Киноафиша Москвы

Фильм «Двойная жизнь Вероники»

La double vie de Véronique (1991, Франция, Польша, Норвегия)

6.7
Кино: «Двойная жизнь Вероники»
Кино: «Двойная жизнь Вероники»

Драма Кшиштофа Кесьлевского

В мире есть две очень похожие девушки с одинаковым именем. В Польше живет Вероника, у которой обнаруживается чудесный голос, и она начинает выступать на сцене. Во Франции живет другая Вероника, которая тоже мечтает петь, но ей не удается осуществить свое желание, и она с головой окунается в радости любви.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
отзывы:
505
оценок:
78
рейтинг:
953
9

Две Вероники, одна полька, другая француженка (обе — мерцающая Жакоб), живут своей жизнью, полной музыки и одиночества, не зная друг о друге, но каждая чувствует, что не единственна в мире. Когда одна умирает, томительные предчувствия другой удваиваются.

Один из самых значительных фильмов Кшиштофа Кесьлевского, последнего титана польского, а то и общеевропейского киногуманизма — по этике католического, по стилю большого авторского, начинает французский период в творчестве режиссера и включается в круг тем и настроений, начатый «Декалогом» и скоропостижно замкнутый трилогией «Три цвета» — «Синий», «Белый», «Красный». Как и они (но еще более радикально), фильм ставит под сомнение Аристотелеву драматургию, основанную на причинах и следствиях. Связи между людьми здесь начинаются, когда причины и следствия заканчиваются: они бесплотны, метафизичны, загадочны. Связи, о которых вещный мир только намекает: случайно услышанной музыкальной нотой, брызгами из-под колеса проехавшего автомобиля, тоской, внезапно разлившейся по пространству. Кесьлевский, казалось бы, борется с самой природой кино, искусства зримого, но в результате доказывает, что только ради этого и стоит браться за камеру — чтобы запечатлеть на пленке невидимые линии судьбы.

5

Отзывы пользователей о фильме «Двойная жизнь Вероники»

Фото plushLady
отзывы:
14
оценок:
114
рейтинг:
21
9

И крепко спим мы оба на разных полюсах земли. Ты обо мне, быть может,грезишь в эти часы. А. Блок
Перед просмотром фильма "Двойная жизнь Вероники" настройтесь на неспешное путешествие в пространстве другого измерения. Сквозь два мира проходят две жизни, связанные оборванной и обретенной веревочкой, помятым шарфом, кипой бумаг, разлетающейся по улицам и... необыкновенной чувственностью и наполненостью жизни.
Главные героини фильма, Вероника и Вероника, необыкновенно похожи друга на друга, как внешне, так и внутренне. Живут они в разных городах, одна в Польше, другая во Франции, и пересекаются в фильме всего на миг: одна едва видит другую через прозрачное стеклышко, вторая замирает от невозможности запустить дыхание. Но, возможно им этого достаточно, чтобы вспомнить, что всю жизни они ощущали, что не одни, что кто-то незримый присутствует в их жизни.
Фильм Кесьлевского повествует о связанности жизни двух девушек. "Если одна обжигает руку о печь, то другая, не зная об этом, вовремя отдергивает ее от пламя в другой точке земли". Героини наполнены предчувствиями: то строгая женщина в черной длиннополой шляпе пристально смотрит им вслед, то яркие красные знаки "стоп" загораются перед глазами одной из них. При этом жизнь одной Вероники является логичным продолжением жизни другой, и со своими ошибками и потерями, но словно шнурок, связывающий двух девушек сквозь время и события, тянется ниточка переживаний и чувств.
Фильм - неспешная прогулка в глубину женственности и чувственности, в переплетенность судеб и связанности встреч. Предчувствия не возникают ниоткуда, они предлагают нам возможность выбрать другой путь.

1
Фото juliet111.livejournal.com
отзывы:
5
оценок:
6
рейтинг:
2
7

Каждый из нас задавался когда-то вопросом: а что было бы, поступи я однажды, в переломный момент не так, а иначе - как бы тогда сложилась моя жизнь, как бы это изменило судьбы окружающих? Задавался таким вопросом, строил предположения, мысленно перебирал возможные варианты развития, как будто одновременно проживая несколько судеб. Двойная жизнь Вероники – фильм, отправная точка которого – размышления об изменчивости судьбы, о переломных моментах в жизни, фильм очень чувственный и живой, необыкновенно эмоциональный.

Две новеллы плавно и гармонично сплетаются в одну историю. Обе завораживают, приковывают внимание к мельчайшим деталям – каждый жест, каждое движение кажутся говорящими. Эмоциональное напряжение не покидает от первого до самого последнего кадра. Странная, необычная музыка Збигнева Прайснера усиливает впечатление. Выразительная игра актеров, музыка, так гармонирующая со всем происходящим в фильме, медленно и неспешно развивающееся действие, смена необыкновенно красивых кадров, медленно и неспешно разворачивающая перед взглядом зрителя двойная история – все это сплетается и вовлекает в водоворот каких-то странных и редких эмоций…

Одна девушка и две судьбы. Героиня фильма – очень необычная, творческая личность, чувственная, живущая эмоциями, витающая в своеобразном замкнутом мире собственных ощущений. Две новеллы – два варианта, два разных пути, по которым она могла пойти.
Или нет… Две девушки, похожих как две капли воды, но ужас в том, что не только внешне. Они видят этот мир, чувствуют одинаково. Где-то в глубине подсознания они догадываются о существовании друг друга, будто их связывают некие мистические нити. Две девушки и одна история. Точнее история одной из них плавно и незаметно переходит в другую, будто это некое перерождение одного и тоже человека.
Родиться заново и прожить свою жизнь по-другому. Или вернуться во времени вспять и изменить свою судьбу. Какие запоминающиеся кадры - кукольный театр, история о танцовщице, превратившейся в бабочку – тоже своеобразное перерождение.. Последние кадры – две куклы, хрупкие, легкие. Марионетки, управляемые нитями эмоций, чувств, желаний...

1
Фото Анастасия Зарецкая
отзывы:
53
оценок:
66
рейтинг:
16
9

Моя цель – увидеть наш внутренний мир, то, что невозможно снять камерой. Цели этой достичь нельзя – к ней можно только приблизиться
(Кшиштоф Кесьлевский «О себе»)

Встречаются такие фильмы, реже книги, сюжет которых разворачивается вроде бы через чур просто, всё слишком знакомо, но всё равно кажется замысловатым. Этот эффект может быть вызван обилием бытовых деталей, слишком жизненных, но недостаточно ярких, чтобы концентрировать на них наше внимание в реальной жизни. И иррациональная на первый взгляд последовательность, в которой эти детали сменяют друг друга, иррациональная, но понятная на подсознательном уровне, потому что в голове возникает сразу множество забытых воспоминаний и непонятно как пробудившихся ощущений, всего лишь ассоциаций. Ассоциации путаются одна с другой и в итоге оказывается, что однозначно сказать о чём произведение — сложно, потому что даже конечное впечатление часто не выходит за границу чувств, а судить о фильме так, чтобы мнение одного зрителя обязательно совпало с другим или хотя бы было близко по смыслу вообще нереально. Кино личное, в его случае срабатывает тест «скажи мне что ты там увидел и я скажу кто ты». «Двойная жизнь Вероники» один из таких фильмов. Совершенно частная история. А точнее две истории, тесно связанные друг с другом длинным шнурком, новеллы (одна Вероника нервно наматывает на палец шнурок от папки взяв самую высокую ноту на репетиции. Вторая — получает загадочное письмо с таким же шнурком в конверте). Обе имеют одно имя, похожи друг на друга, словно близнецы, у них одинаковые увлечения, любят петь, любят музыку, и схожая судьба, обе в раннем детстве потеряли мать. И конечно обе не подозревают о существовании друг друга. Одна Вероника живёт в Польше, другая во Франции. Польская Вероника, выбравшей путь искусства уготована трагическая судьба, она умирает от сердечного приступа прямо на сцене. И тут же, в самом начале второй новеллы французская Вероника, по случайности или благодаря странной силы интуиции решает бросить пение, она выбирает не искусство, а любовь.
Присутствует множество бытовых деталей, на которых акцентирует наше внимание Кесьлевский, в том числе на повторяющихся: тяжело ковыляющие старушки за которыми в разных обстоятельствах наблюдают обе Вероники, прозрачны стеклянный шарик, сквозь который обе разглядывают окружающий мир, кольцо с пальца, с помощью которого обе поправляют краску на ресницах, тот самый шнурок и ещё множество всяких мелочей, символических, но приятных для глаз, таких как растворяющийся в кипятке пакет чая или солнечные зайчики, которые будят французскую Веронику, всё это создаёт настроение наравне с игрой актёров, получается, что эмоции как то умудряются передаться зрителю через многочисленные неодушевленные предметы, окружающие и постоянно взаимодействующие с героями.
Эту история, благодаря доли нереальности можно назвать и сказкой, сказочник, не только сказочник, но и кукольник, он мастерит красивых и странных кукол а потом пишет про них рассказы. Когда он мастерит новую героиню, с которой знаком лично — куклу французской Вероники, настоящая Вероника спрашивает, глядя на другую, абсолютно такую же куклу, бездыханно лежащую на столе:
— Почему их две?
— Когда я с ними работаю они ломаются, — отвечает кукольник.
И тут же пред нами снова проносится целиком вся первая новелла о польской Веронике и о её грустно, немного смешной, но от этого ещё более печальной смерти во имя искусства.
Возможно это история о взрослении, если конечно, не воспринимать так буквально смерть одной из Вероник. Ведь польская Вероника всё таки немного отличается от французской. Она кажется более юной, поёт под ливнем, распрощавшись с молодым человеком, вдруг бежит что есть мочи за удаляющимся мотоциклом, а прохожие оглядываются, напевает на чужой репетиции, не может сделать выбор. А когда видит садящуюся в автобус девушку, похожую на неё как две капли воды, что-то в польской Вероники меняется, ломается, а дальше концерт и она умирает. И тут же перед нами возникает другая вероника, принявшая решение и твёрдо уверенная в его правильности, она такая же мечтательная, но и более наблюдательная, повзрослевшая, влюблённая, в отличие от польской Вероники — живая.
Не только шнурок связывает историю двух Вероник между собой. Музыка тоже играет немалую роль (впрочем как и в большинстве фильмов Кесьлевского) польская Вероника разучивает арию на музыку некоего Ван ден Буденмайера. Французская Вероника преподающая музыку детям, на одном из занятий говорит своим ученикам о том, что ей очень нравится этот отрывок, композитора, о котором узнали совсем недавно, хотя жил он давно, в 19 веке в Голландии. Вообще-то музыку написал никакой не голландец, а друг Кшиштофа Кесьлевского Збигнев Прайснер. Музыка создаёт мощный фон и настроение, как выглядела бы эта история при другом саундтреке представить почти невозможно, создаёт настроение и общая медовая цветовая гамма, в которой выполнена картина.
И возможно, это кино о мечте и о её различном значении, казалось бы в одинаковых ситуациях, но это, наверное и так ясно.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Ни хуя не понятно, но очень занятно (уж извините за рифму). Ну то есть как непонятно, а как – занятно? Ну оч просто: непонятно, потому што хуй разберешься, а занятно – занятно тут в том смысле, чё красиво так всё, загадочно. Снято здорово и живописно – не злоебучий сериальчик «Декалог», чай, тут пред нами. И Вероника хороша – никакая она, если честно, не красавица (ну то есть не раздражает, но и не вдохновляет), но не оторвешься от ее лицезрения, потому что лицезрит ее тутошний оператор (да и сам, отдадим уже должное, Киса вместе с ым) на ять с пласом. Энд, значит, например, когда Вероника постанывает ближе к концу, лежа под каким-то таким, – это же клёво. Ну и всё остальное тут клёво да занятно – именно в смысле чисто зрительно-слухового восприятья. А так бы, конешно, и энту фильму следовало б попинать. Ибо это ведь тот же «Случай», да пожиже влитый. Просто не три изначально идентичных жизни в трех разных реальностях, а вроде как две изначально идентичные жисти в одной, значит, унд той же рыальности. Ну и – здесь вроде как хочется нецензурные шлюзы открыть с гневными вопросами. Ан то есть всё ж таки не то чтобы хоцца. Ить Киса, мать его, не морализует здесь, не хуя, а чисто только эстетствует. А потому и – чуть ли не впервые молодец.

0
Фото V
отзывы:
42
оценок:
65
рейтинг:
83
7

Смотрела скомканную версию дома. Фильм очень тонкий и необычный, завораживает глаз образ главной героини, невероятно женственной, живой и словно живущей в другом, отличном от реальности мире. Много глубоких мыслей после просмотра - Живи здесь и сейчас, ведь жизнь коротка. Делай то, что подсказывает сердце ....
Мне немного не хватило глубины в ментальной связи двух Вероник. Слишком быстро умерла первая, а вторая начала чувствовать печаль. Фильм своеобразный, оставляет смешанные чувства.

0

Галерея