Фильм

Фильм Битва за Алжир

La battaglia di Algeri (1966, Италия, Алжир), IMDb: 8.1

7
5 отзывов
8.1
Предоставлено пользователем: Sasha Belodedov
1/16

Антивоенная драма Джилло Понтекорво про рождение нации

В разгар войны за независимость Алжира французский полковник-парашютист Матье (Мартен) получает задание уничтожить вождя городской герильи Али по прозвищу Острие (Хаджадж) и тем самым восстановить в мятежной колонии «закон и порядок».

Страна
Италия, Алжир
Продолжительность
2 часа 1 минута
Дата выхода
30 августа 1966
Возрастное ограничение
18+

Рецензия «Афиши» на фильм «Битва за Алжир»

9

В разгар войны за независимость Алжира французский полковник-парашютист Матье (Мартен) получает задание уничтожить вождя городской герильи Али по прозвищу Острие (Хаджадж) и тем самым восстановить в мятежной колонии «закон и порядок».

Вчерашний борец с нацизмом, ставший карателем и мастером пыток, — против мелкого воришки, превратившегося в национального героя. Слепые стены и лабиринты Касбы, древнего арабского квартала Алжира, — против его европеизированного центра из стекла и бетона. Война для Понтекорво — не ожесточенная схватка, а кропотливая работа, чью технологию он поднимает до уровня высокой трагедии, борьба камня и подтачивающих его капель воды. Красота фильма — в ритме этих «капель» Сопротивления: проза военных сводок становится поэзией. Женщины, проносящие под накидками бомбы в европейские бары, методичны и жестоки: их правота — правота набегающего на берег прилива. Так же методичны, жестоки и уверены в своей правоте парашютисты, взрывающие дома, где укрылись террористы. Понтекорво не отводит камеру от тел случайных жертв мясорубки; он убежден, что на их, по-видимому, бессмысленно пролитой крови вершится таинство рождения нации.

4 мая 2007
7

Даже сегодня этот фильм чрезвычайно актуален.
(Более того, именно сегодня 20.01.2013 – так случайно совпало – я скачал и посмотрел этот фильм, и через полчаса прочел новость: в результате столкновений власти с боевиками в Алжире убито 50 человек; конфликт произошел из-за вторжения «миротворцев» Франции в соседнее гос-во Мали).
Для своего времени фильм, должно быть, вообще был полным шоком.

Другое дело, что оценивая его сегодня, в 2013 году, можно сказать - условные "злодеи" поплатились, и платят по колониальным счетам до сих пор - теперь ежегодно происходит "битва за Париж". Да и другие битвы – например Оллана с Депардье – корни которых лежат куда глубже, чем конфликт условных «богатых» и «бедных».
Так что - история по-прежнему , это очень дорогой репетитор, а мы с завидной регулярностью надеемся на халяву на экзамене.

21 января 2013
9

При просмотре сразу напрашивается сравнение с фильмом-ровесником о другой освободительной войне - "Я - Куба".

Если по форме "Битва за Алжир" проигрывает - трясущаяся простоватая манера съемки неореалистов к середине шестидесятых уже устарела и смотрится хуже, чем роскошная работа Калатозова, то по содержанию фильм Понтекорво значительно серьезнее.
По мере сил режиссер пытается объяснить причины войны, показать без гнева и пристрастия лица и мотивы противостоящих сторон.

Иронично, что фильм о подпольщиках, преследуемых и загоняемых по узким переулкам Казбаша снимался уже в независимом, победившем Алжире, где вчерашние затравленные революционеры стали властью, радостно пользовались всеми ее привилегиями и увлеченно грызлись между собой.

Конечно, при всем желании режиссера встать над схваткой, не удалось преодолеть определенный скос в сторону повстанцев. Если французы - полиция, десантники, местные колонисты-"черноногие" предстают сытыми, хорошо одетыми господами в пробковых шлемах, то противостоящие им повстанцы - все как один соль земли, с чистыми лицами, исполненными праведного гнева, одержимые светлой идеей.
Французы в ресторанах или особняках, алжирцы грязные, но гордые, одетые в отрепья на узких улочках.

Невольно симпатия зрителя сама сдвигается к революционерам.

Совсем не затронута тема раскола внутри самого алжирского общества, а ведь многие, особенно торговые и культурные круги арабов были против войны за независимость, как и часть французов симпатизировала повстанцам.
А в фильме две нации, два мира просто и монолитно показаны противостоящими друг-другу.

Ничего не сказано о том, что французы пришли в Алжир - пиратское, рабовладельческое государство, а ушли, оставив дороги, ирригацию, отстроенные города, какие-никакие, но медицину и образование.
А Алжир с тех пор погряз во внутренних склоках, борьбе очередных диктаторов с очередными исламистами.

Так же умалчивается, что сама "борьба алжирского народа" усердно поддерживалась и подкармливалась деньгами и оружием со стороны соцлагеря, а не была спонтанным восстанием угнетенных.

Сам Понтекорво, во многом ограничиваемый во время съемок обстоятельствами, предельно конкретно высказался о гражданской войне в следующем, гораздо менее известном, но более талантливом фильме - "Кеймада".

При всех "но" необходимо признать, "что "Битва" яркое, многогранное полотно, реалистичная, полудокументальная зарисовка со множеством ярких персонажей и редкой способностью уловить камерой малейшие штрихи и детали происходящего. По случайному взгляду или жесту открыть настроение персонажа или смысл события.

И со стороны французов, и со стороны алжирцев задействованы отличные актеры, причем у алжирцев работают большей частью случайные люди с улицы, что еще более подчеркивает реализм происходящего.

Понтекорво дали целый город, как съемочную площадку, десятки тысяч горожан, как массовку, и он с честью отработал полученное доверие.

Остается только предполагать, чего стоило при съемках в уже независимом Алжире представлять вчерашних врагов - французских солдат и полицейских достаточно честными и справедливыми людьми, попытаться хоть частично, но показать и их точку зрения на войну.

Так что, если абстрагироваться от некоторой политической ангажированности, перед зрителем выступает грандиозная панорама.

Смотреть стоит, даже сейчас. Фильм нисколько не устарел, наоборот, в свете нынешних событий и борьбы арабской улицы происходящее на экране приобретает дополнительный смысл.

23 ноября 2012
7

Не знаю даже, с чего начать. Хочется одновременно заявить, что запретил бы этот фильм в законодательном порядке на всей территории цивилизованных стран (и что Франция совершенно справедливо его не показывала у себя годами). С другой стороны, хотелось бы покрутить его по федеральным телеканалам в прайм-тайм. Здесь все, или почти все, что вы хотели бы знать о первопричинах, истоках, корнях исламского подполья, терроризма вообще, взрыва в Домодедово, террора в Ираке и на Северном Кавказе, в частности и, наконец, по большому счету, сегодняшней революции в Египте. Ситуации везде разные, а "Битва" объясняет почти все. С ума сойти. Блестящее кинодейство в почти документальной стилистике еще в 1966 году рассказало о партизанской войне алжирцев за независимость аж в 1950-х годах. Создание банд-формирований (ака партизан, ака бандитов, ака бойцов сопротивления - нужное и "идеологически верное" подчеркнуть), поддержка террора населением, бомбы в аэропортах и кафе, закладываемые симпатичными добрыми женщинами, женщины в парандже, проносящие оружие через блок-посты, фанатичная вера в правое дело и невероятная мощь, основанная на ней, и кровавые последствия, и бесплодность силового подхода в борьбе с террором и плоды равнодушия большинства к проблемам меньшинства. Фильм удивительно сделан и при всем своем минимализме кажется огромной кинематографической жирной глыбой. За кадром точно щелкает хронометр, пока в кадре считают трупы. Вместо оператора со стажем по улицам столицы пока еще колонии как будто бы гуляют грязные стрингеры, для которых снять, где крови больше и крики слышнее - главная радость жизни. Разворачиваясь из маленького спрессованного клубочка нерешенных проблем в широкое полотно террористического беспредела с одной стороны и беспредела французских силовиков с другой, фильм традиционно уходит от суда над правыми и виноватыми. Объктив жрет мельвилевские по силе психологического давления в кадре сцены с аппетитом телерепортера, в отдельные минуты уносясь куда-то под небеса эстетствуя панорамировать мусульманскую Касбу. Фильм состоит из правильно отмеренных и холодно нарезанных блоков насилия, спайка которых видна даже невооруженному глазу. Высокомерие белого человека к черным. Презрение в ответ на презрение, ненависть в ответ на ненависть. Око за око, зуб за зуб. Невидимая пунктирная стрелочка. Организация народого фронта, больше похожего (ну, как мы теперь знаем) на какую-нибудь организацию "Братья-мусульмане". Невидимая пунктирная стрелочка. Пара убийств полицейских. Стрелочка. Блок-посты в Касбе. Стрелочка. Рассредоточение партизанской войны, в которой уже кажется участвует все мусульманское население. Стрелочка. Пружина выпрямляется со все нарастающим визгом. Массовое убийство мирного арабского населения в ответ на теракты ("ах так, а мы вот так"). Стрелочка. Массовые теракты боевиков среди мирного белого населения в ответ. Стрелочка. Пружина. Вой сирен. Столица погружается в хаос.

По большому счету сегодня уже не важно, кто там за кого дрался, и чего хотели выступающие. Из истории известно, что алжирцы своего добились, только 1960-е показали, что к собственному государству они были все-таки не готовы. Не важно и то, что бандформирования (ака партизаны, ака бандиты, ака бойцы сопротивления - нужное и "идеологически верное" подчеркнуть) в середине 1950-х еще не были религиозно-направленными, и по структуре и умению воевать выглядели по-детски наивно. И сам месседж фильма, который, как это не смешно звучит, спродюсировл один из алжирских террористов, о том, что война есть зло, дайте свободу народу, иначе насилие не прекратиться, тоже, в общем-то не сильно уже важен. Он, по правде говоря, устарел. Поражает другое. Во-первых, насколько вообще не изменились тактические примеры партизанской (ака террористической, ака военно-освободительной - нужное и "идеологически-верное" подчеркнуть) войны за 60 лет. Не изменились способы терактов, методы формирования группировок, причины, понятно и неибежно и справедливо вызвавшие к жизни злобу и ненависть к белой цивилизации. Не изменились способы (совершенно бесплодные и бессмысленные) борьбы с террором (см. сегодняшний Ирак). Собственно, меняется только оболочка, внешние картинки, нутро человеческое и социальное, вонючее тогда, остается вонять и посейчас. Кто-то хочет территории шариата, кто-то религиозного государства, кто-то другого президента, разницы нет. Однако после "Битвы за Алжир" просто удрученно приходишь к пониманию, что справиться и свести на нет какой угодно террор где угодно в настоящее время практически невозможно (сегодняшний Алжир как доказательство в том числе). Идеологическая и национальная и структурная мощь феномена, к тому же возведенная в степень поддержки обычного народонаселения (которое как бы против убийства белых детей, "но ведь у нас они тоже детей убивают, так что так им и надо"), нечаянно исследованного авторами фильма, тогда видимо снятого по каким-то иным соображениям, поражает. Достаточно проследить какие-то пару 10-минутных блоков насилия фильма: вот под музыку Морриконе арабы достают тела своих близких, вот миловидное лицо арабской девушки, затолкнувшей сумку с бомбой под скамью в зале ожидания аэропорта, вот под музыку Морриконе белые достают тела своих близких. Ни шаха, ни мата. Бесконечный тупик, ноль поделенный на ноль, абсолютно патовая ситуация.

3 февраля 2011
9

Фильм Понтекорво рассказывает о небольшом периоде длиной в несколько месяцев в 1957 году. Тогда, не в силах справиться с террором, устроенным ФНО против мирных граждан города Алжир, власти ввели в город 10 парашютную дивизию. Это история о противостоянии террористов Джаффара, взрывающих бомбы в кафе и на стадионах, и парашютистов подполковника Матье, которые всеми способами стараются прекратить террор.

Бойцы ФНО убивают мирных граждан, чтобы привлечь внимание общественности. Мальчик-араб стреляет в полицейского просто потому, что тот – полицейский. Европейцы травят старика-мусульманина. Араб расстреливает из автомата горожан, прогуливающихся по улице. Французские полицейские отбивают у обезумевшей толпы подростка-араба. Солдаты, борясь с забастовкой, выбивают двери лавок и магазинов, хозяева которых поддерживают стачку. Парашютисты раздают хлеб в арабских кварталах. А вот они же пытают схваченных бойцов ФНО… Это не противостояние положительных и отрицательных героев, это жизнь, это люди со всеми своими пороками и добродетелями. Здесь нет монстров и нет святых.


Я не утверждаю, что фильм «Битва за Алжир» достоверен на 100 процентов. Могу отметить, что, говоря о Али Ла Пуанте, герое ФНО, не было сказано, что в прошлом он был сутенером. По некоторым данным, схрон, где прятался Ла Пуант, выдал Ясеф Саади. Здесь же это совершенно другой человек. Понятно, что если сам Ясеф в фильме снимается и если он один из продюсеров, то он не станет показывать, что это он сообщил, где скрывается Али. В «Битве за Алжир» Али Ла Пуанта пытаются пленить колониальные парашютисты Матье/Бижара, тогда как на самом деле этим занимались легионеры Жанпьера. Забастовку в фильме рисуют как всеобщую, тогда как таковой она так и не стала. Но тем не менее, это, на мой взгляд, наиболее правдивый и талантливый художественный фильм про войну в Алжире.

P.S. Вообще, конечно нужно было назвать фильм на русском так, чтоб люди понимали о чем речь идет. Он же не «Битва за Алжир», но «Битва за город Алжир». Но у нас, увы, это мало кто знает почему-то.

7 марта 2018
5

Как и всякий фильм на основе реальных событий, "Битва за Алжир" погружает в подобие документальности. Это достаточно сухо, потому как реальная жизнь часто не развлечение, и совсем не выдумка сценариста. Но это и хорошо, так как возникает серьёзный настрой на доверие. Ведь кто сказал, что история, это скучная дисциплина? И всегда есть возможность сравнить: что и кто двигало алжирцами, когда в 60-е годы распадалась мировая колониальная система, и кто двигал в 21 веке современными украинцами, или соседями алжирцев, египтянами чуть ранее? Ведь попытки алжирцев изменить власть в стране выглядели очень слабыми и робкими, даже не смотря на первую фазу террора. А деятели национального фронта, в составе которых был такой человек как Али, смотрелись довольно жалко. Колониалисты-французы не вызвали отвращения, хотя тоже действовали временами жёстко. Полковник, тот вообще вышел очаровашкой. Так или иначе, посмотреть на город Алжир конца 50-х, прочувствовать накал настроений, воздух свободы, увидеть лица жителей - всё по-своему интересно. Забавно, что сняли всё это итальянцы, видимо у французов ещё не был забыт горький привкус от потери колоний. Ну или алжирцы не захотели видеть кинематографистов из метрополии принципиально.

23 декабря 2016
Все отзывы
Читайте также
30 любимых фильмов Кристофера Нолана: от Стэнли Кубрика до Стивена Спилберга
30
любимых фильмов Кристофера Нолана: от Стэнли Кубрика до Стивена Спилберга
23 июля 2020
«Кинотавр-2021»: «Мама, я дома» — крутой психологический триллер в духе «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури»
«Кинотавр-2021»: «Мама, я дома» — крутой психологический триллер в духе «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури»
21 сентября 2021
Что пишут пользователи «Афиши» про «Дюну», «Холостяке на свадьбе», «Безумное кино для взрослых» и «Крик. Кровавое посвящение»
Что пишут пользователи «Афиши» про «Дюну», «Холостяке на свадьбе», «Безумное кино для взрослых» и «Крик. Кровавое посвящение»
21 сентября 2021
Шальной карточный триллер и параноидальный хоррор: два фильма с Венецианского фестиваля-2021, которые мы очень ждем!
Шальной карточный триллер и параноидальный хоррор: два фильма с Венецианского фестиваля-2021, которые мы очень ждем!
21 сентября 2021