Москва

Фильм Судьба человека

1959, СССР, IMDb: 8

7.4
оценить
Смотрите фильм "Судьба человека" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0+
1 час 37 минут
Дата выхода в России
12 апреля 1959

Экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова

Экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова о мужественном советском солдате, который, пройдя фашистский плен и потеряв во время войны семью, подобрал на дороге мальчика.

В ролях
Режиссер фильма «Судьба человека»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Казаков
Фото Алексей Казаков
отзывы: 80
оценки: 41
рейтинг: 124
9

Хотела растоптать война солдата Ивана Соколова (Бондарчук), унижала его по немецким лагерям, бомбой убила жену и двух дочерей, а в самый День Победы снайпером подстрелила сына, но устоял русский солдат Иван, не согнулся.

«Ну, рус Иван, выпей перед смертью за победу немецкого оружия!» — предлагает комендант лагеря Бондарчуку. «Благодарствую за угощение, герр лагерфюрер, но я непьющий», — отвечает тот, и уже с этой фразой «Судьба человека» начинает выходить за привычные границы кинематографа. «Не хочешь пить за нашу победу? Тогда выпей за свою погибель», — говорит комендант. «За свою погибель и избавление от мук я выпью», — отвечает Бондарчук, подносит стакан к губам, и психологическое воздействие на зрителя превышает уже все допустимые нормы. «Ты хоть закуси перед смертью», — говорит комендант. «Я после первого стакана не закусываю», — отвечает Бондарчук, и в сознании зрителя начинают происходить необратимые изменения. Это странно, абсурдно и даже смешно, но бондарчуковская битва на стаканах водки по степени эмоционального напряжения оказалась самой мощной во всем военном кино. Каждый советский школьник после «Судьбы человека» узнал, что умение выпить стакан не закусывая — совсем не причуда, а жизненная необходимость.

7
0
...
12 мая 2007

Лучшие отзывы о фильме «Судьба человека»

Фото Татьяна Таянова
Фото Татьяна Таянова
отзывы: 182
оценки: 182
рейтинг: 352
9

Что мы знаем о нашей Войне? То, что она была. И что были молодые и красивые бабушки (прабабушки), дедушки (прадедушки), которые воевали – спасали. И только…
Однако когда мы смотрим «Иваново детство» Тарковского, «Летят журавли» Калатозова, военные фильмы Германа и Ростоцкого, экранизации Бондарчука, мы знаем о ней все. Все! То, как они (мы?) победили, что они – Боги Войны, что они – вечны.
Смотрела «Судьбу человека» и была уверена, что после стольких прочтений шолоховской книги не заплачу. И заплакала. В тот момент, когда Андрей (С. Бондарчук) сказал малолетнему Ванюшке ненастоящую правду (но ту, что важнее и выше любой настоящей): «А ты знаешь, кто я такой? Я твой отец».

Бог Войны – тот, чье сердце умягчается за считанные секунды от горького взгляда ребенка и способно стучать после «смерти», Сергей Бондарчук, который не стесняется играть зашкаливающую восторженность, мягкость, акварельное умиление (неожиданные в зачерствевшем от горя человеке) – секунды чуда, минуты самого настоящего Молчания и Смысла. Больше, чем кино.

Это фильм пиковых событий, поступков и переживаний, и он вполне может удостоиться прозвания «сентиментальный» за нескрываемое, прямое, настойчивое обращение к самым потаенным струнам зрительских сердец. Однако есть более подходящие слова для его характеристики – сердце- и душещипательный. Яркая экспрессивность этих выражений полностью соответствует явной экспрессивности киноповествования Бондарчука. До предела насыщена эмоциями сцена, где наши пленные поют Катюшу, которая звучит, словно выстрелы ружей, а значит — тоже борьба (воистину Бондарчук – мастер массовок, в них — неглавных нет). Сверхэмоциональны увеличенная камерой улыбка доктора и его повторяющиеся вопросы: «Товарищи, раненые есть? Есть раненые…». Как яркий, экзальтированный полет снята сцена побега Андрея Соколова из лагеря. Бог Войны – стремительный, освещенный огромными лучами солнца, – как птица в небо, врывается в колосящееся поле, лежит раскинув руки, словно крылья, взятый камерой будто с высоты птичьего полета. Но даже с такой высоты – Соколов огромен и силен от прикосновения к родной земле. Он принадлежит ей, она – ему. Без сомнений. И это та чистая правда и тот чистый патриотизм, которые помогли ему победить.

Ключевая сцена фильма: начальник лагеря В-14 предложил «русскому Ивану» перед смертью выпить за победу немецкого оружия. На что получил ответ: «Я непьющий». Зато он – ЖИВОЙ – пьет за свою погибель три огромных стакана, закусывая только после третьего небольшим кусочком хлеба. Крепость водки – крепость характера, достоинство — пить за свою смерть не кланяясь, не приседая, не моля о пощаде, даже не беря «великодушно» предложенную закуску, твердость – смотреть прямо в лицо врага, побеждая его и свою смерть одним взглядом.

Вопрос: может ли все это обычный человек?
В монументальном советском искусстве очень любили укрупнять людей. Но не всегда это выглядело естественно и достойно. Бондарчук показал глыбу, человечище, в существование, в возможность которого почему-то невозможно не верить. Как и у Эйзенштейна, у него был дар увеличивать и «приподнимать» личность без фальши.
Он жил в эпоху, когда официально «не было» Бога. И он своей режиссерской волей перенес все источники выживания, всю мощь, все Небо — в Ч е л о в е к а. Его бог Войны — источник высшей справедливости, у него врожденный инстинкт добра и он — проводник истины, правды, чуда.

Вопреки всякой исторической логике, мне кажется, что «Судьба человека» очень религиозна. В подтексте. Когда Андрей и Ванюшка изображаются в паре, как-то самой собой вдруг приходит понимание, что их двойничество – иллюстрация глубоко религиозной идеи: необходимо видеть в другом человеке себя, невозможно жить только для себя…
Любившие Толстого Шолохов и Бондарчук вообще каждому своему произведению могли бы в качестве эпиграфа предпослать его слова «чтобы не для одного меня шла моя жизнь»… И личная война Андрея Соколова выиграна только тогда, когда он это понял. И его «трофей», Ванюшка, кидаясь ему на шею, кричит: «Папка, родненький! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь».
Победа

4
0
...
24 мая 2010
Фото сергей ефремов
Фото сергей ефремов
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
9

фильм очень хороший смотрел ниодин раз. но это такой фильм который хочется смотреть раз за разом хотя и наизусть знаешь. хотелбы имть этот фильм в собственной видеотекию

2
0
...
22 мая 2009
Фото Марина Анаева
Фото Марина Анаева
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
9

По-одноименному рассказу М.Шолохова о судьбе русского солдата Андрея Соколова поставлен фильм "Судьба человека".
Советский солдат прошел 2 войны и все ужасы конц. лагеря. Человек, потерявший всех родных, близких ему людей, не падает духом. Да, судьба сталкивала его с трудностями, но он не ожесточился и решил подарить хорошую и счастливую жизнь Ванюшке.
Жанр "Судьбы человека"- это драма. Она заключается в потере всего того, что было дорого человеку. Главную роль, а то есть Андрея Соколова играет Сергей Бондарчук, он же и был режисером этого фильма. Премьера фильма состоялась 12 апреля 1959года, производство- "Мосфильм".

2
0
...
18 марта 2009
Фото Матвей Касерлий
Фото Матвей Касерлий
отзывы: 14
оценки: 21
рейтинг: 18
9

Гениальный и трогательный, хотя очень тяжелый фильм. Я очень рекомендую.

1
0
...
22 июня 2014
Фото киноисторик
Фото киноисторик
отзывы: 60
оценки: 60
рейтинг: 0
10

Пронзительно цельный фильм "Судьба человека", в котором рассказывается о солдате-зэке, у которого фашисты убили семью, а сам он выжил только потому, что "ишачил на кулаков" (возил прусских генералов - начальников бензоколонок) - это лучший кинодокумент о гулаговской системе военно-трудовых лагерей-полигонов. И самый, пожалуй, честный (и потому мощный) художественный очерк о том, что в действительности происходило на так называемых "фронтах" и в "тылу" на территории болотного рейха. Суровые жизненные перипетии главного героя отражают трагические судьбы миллионов крепостных простых людей, ставших жертвами чудовищных преступлений во имя колониального сырьевого порядка. Сергей Бондарчук предельно грамотно и точно передает в разных драматических эпизодах через своего персонажа суть подлинных событий, объясняющих, что кроется за голливудским мифом о великих сражениях и обороне. Главный герой торжественно уезжает в эшелоне на "войну" (а в действительности, находясь в столыпинском милицейском вагоне среди рабоче-армейского скота, предназначенного для использования в зоне "военных действий"). поэтому его жена со скрещенными руками эмоционально прощается с ним навсегда (метафора жертвенности всех "безымянных солдат" с их близкими). На "поле боя", где смешались беженцы, бредущие с обреченным видом (явно под конвоем) и солдаты, в панике мечущиеся под обстрелами, ставшие затем военнопленными, размещенными в церкви, откуда их затем развозили по "концлагерям", показано, как в действительности происходила так называемая "сдача в плен окруженных армий" с "эвакуацией мирных жителей". Брошенные командованием и администрацией приграничные гарнизоны, состоящие из безоружных крепостных призывников, и населенные пункты, отдавались на расправу казачьим мародерским ряженным бандам, которые и сопровождали караваны рабов и крестьянских рекрутов на оружейные заводы. В эпизоде, где военнопленный легко сбегает в сонный полдень с окопных работ. но быстро оказывается схваченным охраной в глубоких луговых зарослях, показано. что никто из лагерных узников самостоятельно не мог спастись, поскольку вся оккупированная территория была оцеплена кольцом полицаев-партизан, откуда ни человек, ни животное уйти незамеченными не способны. Сам каторжный быт за колючей проволокой, где арестанты возмущаются трудовыми нормами и подносят камни как орудия на фоне конструкций, напоминающих по виду газовые вышки, намекает на использование крепостной армии не только на корпорационных тех-учениях. но и на строительстве трубопроводов в анклавы колонизаторов. В смелом эпизоде, где чекистский начальник вызывает тюремного стахановца выпить за сталинградскую победу, артисты замечательно разыграли отношение интеллигенции к фашистскому культу. Отказ пить "рус-ивана" за "германское оружие" (путиловские танки) и согласие осушить стакан за "погибель с избавлением от мук" (массовые убийства под видом "войны" здоровых мужчин и замена рабочего населения на урок-поселенцев) указывают на причины маргинализации (криминализации) и алкоголизации (деградации) населения, проживающего в промышленно-аграрных зонах в так называемый "восстановительный" период, Эпизод, где водитель в форме полицая вывозит своего шефа из предназначенного на ликвидацию полигона, за что получает медаль и отпуск домой, показано, кто и за что получал звание "героев войны". Сцена. где герой общается с бывшим старостой, который рассказывает ему о гибели жены и и дочерей от "бомбежек" (их реальная смерть от пьяного насилия передается в звуках старой пластинки с кабацкими песнями, где отчетливо слышны женские крики), прямо намекается на судьбу простых "советских" русских людей, на которых наместническим властям было наплевать. Подобранный одиноким шофером маленький беспризорник скорее похож на фантастического американского ребенка с дикого запада. А в реальности
- из числа отобранных у "эвакуированных" родителей в сцене прибытия на витебский-курляндский "германский" жд-вокзал пересыльных, которому внушили, что его отец погиб (выжил) на фронте. Этот персонаж является символом полной зависимости всех жителей "английских" арабизированных колоний от произвола карательных полицейских органов, которые решают с кем и как должны жить дети в царстве коммунизма. Любопытен образ "писателя" в фильме, который похож на сельского полицая или гулаговского пахана, который внимательно слушает исповедь воронежского артельщика.в казачьей фуражке и тюремной фуфайке. В целом, фильм "Судьба человека" - это выдающийся исторический киноматериал, при расшифровке всех содержащихся в нем документальных фактов, может стать источником важных знаний о подлинных событиях тех страшных лет.

0
0
...
15 марта 2020
В духе «Судьба человека»