Фильм

Фильм Броненосец «Потемкин»

1925, СССР, Россия, IMDb: 8

7.3
8
1/5

Шедевр Сергея Эйзенштейна

Снятая к 20-летию революции 1905 года, лента повествует о бунте матросов, уставших от притеснений офицерского состава, и об ужасающих последствиях этого восстания.

СтранаСССР, Россия
Продолжительность1 час 15 минут
Дата выхода20 декабря 1925
Дата выхода в России17 января 1926
Возрастное ограничение0+

Режиссеры фильма «Броненосец «Потемкин»»

10

Художественно-документальный "Броненосец "Потемкин" - это выдающаяся сатира на революционную мистификацию и монархический культ вождя, являющийся центральным связующим звеном во всей думско-реакционной полит-мифологии, выдуманной в интересах пан-юнкерского наместничества. По этому шедевру можно судить о настоящем отношении творческой интеллигенции к эсеровской жандармской марионеточной своре, пришедшей к власти на штыках курляндских карателей и находящейся на содержании трактирщиков-ростовщиков. В самом начале картины приводится грозная цитата о законности войны (рев-террора), выдержанная в духе фашистской ортодоксальности. В картине символически разоблачается химеричность стихийного выражения воли населения на примере одесского мещанско-купеческого паноптикума, и подробно описан случай на судне, где ряженные агенты охранки, используя голодных крепостных матросов, организовывают провокацию с целью ликвидации под видом "кровавого бунта" тех морских офицеров, которые противились зубатовско-колчаковской практике формирования корабельных команд из "идейно-грамотных" урок-анархистов (социалистов), которые устанавливали внутри рядового состава тюремные порядки и действовали под началом унтер-казачьих боцманов-авторитетов. В начальных кадрах два биндюжника-надзирателя сговариваются устроить "братский" сабантуй, и тут же показан эпизод классической дедовщины, где вахтер, аккуратно обходя спящую братву, ударом задевает простого молодого моряка и тут же в игру вступает другой авторитет, призывающий всех обиженных "присоединиться к революционной России". Ему активно вторят такие же агенты-держиморды и после скандала с раздельным питанием (где по вердикту казематного судового врача, напоминающего издали голливудского шута Николая Романова, и его высокого коллеги со зло поджатыми губами и хищным профилем, чем-то похожего на Феликса Керенского, галерных рабов кормят гнильем), процесс начинает набирать обороты. На построении жандармские провокаторы согласованно организовывают беспорядок, где происходят заказные убийства неугодных пиратскому командованию людей. В сценах палубной суетной драки, авторы остроумно выразили суть всего смутного времени в метафоричном образе упавшего креста в форме топора, чей хитрый владелец притворятся убитым (намек на пуришкевича-савенкова из клана морозовых) и затем, видимо, тихо сбегает под шум организованного террора, символизированного в жуткой сцене бессмысленного и жесткого массового расстрела собравшихся на митинговое шоу горожан, поверивших в трактирный культ "погибшего за ложку борща" анархиста. который, в действительности издевался над крепостными служащими броненосца и был ими убит за это. В пародийной организации торжественного каббалистического обряда поклонения усатому "матросу-бунтарю", чье тело становится местом паломничество со стороны богомольных активистов и любопытных зевак и затем преобразовывается обученными агитаторами-манипуляторами с толпами чекистских "пролетариев", стекающихся отовсюду в народную демократическую стихию, наполненную пьяным азартом классовой ненависти, что заканчивается трагически для непосвященных участников, содержится откровенная сатира на мавзолейного индийского бога-мумию и его почитателей-последователей. В грандиозном по художественному стилю показе этого разрастающегося бедствия откровенно демонстрируются технологии захвата власти (земельной собственности) фашистами самым прямым и кровавым путем за счет массовых убийств и грабежей конкурентов и противников романбургов под лозунгом "долой самодержавие", которого в действительности никогда не было и нет. Все местные ресурсы были в руках островных колонизаторов, которые и заказывали все безобразия, чтобы не потерять свои доходы. В массовых сценах ожидания на берегу действий от захваченного военного судна, присутствуют смеющиеся над возмущенными гражданами купцы-банкиры (организаторы черносотенских погромов, уличных беспорядков и захвата предприятий), которые маскируются под "жертв социалистической революции". В сценах кровавой казни (белого террора), что начинается с веселого городского карнавального мероприятия (салонного полит-декадентства и кабацко-лавочного нэпа) показан весь цвет "одесской" имперской буржуазной аристократии, члены которой кривляются на публику и прикрываются зонтами-штыками. Праздничная атмосфера резко сменяется панической давкой из-за "неожиданного" появления казачьей военной полиции (чекисткой хунты) , из-за чего гибнут бедные жители и честные граждане, а разодетые дамы и чиновные господа оказываются в стороне, изображая страх и ужас. И в этот момент "Потемкин" начинает стрелять и требует военной блокады под видом "освобождения города". Фильм наполнен глубокой исторической символикой, которую в общих словах можно описать как детальное метафоричное изложение реализации чудовищного плана по разделу колониальной территории с целью недопущения объединения и выхода русских областей из славянизированного экономического проекта. В финальных кадрах, где пушка наводится на зрителя и один из хитрых усатых бомбардиров-моряков чем-то напоминает голливудского "ленина"; раскрывается холопская суть "мирового вождя", за пошлым образом которого скрывались помещики-оружейники. А также намекается на постановочность всей революционно-военной хроники, снимавшейся с участием дворцовой феодальной челяди. В самом конце машущие белыми платками моряки-казаки, которые выполнили приказ прусско-османских адмиралов и захватили под громкое "ура!" корабль-страну, точно и ярко символизируют итоги так называемого "российского бунта".

21 апреля 2020
Стоит увидеть
10Будоражащая постановка с авторизованной автором музыкой

Очень хорошая постановка - фильм смотрится на одном дыхании

15 апреля 2019
7

Картина Сергея Эйзенштейна - это классика советского и мирового кинематографа. Фильм снискал большое количество наград, среди которых стоит отметить попадание на первую строчку среди ста лучших фильмов, по опросу киноведов мира в 1978 году.
Фильм производит впечатление,в первую очередь, своей масштабностью. Исходя из того, что события, описываемые в фильме, имели место быть на самом деле – невольно поражаешься реальностью и правдоподобностью действия, происходящего на экране. Невольно можно подумать – что это есть документальные съемки. Этот факт можно интерпритировать ни как иначе,как мастерство Эйзенштейна, его способность различными выразительными средствами, компонентами экранного образа доносить до зрителя суть происходящего. К тому же, в фильме нет актеров, в нынешнем понимании этого слова. Присутствуют только определенные типажи. И, ко всему прочему, фильм «немой». Получается, что на плечи режиссера, оператора и композитора ложится большая нагрузка – в отсутствии профессиональных актеров и их монологов необходимо передать настроение каждой части фильма и акценировать внимание зрителя на важных моментах.

Фильм Сергея Эйзенштейна о революции, ее неизбежности, о желании как матросов, так и простых людей изменить существующий уклад, свергнуть власть и начать жить по другому. Жизнь, отданная во благо революционного дела – поступок героический. Таким героем в фильме стал матрос Вакулинчук. Его смерть – это траур для всего города, момент единения людей во благо общей цели. Тем самым, как мне кажется, получена отправная точка.Революция оправдана.Поэтому в конце фильма мы видим красный революционный флаг, развевающийся на мачте броненосца Потемкина.

5 декабря 2010
Все отзывы
Читайте также
До «Эпидемии»: советские и российские проекты, добившиеся признания за рубежом
До «Эпидемии»: советские и российские проекты, добившиеся признания за рубежом
До «Эпидемии»: советские и российские проекты, добившиеся признания за рубежом
Лучшие военные фильмы
Лучшие военные фильмы
Лучшие военные фильмы
20 советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
20
советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
20 советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
Лучшие советские фильмы
Лучшие советские фильмы
Лучшие советские фильмы
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость