земле, после того как он оставил ее. Все попытки избавиться от жены терпят крах, Хари обретает статус Реального, вечно утверждающего себя субъекта, стереть который невозможно, пока мысли, чувства и фантазии Криса сосредоточены на нем. Кельвин осознает, что Хари лишь материализация его вины, его грехопадения, его мужских фантазий. Поведение по отношению к призраку своей жены изменяется под воздействием осознания былых ошибок – акт самобичевания затрагивает и мысли о матери, о родном доме. Трагическое, и в тоже время героическое самоубийство Хари как подлинно этический акт самостирания своего призрачного, неживого и немертвого существования является своеобразным апогеем обличения своих поступков Кельвином, самообвинения и раскаяния за свое прошлое.

Энцефалограммы Кельвина, отправленные океану планеты в последнее время пребывания Криса на станции, сыграли положительную роль, на поверхности Соляриса стали образовываться острова, «гости» перестали посещать членов исследовательской группы. Эти «острова надежды», «острова человечности», «острова любви» стали заполнять то расстояние, ту дистанцию, которую мы стараемся сохранить, чтобы поддержать целостность эгоистичной символической вселенной внутри нас самих, чтобы не ощутить негативное воздействие отрицаемой нами истины. Недосягаемое ядро внутри нас и есть океан Соляриса, еще более недосягаемое, чем Бессознательное, чрезвычайно важное для осознания экзистенциальной сущности и любви к окружающему миру.

Последние кадры, изображающие возвращение Криса домой, символизируют прощение, осознание неотвратимости истины и необходимости любви к близкому человеку. «Человеку нужен человек», - утверждает профессор Снаут в библиотеке на космической станции. Нравственная стойкость и чистота, следование моральным устоям и правилам, любовь к ближнему – эти свойства еще долгое время будут являться непоколебимыми «страшными гранитами», на которых строится высокое здание человеческой культуры.

0
0
...
7 декабря 2015
Фото sash
Фото sash
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 1

раньше наверное и не досмотрел бы фильм до ....четверти.он показался слишком нудным и скучным....тут нет погонь, захватывающих путешествий сквозь вселенную...и прочего голивуда...которым щас так успешно снабжает нас наш кинематограф
это фильм для тех кто хочет не просто смотреть фильм а чувствовать и думать..над тем что смотрит..просмотр подобных фильмов можно приравнять к чтению хорошей книги...

оценивать игру ..монтаж ...съемку..помоему безполезно... фильм просто отличный и в нем одинаково хорошо все....

после просмотра даже появилась какая то гордость за наш кинематограф..за страну

1
0
...
2 июня 2007
Фото Настя Тойминцева
Фото Настя Тойминцева
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 0
9

Тарковский, видимо, считал, что развивает у аудитории с помощью литературного текста нравственность; у его персонажей ведь что ни слово, то книжный афоризм. Да уж, конечно, стреляй дробью, как-нибудь да попадешь в чаянья и раздумья каждого. Только я зритель неправильный, неудобный: с каждой десятой мыслью, действительно, соглашаюсь, ну а остальные стараюсь пропускать между ушей. Сделаю режиссеру приятное, талантливый все-таки человек, не стану я ему перечить. Перечить не буду, но мысли у него, правда, несколько тухловаты. Модные очки запрещал Солоницыну-Сарториусу надевать, говорил: «Что сейчас модно, потом будет старомодно». С идеями, пусть поверит господин режиссер, часто складывается таким же образом. Ведь если их в личном порядке выстрадать – то произносить уже не хочется. А если ляпнуть не пострадав, тогда, извините, грех и вранье получается.

0
0
...
31 октября 2017
Фото Иннокентий
Фото Иннокентий
отзывы: 6
оценки: 6
рейтинг: 0
9

Соляристика не может быть прекращена. Познание не может быть прекращено. Если в один плохой день все средства будут разворованы – пройдет время, и кто-то, уверенный в том, что он все делает правильно, убежденный и увлеченный, найдет сообщника с ресурсами, и они вместе двинут идею дальше. Выйдут из подполья младшие и старшие научные сотрудники, битые и похерившие свои раны, и объединятся в творческой лаборатории. Наука не может быть прекращена, если ее предмет существует. Океан существует. Энергия, коллективное бессознательное существует. Это, может быть, единственное, что существует по-настоящему. Просто люди, увлеченные разными видами иллюзий, не в состоянии увидеть не иллюзию: энергию без интерпретаций. Они не признают Океан. А мы не признаем психологию и гуманитарные науки. Зачем нужна теория, умные мысли? Получать дотации, гранты? Но получил же Тарковский деньги на кино. И смело исследовал.

0
0
...
24 октября 2017
Фото Moskitos
Фото Moskitos
отзывы: 8
оценки: 7
рейтинг: 0
9

Крис вряд ли не умеет общаться с людьми, он же психолог. Просто на днях этот человек слишком глубоко погрузился в себя, и этим воспользовалось Чужое, которое лезет из нас под видом нашего, вводя в заблуждение тем, что выскакивает из общего рта. Мысли-слова в "Солярисе" вообще выглядят грубо, как чужие собаки, которых мы вывели на прогулку; а раз это мы их держим на поводке, нам и отвечать за их лай. На самом деле наша душа не имеет с этими собаками ничего общего, и понять это – наш священный долг. Это и есть стиль Тарковского: чувствовать, что слово – главная помеха и обман, но все равно пускать его в ткань кино, завязывать на нем смысловые узлы и страдать от происходящего, видя, как сеть тонального синтаксиса лишает зрителя Океана нагваля, как выловленная поверхность Тайны здесь, на берегу, сохнет и трескается. Жажда исследования, которую имел Тарковский, не имея станции-батискафа, найдет словам правильное применение. Избавить фильм от произнесенного слова – утопия, но хороший автор – умерший автор, а значит он может привязать слово камнем к груди и нырнуть! В море знаков, чтобы достичь глубины, нужно утонуть, расстаться с собой поверхностным. Сам режиссер не выведет слово из парадигмы спора физиков и лириков, но это помогу ему сделать я. Тайных слов будет немного, но они будут. Из камней они станут деревьями, врежутся в память, прорастут там корнями и будут жить во мне, для меня долгие годы.

0
0
...
24 октября 2017
Фото Филипп Вюнш
Фото Филипп Вюнш
отзывы: 5
оценки: 4
рейтинг: 0
9

Станция в Космосе воспринимается нами так, как ее "увидел" режиссер. Она может быть дана им как угодно, ведь космических станций в конце 60-х годов прошлого века еще не было. Однако мы не просто видим предмет – мы считываем идею: кольцо и перекрестье снаружи, основной круговой и короткие радиальные коридоры внутри. Это схема. Такого рода информацию легко зафиксировать в изображении, легко передать, легко превратить в рамки, в которых будут рождаться реакции зрителя. Движение по кольцу устраняет дельту, существовавшую в координатах пространства и времени: между прошлым и будущим, началом и концом. А значит нивелируется любая разница: между живым и мертвым, искусственным и настоящим, добрым и злым... Но есть вещи посложнее схем, посерьезнее художественных приемов. Кто сказал, что состояние души не может быть зафиксированной и переданной информацией? Разве сконцентрированное состояние не попадает на пленку особым образом: не со стороны объектива, не светочувствительно, а внутренним светом прямо из сердца автора? Доказать существование такого пути очень легко: посмотрите с десяток фильмов, в которых полно приемов, но нет сердца, и эта мысль станет для вас гораздо определеннее. Летит человек в космосе, мы видим его глаза. Это не просто глаза. За ними и правда – космос. Объединенный – Баниониса, Тарковского и Юсова. В современных фильмах даже страдание создают технически, а уж межгалактический перелет сам бог велел отдать в руки дизайнеров графики. Сейчас в кино нет места таким глазам. И уловить информацию, прямо записанную в кадре как состояние, становится все сложнее. Эффект Кулешова, самообман? Извините, но люди, создававшие "Солярис", отпечатали свои мысли и чувства прямо на пленке. И никто не оторвет меня от прямого общения с этими людьми. У нас тут свое духоверчение.

0
0
...
22 октября 2017
Фото Сергей Жуйков
Фото Сергей Жуйков
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 0
9

Все-таки для драматургии – чем больше мужиков на одну бабу, тем лучше! (Вторая горемычная не считается, в ней из женского – только материнский функционал: взрослого сына от грязи отмыть да в лоб точно поцеловать.) Не обязательно бороться за место в постели: Сарториус влезает в нечеловеческий мозг, Снаут целует нечеловеческую ручку. Их рассудок, конечно, на это возражает и гонит наружу злые слова, но сопротивление бесполезно, женская грудь есть женская грудь. И жизнь на станции как-то сразу начинает вертеться. Сценаристам на заметку.

0
0
...
12 октября 2017
Фото Владимир Поплавский
Фото Владимир Поплавский
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 0
9

Немыслимо начинать такую попытку, но это приказ. Тамас должен занять место в нашей истории как сила, а не как слабость. Мои нервы, как и нервы Криса, обострены до предела, но пока они заняты только страхом. Не испугом, стягивающим нерв в струну, а зловонным мелкодисперсным страхом, налипающим едкой слизью и превращающим мои нервы, мои тонкие нервы в канализационные трубы, к которым я приставлен небритым сантехником. Плохой образ. Я не могу, как другие, узнавать в персонажах себя, мой взгляд для этого чересчур обращен внутрь, слишком интроспективен; самое большее, на что я способен, это понять товарищей по несчастью, или братьев по оружию, в зависимости от доминирующей в текущий момент драматургии. Взгляд Криса уже не от мира сего, и я в курсе, что это означает. Он обречен, и он обязан войти в цепную реакцию с другими обреченными. «Солярис» – площадка обетованная для встречи с Той, кто зажигает и гасит огни. Земля, старая станция, уже не прорвется, если даже природу люди умудряются видеть композиционно законченной пасторалью. Попавшие в Космос вернули себе дикость, и жизнь их снова полна до краев; один на один со смертью и с тайной – сражайся с собой, человек! Обитатели «Соляриса» еще не могут поднять голову, но она уже легка, в ней только пепел, людская парадная сгорела дотла, быт – размокшим углем на белом холсте, и это теперь всё, что мне надо. Отец умрет мирно, в затхлом деревянном домишке, и я больше не буду физически ничьим сыном. Умереть – это еще не значит встретиться со смертью, а встретиться со смертью еще не значит умереть. Что-то опять останавливает меня, отвращает от человеческой матрицы, и я выхватываю из золотого сечения сна изящную, как сама математика, формулу: я конченный человек, следовательно, я должен перестать быть человеком. Уже во второй раз в моей жизни наступает время, когда окружающий меня мир и мое пребывание в нем вызывают ощущение полной бессмыслицы. Ирреальны на самом деле не странные события, которые происходят, например, на «Солярисе». Ирреальна любая последовательность действий в социуме: встал, позавтракал, поехал на работу, работаешь... ирреальна прежде всего тотальность погружения в мир людей: никакая, даже самая тонкая, полоска сознания не отлепляется от этого кома. Хитрый прием: увеличивая скорость и всё ощутимее воспринимая, что качусь не туда, я задаюсь вопросами к центру управления этим загадочным несобственным движением. На эти вопросы пока вся моя надежда. Я уверен, что если выковать их из чего покрепче и запаять в пустую теперь голову, они сами сделают свое дело. Я отчаянно искал руду для металла, перебирая известный мне список фильмов, и "Солярис" дал знак. Пока я досмотрел примерно до середины (Крис забаррикадировал дверь и повалился на кровать), но кое-что мне стало уже понятно. Не стоило недооценивать силу воздействия на меня д'Артаньяна, если книгу о нем я впервые прочитал в семь лет, сразу и необратимо (?) сделав его образцом. В сорок четыре неожиданно приходит понимание: на пути к свободе мало исчерпать комплексы и желания, мало выписать из себя события и встречи всей жизни, возвратив связанную с окружающими энергию. Нужно добраться до того времени, когда мозг был мягким, как глина, и я мог отпечатать в нем свой идеал. Если отдаться Океану, он будет качать меня на волнах до тех пор, пока я не брошу зажиматься как взрослый. Я войду в очередное утро бесстрашным ребенком, который хочет играть, подползая к новой среде на коленях. Я увижу мир несвысока, я сольюсь с ним так, что даже этого не замечу. Мало уметь расслабляться – мир ждет меня внутрь. В тамасе, как и во сне, есть граница, где белое молоко превращается в жирные сливки; в них можно удерживать тело сна, нырять из облака в облако, радостно форматируя свое личное бессознательное. Я вижу, что где-то на берегу хотя бы один из исследователей Океана нашел себе пристанище – индивидуальную станцию, Возможность Острова. Я лежу на небольшой золотистой отмели, и все мои мыслеформы-куличики нарастают и ниспадают в мокрый песок, совпадая с ритмом волн и движением Лун. Когда неподвластный Девяти Планетам ветер выхватит несколько крупинок и понесет их к иным берегам, я смогу последовать за ним. И тогда из Океана выползет что-то новое.

0
0
...
8 октября 2017
Фото Lance
Фото Lance
отзывы: 6
оценки: 6
рейтинг: 0
9

Что ни говори, а трудно не отвлекаться на дождь и тем более на космическую станцию, чтобы удержать внутри то состояние, которое адекватно моменту само по себе, без конкретных причин и раздражителей. Обстоятельства мешают нам сконцентрироваться на процессе автономного брожения бессознательного, но еще больше отвлекают разговоры с людьми. Похоже, Кельвин довольно часто от всего этого бесится. И бесится он тем больше, чем чаще открывает рот первым. Молчи, если знаешь больше других, и тем более – если знаешь меньше. У режиссера для героев с активным бессознательным должен быть разработан особый план действий. Не так важно, что герой говорит и делает вовне, главное – разобраться, что происходит в будущей сталкерской зоне, где с одной стороны – реакции на внешнюю среду, а с другой – сердце, резонирующее Абстрактному.

0
0
...
7 октября 2017
Фото Анна Головина
Фото Анна Головина
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 0
9

Старое не значит плохое. Взять, например, сцену из "Соляриса", где автомобиль с камерой внутри движется по тоннелям и эстакадам в общей сложности пять минут экранного действия. Ни погонь, ни диалогов – для современного массового кино вещь абсолютно невозможная. У Тарковского в эти пять минут зрителю выходить из зала не обязательно. Мне с моим бессознательным никогда не бывает скучно, но для контакта с ним зрению нужна настройка, и экшен в этом не помощник. В современных фильмах широкого проката такой настройке доступ закрыт, а соответствующий артхаус на большом экране еще надо поискать. К тому же современный артхаус – часто прием ради приема, чего у Тарковского не было никогда. Пятиминутка тоннелей не эстетика, а "чистая" прагматика: необходимо вызвать у зрителя определенное, редко доступное состояние. То обстоятельство, что в кинотеатрах подобных сцен нам ждать больше не стоит, на самом деле очень обнадеживает. Есть смысл взяться за дело кинолюбителям-режиссерам, ведь задачи, которые решали мастера в прошлом, никуда не делись. Наоборот, они стали более актуальными. Так, например, живого общения сейчас гораздо меньше, чем раньше, но это же не значит, что оно стало (или станет) людям в принципе не нужно. Поэтому ждем пятиминутные тоннели, оправданные состоянием, уже на "Ютубе".

0
0
...
5 сентября 2017