Киноафиша Москвы

Фильм «Войцек»

Woyzeck (1979, ФРГ)

4.7
Кино: «Войцек»
Кино: «Войцек»

Экранизация классической пьесы Георга Бюхнера в постановке Вернера Херцога.

Экранизация классической пьесы Георга Бюхнера, в основе которой — реальная история рядового Иоганна Христиана Войцека, в приступе ревности убившего свою сожительницу и казненного в Лейпциге в 1824 году.

Режиссер фильма «Войцек»

Отзывы пользователей о фильме «Войцек»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Служащий мелким солдатом Войцек (Клаус Кински) пребывает в довольно удручающем состоянии. Ежедневные посещения цирюльни в качестве брадобрея для занудного капрала, постоянные подработки опытной единицей для свихнувшегося на диких медицинских идеях профессоре, постоянные подколки и унижение со стороны горожан – все это сводит беднягу с ума настолько, что он начинает чувствовать близость к природе такой силы, когда уже слышишь ее голос. Единственная отдушина – гражданская жена Мария (Эва Маттес) и их сын. Но и тут не все так гладко – Мария оказывается слаба на передок и довольно скоро изменяет своему кормильцу с какими-то залетными солдатами за пару сережек. Те же, понятное дело, в секрете этот акт не скрыли, да и не собирались, так что Войцек окончательно сходит с ума, подкошенный гороховой диетой профессора и постоянной ревностью, он покупает нож, увлекает девушку на прекрасный пейзаж где в замедленной съемке трагически и проникновенно ее убивает, после чего отправляется в паб, выпить кружку пива.

В некотором смысле завершающий фильм трилогии про Бруно, если бы сам Бруно С., исполнивший роли в картинах «Каждый сам за себя, а Бог против всех» и «Строшек», тут сыграл. Точней, первоначально так и задумывалось, Херцог пообещал тому главную роль, но потом понял, что совершает ошибку, позвонил Бруно и снял специально для (и про) него «Строшека», а на главную роль в «Войцеке» позвал испытанного безумца Клауса Кински. Кроме того, как это может показаться ни парадоксальным, но в этом фильме режиссер продолжает замысел своего предыдущего фильма «Носферату», в котором он прокладывал мостик к немецкому кинематографическому наследию, а теперь протягивает руку в сторону наследия немецкой культуры в целом, ибо в основе картины лежит знаменитая пьеса Бюхнера, являющаяся ключевой в развитии немецкой литературы и культуры.

Понятное дело, как это было и в «Носферату», Вернер Херцог переосмысливает тематическую и моральную составляющую первоисточника, переводя все на уровень отношения человека и дикой природы, которая в данном случае является источником того зова, на который откликается Войцек, когда решает и решается убить свою возлюбленную. Не даром эта сцена снята на лоне природы, тогда как большинство остальных протекают или на улочках городка, или в его небогатых домах и пивнушках. Конечно же в оригинале книги ни природе, ни красотам вокруг города не уделяется столько внимания, сколько сосредотачивает на них режиссер.

Вообще, откровенно говоря, Херцог тут увлекается длинными планами через чур даже для себя. И речь не только о знаменитой ключевой сцене фильма, тайна которой открыта прямо на афише, весь фильм построен на подобных длиннющих планах, снятых статичной камерой. Правда, надо отдать должное, замысел сработал и там, где в теории медлительность не самой динамичной пьесы должна была бы оттолкнуть зрителя, на самом деле настолько завораживает, что оторваться очень сложно.

Отдельно хочется поговорить о том, как сыграл Клаус Кински. В сочетании с режиссером Херцегом Клаус, при всей сложности характера, а может и благодаря ей, играет настолько яростно, мощно и пронзительно, что многие отметили, что его игра буквально пронзает насквозь саму пленку, выплескивается за пределы экрана, хватает зрителя за шиворот и втаскивает обратно за собой. Конечно, были и истерики со стороны великого актера, и скандалы, и угрозы, но Вернер Херцог к тому времени к ним привык настолько, что воспринимал их как само собой разумеющееся, как план съемочного процесса. Где-то режиссер упоминал о том, что порой жалел, что не снял тут Бруно, но в таких случаях он был не до конца честен, да и фильм с Бруно вместо Кински может быть и удался бы, но это был бы совершенно другой фильм, явно потерявший ту прорву эмоций и ярости, что плескается так опасно в кадре.

0
Фото amodeo
отзывы:
62
оценок:
65
рейтинг:
56
9

"В одном маленьком городе, на берегу большого тихого пруда".
Фильм поставлен по одноименной пьесе Георга Бюхнера. Войцек (Клаус Кински) - полковой цирюльник и парень на побегушках. В свои сорок он обычный рядовой гарнизона, расположившегося в маленьком городе. "Понимаете, мы люди простые, у нас нет добродетели, у нас остается только природа. Но если бы я был господином в шляпе и с часами, я бы стал добродетельным". Он затравленный и униженный человек, обитатель самого дна, вынужденный добывать хлеб для своей семьи всеми возможными способами. Человек, стоящий по стойке смирно и не поднимающий взгляда. Человек, каждый мускул которого напряжен его жизнью, он не может расслабится, и именно поэтому он не может находится на одном месте. Он никогда не идет, он все время бежит. Я думаю, убегает. Помимо основного заработка он подрабатывает у местного психиатра подопытным кроликом. Тот, в свою очередь, испытывает на нем свои методы, даже не лечения, а воздействия, и пишет с него свою новую теорию. У Войцека давно наблюдаются видения и голоса. Психиатр держит его на одном горохе, и смотрит на изменения в его организме. При этом считает Войцека животным и относится к нему соответственно, постоянно унижая и издеваясь над ним. Но при всем этом исправно платит. Дома Войцек практически не появляется, все время проводя на заработках. Он боится притронуться к жене, практически не подходит к ребенку, но любит их и считает своим единственным светлым и чистым пятном в своей жизни. Ради них он терпит унижения. "У кого нет денег, тому приходится думать о морали". Его жена заводит интригу с красавцем офицером, изменяет мужу и, в принципе, клянет себя за это, но фантазии на тему лучшей жизни затуманивают ее сознание. Жена для Войцека является единственной верой в жизни, убивая жену, он рубит последний мост, связывающий его с миром.
В фильме показана борьба на грани между человеком и животным в режиме падения. В безумии и безумстве он всегда осознавал, что делал, понимал безысходность происходящего, но ничего не мог изменить. Он повиновался голосам в своей голове. Загнанный в угол, он бросился вперед.
"Каждая душа - бездна, заглянешь и голова закружится... Невинность, как ее распознать? Я знаю? - Нет. А кто знает?"
Кински бесподобен в этом фильме. Он, проведя во время второй мировой в плену довольно продолжительное время, крайне точно смог отобразить образ жертвы. В основе пьесы лежит реальная история. В фильме не используется двигающаяся камера, все идет одним планом, с одной позиции. С минимумом монтажа. Некий телеспектакль с декорациями.
"И вот, путешественник вступивший в реку времени или обратившийся к Божественной мудрости, говорит себе - Зачем есть человек? Почему существует? Истинно говорю вам, чем жил бы граф, сапожник или врач, если бы Господь не создал других людей. Или солдат, если Бог не дал ему жажды убить себя. Истинно говорю вам - все земное приходящее. Даже деньги - не исключение. Потому, дорогие слушатели, помочимся на крест и умрет иудей".
Смотреть рекомендую

0

Галерея