КиноафишаМосквы

Фильм «Северяне»

De noorderlingen (1992, Нидерланды)
6.2
оценить

Отзывы пользователей о фильме «Северяне»

Фото Ксана  Ли
отзывы:
7
оценок:
8
рейтинг:
33
7

«– Пожалуйста, делай что-нибудь!
– Чего ты хочешь?
– Какой-нибудь реакции. Чтобы ты хотя бы стонала время от времени!»

В городке где-то на Севере, вроде, и происходит что-то, но реакции на происходящее у жителей – довольно странные. Да и сами жители – те еще чудаковатые ребятки, отдаленно напоминающие повзрослевших зверюшек Кэрролла.

К примеру, учитель, который на уроке ботаники рассказывает про негров, словно речь идет о животных: негры питаются тем-то, распространены там-то… а сейчас, дети, я расскажу вам про носатую обезьяну… Сам негр при этом сидит в клетке.
Или вот еще мальчик-негр, который нафантазировал, что он – Патрис Лумумба.

Другой занимательный персонаж «Северян» – мясник, который каждый день терзает свою жену сексуальными домоганиями. Его жена Марта отказывает ему (ну, кто выдержит занятия сексом КАЖДЫЙ-то день, 365 дней в году?!), и пока тот страдает от ее отвергнутости, она получает письмо: «Неужели он хочет тебя каждый день? Не носи кокетливых платьев и не пользуйся помадой и духами!»
Но! Между прочим, при всей нехватке секса, когда правая рука начинает соблазнять мясника, он отсекает ее. Образно. В роли правой руки – соблазнительницы выступает его работница, которую он потом увольняет за то, что у нее был большой вырез на платье, не дававший мяснику спокойно работать (право слово, тут дело хуже, чем с Бубликовым из «Служебного романа», обернулось).
Правда, соблазнов левой руки мясник уже не выдерживает…
Вообще в фильме много раз многие люди пытаются заняться сексом, да вот все как-то не могут: то Марта отказывает мужу-нимфоману; то девочка-подросток искушает юнца – сына Марты и мясника, но до секса у них так и не доходит; то выскочившая из лесу чудаковатая нимфа-бомжиха намеревается соблазнить охотника, а когда тот совсем уж распаляется, говорит ему: «давай сделаем ребеночка!», после чего у охотника резко пропадают все желания; то жена охотника в кокетливом пеньюаре дефилирует перед своим мужем, а тот роняет «реакцию»: «да, очень мило, но у меня сейчас нет на это времени»…
Но, наконец, хоть кому-то удается преуспеть в этом деле – ради паруразового секса сходятся мясник и жена охотника: невнимательный к жене охотник в отъезде, а жена мясника отказывала ему раз за разом, а под конец и вовсе помирать собралась.
Кстати, подсказывает Марте, что надо делать и как именно помирать, фарфоровая фигурка монаха на комоде. Только Марта видит, как иногда он оживает, подходит к ее постели, отрицательно качает головой, когда та размышляет, принимать ей пищу, которую принес муж, или умирать с голоду, и проч.

Вообще городок чем-то напоминает «Догвиль» (думаю, про Ларса фон Триера вы слышали, а то и сам фильм с Николь Кидман смотрели).

В «Северянах» совершенно необычный лес. Просто инфернальный какой-то. Это стоящие ровными черными рядами бревна без листьев, «без сучка, без задоринки», из которых время от времени кто-то или что-то выскакивает.

Несмотря на черный абсурдизм, содержательные «загрузы» и напряженную музыку, это все-таки комедия, и тягостного впечатления она не вызывает. (Кстати, музыка – натурально в стиле «Я играл на скрипке. – Разве? Я думал, это кошка застряла в водосточной трубе».)

Единственная в городке прямая улица напоминает коридор, в котором все отлично просматривается. Северяне постоянно подглядывают друг за другом, не стесняясь этого. Так, сегодня под окном, за которым ссорятся Марта с мужем, сидит, не скрываясь, соседка; завтра таких соседок уже пятеро; послезавтра мясник с трудом продирается сквозь толпу теток. Когда окно, через которое они наблюдают за чужой личной жизнью, закрывают шторами, тетки начинают громко по нему барабанить – как же, их лишили такого зрелища, они хотят видеть, как будет умирать голодающая Марта!
_________

Трумен Капоте (автор «Завтрака у Тиффани» и прочих культовых вещей) писал, что поначалу получал огромное удовольствие от творчества, однако «Удовольствие кончилось, когда обнаружил разницу между хорошим письмом и плохим; а потом сделал еще более тревожное открытие, ощутив разницу между очень хорошим письмом и подлинным искусством. Едва уловимую – но страшную».
Так вот, мне кажется, что Вармердам в этом главном своем фильме (взявшем три Приза европейского кино «Феликс» – высшие награды Европейской киноакадемии, между прочим) стоит где-то между «очень хорошим письмом и подлинным искусством». Может быть, именно эта едва уловимая разница привлекает к режиссеру любителей элитарного кино и отталкивает потребителей ширпотребовской масскультовой жвачки?..

2
Фото Melodika
отзывы:
481
оценок:
531
рейтинг:
612
7

Вармердам просто берет нашу жизнь, приделывает к ней кусочки абсурда и получается феноменальное нечто.
Я и смеялась и грустила одновременно. А как красиво снято и здорово выдержан стиль.

Любая современная далекая деревня в наше время - это то, что мы зовем захолустьем, где складывается своя микросхема существования. Она абсурдная, но такая правдивая.

Приятный просмотр точно обеспечен ))))

0
Фото scheet
отзывы:
610
оценок:
611
рейтинг:
96
9

Великолепный пример того, когда авангард и прочий артхаус не зашкаливает, а располагается ровно на широте восприятия. Да и особой абсурдности повествования не наблюдается - всё вполне привязано к реальности. Удачных символов и фишечек фильма настолько много, что даже забываешь их считать. Тот самый фильм, который надо именно смотреть, смаковать, лишний раз вытаращить глаза, потом недоумевать. Но при всём прочем качественно принять, как хороший обед.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Эта фильма в разы и разы слаженнее, продуманнее и т. д., чем дебют Вармердама «Авель» (ну а хуйли? – столько лет после этого самого дебюта прошло; грех было не поднакопить за эти лета забористости), но, ежели честно, опять некий стрём чувствуется. Странно: столько, казалось бы, тут разнообразностей, клёвых обратно-таки находок, тонких (и, что прекрасно, чисто визуальных) шуток, сексуальностей (да хоть бы и просто похотливостей – тоже ведь, согласитесь, нормально), а как-то брезгливо на всё это взираешь. Непонятно почему. Хуй, как говорится, его знает.

0
Фото Интахо
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
1
9

где юмор в этом фильме не увидел - сплошная трагедия
мир в большинстве своём не гармоничен и
почтальон утихомиривал бури в этом стакане воды
а когда его не стало - стакан расплескался

утрирование обстановки не для создания "комичных" ситуаций
а способ широкими мазками обозначить рамки происходящего
как квадрат малевича есть «нуль форма» супрематизма
только не каждый знает что есть ещё крест и круг малевича

пред нами две пары волею случая связанные браком
зеркальные по своей сути но обе несчастные
и только "союз" мальчика и сумасшедшей свободен от "общественной морали"
но "счастье" их не долго ибо не было почтальона

выводы из просмотренного:
- ищи гармонию в отношениях и обрети счастие
- борись с энтропией и не жди благодарности

вспоминается песня в исполнении миронова про дикарей и календарь
мяснику и жене охотника взять бы и "отменить" сложившиеся союзы
заложниками которых они являются - "и могли бы жить"
а кто-то в этом фильме юмор понять пытается...

0