Киноафиша Москвы

Фильм «Судьба человека»

(1959, СССР)

6.9
Кино: «Судьба человека»

Экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова

Экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова о мужественном советском солдате, который, пройдя фашистский плен и потеряв во время войны семью, подобрал на дороге мальчика.

Режиссер фильма «Судьба человека»

Умер в 1994 году в возрасте 74 лет Фильмов: 32

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Казаков
отзывы:
80
оценок:
41
рейтинг:
127
9

Хотела растоптать война солдата Ивана Соколова (Бондарчук), унижала его по немецким лагерям, бомбой убила жену и двух дочерей, а в самый День Победы снайпером подстрелила сына, но устоял русский солдат Иван, не согнулся.

«Ну, рус Иван, выпей перед смертью за победу немецкого оружия!» — предлагает комендант лагеря Бондарчуку. «Благодарствую за угощение, герр лагерфюрер, но я непьющий», — отвечает тот, и уже с этой фразой «Судьба человека» начинает выходить за привычные границы кинематографа. «Не хочешь пить за нашу победу? Тогда выпей за свою погибель», — говорит комендант. «За свою погибель и избавление от мук я выпью», — отвечает Бондарчук, подносит стакан к губам, и психологическое воздействие на зрителя превышает уже все допустимые нормы. «Ты хоть закуси перед смертью», — говорит комендант. «Я после первого стакана не закусываю», — отвечает Бондарчук, и в сознании зрителя начинают происходить необратимые изменения. Это странно, абсурдно и даже смешно, но бондарчуковская битва на стаканах водки по степени эмоционального напряжения оказалась самой мощной во всем военном кино. Каждый советский школьник после «Судьбы человека» узнал, что умение выпить стакан не закусывая — совсем не причуда, а жизненная необходимость.

Отзывы пользователей о фильме «Судьба человека»

Фото Татьяна Таянова
отзывы:
182
оценок:
182
рейтинг:
347
9

Что мы знаем о нашей Войне? То, что она была. И что были молодые и красивые бабушки (прабабушки), дедушки (прадедушки), которые воевали – спасали. И только…
Однако когда мы смотрим «Иваново детство» Тарковского, «Летят журавли» Калатозова, военные фильмы Германа и Ростоцкого, экранизации Бондарчука, мы знаем о ней все. Все! То, как они (мы?) победили, что они – Боги Войны, что они – вечны.
Смотрела «Судьбу человека» и была уверена, что после стольких прочтений шолоховской книги не заплачу. И заплакала. В тот момент, когда Андрей (С. Бондарчук) сказал малолетнему Ванюшке ненастоящую правду (но ту, что важнее и выше любой настоящей): «А ты знаешь, кто я такой? Я твой отец».

Бог Войны – тот, чье сердце умягчается за считанные секунды от горького взгляда ребенка и способно стучать после «смерти», Сергей Бондарчук, который не стесняется играть зашкаливающую восторженность, мягкость, акварельное умиление (неожиданные в зачерствевшем от горя человеке) – секунды чуда, минуты самого настоящего Молчания и Смысла. Больше, чем кино.

Это фильм пиковых событий, поступков и переживаний, и он вполне может удостоиться прозвания «сентиментальный» за нескрываемое, прямое, настойчивое обращение к самым потаенным струнам зрительских сердец. Однако есть более подходящие слова для его характеристики – сердце- и душещипательный. Яркая экспрессивность этих выражений полностью соответствует явной экспрессивности киноповествования Бондарчука. До предела насыщена эмоциями сцена, где наши пленные поют Катюшу, которая звучит, словно выстрелы ружей, а значит — тоже борьба (воистину Бондарчук – мастер массовок, в них — неглавных нет). Сверхэмоциональны увеличенная камерой улыбка доктора и его повторяющиеся вопросы: «Товарищи, раненые есть? Есть раненые…». Как яркий, экзальтированный полет снята сцена побега Андрея Соколова из лагеря. Бог Войны – стремительный, освещенный огромными лучами солнца, – как птица в небо, врывается в колосящееся поле, лежит раскинув руки, словно крылья, взятый камерой будто с высоты птичьего полета. Но даже с такой высоты – Соколов огромен и силен от прикосновения к родной земле. Он принадлежит ей, она – ему. Без сомнений. И это та чистая правда и тот чистый патриотизм, которые помогли ему победить.

Ключевая сцена фильма: начальник лагеря В-14 предложил «русскому Ивану» перед смертью выпить за победу немецкого оружия. На что получил ответ: «Я непьющий». Зато он – ЖИВОЙ – пьет за свою погибель три огромных стакана, закусывая только после третьего небольшим кусочком хлеба. Крепость водки – крепость характера, достоинство — пить за свою смерть не кланяясь, не приседая, не моля о пощаде, даже не беря «великодушно» предложенную закуску, твердость – смотреть прямо в лицо врага, побеждая его и свою смерть одним взглядом.

Вопрос: может ли все это обычный человек?
В монументальном советском искусстве очень любили укрупнять людей. Но не всегда это выглядело естественно и достойно. Бондарчук показал глыбу, человечище, в существование, в возможность которого почему-то невозможно не верить. Как и у Эйзенштейна, у него был дар увеличивать и «приподнимать» личность без фальши.
Он жил в эпоху, когда официально «не было» Бога. И он своей режиссерской волей перенес все источники выживания, всю мощь, все Небо — в Ч е л о в е к а. Его бог Войны — источник высшей справедливости, у него врожденный инстинкт добра и он — проводник истины, правды, чуда.

Вопреки всякой исторической логике, мне кажется, что «Судьба человека» очень религиозна. В подтексте. Когда Андрей и Ванюшка изображаются в паре, как-то самой собой вдруг приходит понимание, что их двойничество – иллюстрация глубоко религиозной идеи: необходимо видеть в другом человеке себя, невозможно жить только для себя…
Любившие Толстого Шолохов и Бондарчук вообще каждому своему произведению могли бы в качестве эпиграфа предпослать его слова «чтобы не для одного меня шла моя жизнь»… И личная война Андрея Соколова выиграна только тогда, когда он это понял. И его «трофей», Ванюшка, кидаясь ему на шею, кричит: «Папка, родненький! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь».
Победа

Фото сергей ефремов
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
9

фильм очень хороший смотрел ниодин раз. но это такой фильм который хочется смотреть раз за разом хотя и наизусть знаешь. хотелбы имть этот фильм в собственной видеотекию

Фото Марина Анаева
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
9

По-одноименному рассказу М.Шолохова о судьбе русского солдата Андрея Соколова поставлен фильм "Судьба человека".
Советский солдат прошел 2 войны и все ужасы конц. лагеря. Человек, потерявший всех родных, близких ему людей, не падает духом. Да, судьба сталкивала его с трудностями, но он не ожесточился и решил подарить хорошую и счастливую жизнь Ванюшке.
Жанр "Судьбы человека"- это драма. Она заключается в потере всего того, что было дорого человеку. Главную роль, а то есть Андрея Соколова играет Сергей Бондарчук, он же и был режисером этого фильма. Премьера фильма состоялась 12 апреля 1959года, производство- "Мосфильм".

Фото Матвей Касерлий
отзывы:
14
оценок:
21
рейтинг:
16
9

Гениальный и трогательный, хотя очень тяжелый фильм. Я очень рекомендую.

Фото Мария Павлова
отзывы:
158
оценок:
169
рейтинг:
26
9

Не описать словами, не передать те чувства,которые испытываешь при просмотре этого фильма. Просто "иди и смотри" и ПОМНИ! они достойны нашей памяти и почитания

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить