Фильм

Фильм Чапаев

1934, СССР, Россия, IMDb: 7.1

Чапаев – афиша
1/4

Классический фильм про ставшего мифом героя Гражданской войны

Экранизация одноименного романа Дмитрия Фурманова о командующем 25-й конной дивизии Красной Армии Василии Чапаеве, мифологизированном герое Гражданской войны.

СтранаСССР, Россия
Продолжительность1 час 31 минута
Дата выхода7 ноября 1934
Дата выхода в России7 ноября 1934
Возрастное ограничение12+

Режиссеры фильма «Чапаев»

Рецензия «Афиши» на фильм «Чапаев»

9

Герой Гражданской войны и народной брехни комдив Чапаев (Бабочкин) ломает табуретки, топчет шапку и одолевает несметную беляцкую силу посредством чугунка с картохой.

«Чапаев» — самый русский фильм всех времен. Задуманный как роман перековки разусатого красноперого разбойника в дисциплинированного альбатроса революции через веское комиссарское слово, он явил всю бессмыслицу и вредность армейской политработы. Стоило Чапаю причесаться и застегнуть френч, его немедленно утопили в реке Урал белые гады. Он, конечно, напоследок гулеванил от винта, кусал длинный ус и полосовал в одном исподнем белых гадов из пулемета, но приметливые белые гады уже смекнули, что он не волшебный, не тот Василь Иваныч, который «академиев не кончал» и потому одной шапкой закидывал целые офицерские батальоны. Зато его «веселый разговор» густо взошел в следующих поколениях оторвисорвиголов. С «Чапаева» все подлинно народные (читай: приблатненные) киноартисты — Жаров, Алейников, Тенин, Утесов, Бернес — заговорили слегка надтреснутым, скрипучим говорком пройдохи. Все национально озабоченные любэ-мудры запели про черного ворона, бесперспективно вьющегося над их головой. Все усатые бестии во главе с Михалковым смачно захрустели белым наливом, ища и находя в чапайском смаке, распояске и птице-тройке-партизанщине так и не разгаданную буржуинами русскую военную тайну. «Рази ж бандиты чапаевцы?» — горько спрашивал комдив свое забубенное войско. Бандиты, Василь Иваныч, как есть бандиты. В этом наш большой босяцкий секрет, который все знают, да никому не рассказывают.

1 июля 2002
7

Картина братьев Васильевых являет собой классику отечественного кинематографа. Стоит ли говорить, ведь фильм практически полностью разобрали на цитаты, а образы главных героев стали по истинне народными.
Успех картины во многом определяется именно игрой актеров. Им удалось полностью вжиться в свои роли и передать внутренние переживания своих персонажей. Надо сказать, что Чапаев и Петька в фильме – это стопроцентные народные герои. Чапаев хоть и является командиром дивизии, но он ни в чем не противопоставляет себя своим солдатам. Он простой в повседневной жизни, но на войне, на поле боя – он талантливый командир, за которым идут солдаты и которого очень боятся враги. Петька – это тоже выходец из народа. Он верен своему командиру. Он гордится тем, что служит ординарцем у Чапаева.
Картина безусловно является цельным произведением, в которое погружаешься с головой и которое не оставляет равнодушным. Ведь гражданская война есть самый трудный период в истории любой страны и раны от этой войны заживают очень долго.

5 декабря 2010
10

Сатирический памфлет "Чапаев", сделанный в стиле голливудского боевика про красных индейцев и белых ковбоев, является в действительности художественным документом, развенчивающим миф о гражданской (мировой) войне. Несмотря на идеологическую мифическую основу повествования, сюжет выстроен настолько грамотно, а представители театральной интеллигенции настолько ответственно подошли к созданию точных образов всех персонажей, что расшифровать исторические факты, заложенные в этой картине, не представляется сверхсложным. Главный герой, это не наивный малограмотный борец за идею, вообразивший себя великим стратегом, и ставший жертвой продуманной военно-тактической хитрости. А расчетливый и коварный унтер-агент, выполняющий задание бело-прусского полковника-карателя Деникина, под пристальным насмешливым вниманием наблюдательного и молчаливого автора-биографа и военспеца-кадета с курительной трубкой (намек на Чернова-Сталина - одного из самых "видных" политологов-мифологов эсеровской хунты). "Герой гражданской войны" все время крутит свои усы жандармского городового и денщика-приказчика, изображает из себя боевого командира-начальника, а на деле занимается совместно с общинными старостами фискальными поборами и вербовкой хуторской молодежи в черносотенные банды для запугивания простого населения, о чем прямо говорится Чирковым в эпизоде его диалога с комдивом. А затем сбегает (переплывает на другой берег), как только возникает опасность для его жизни, бросив обманутых (заведенных в ловушку) им людей на верную гибель, чтобы не оставалось свидетелей его предательства. Чтобы затем вернуться в облике народного национального трибунного легендарного героя - "борца с интервентами и оккупантами" аля Буденный-Петлюра. Художественно-яркая сцена парадно-полевого марша белой армии с выдвинутыми штыками - это прямой намек на отсутствие какого-либо серьезной противоборствующей силы внутри юнкерскому "интервентскому" террору. Образы невежественных лихих "красноармейцев" ( в реальности - махновцев) в анархистско-казачьем обмундировании говорят сами за себя. Роль монастырского "бати васи", как это не странно, не самая выдающаяся работа Бориса Бабочкина в 30-х годах. В сатирической картине "Друзья" 1938 года настоящий русский интеллигент поразительно смело разоблачил оружейно-корпорационный (путиловско-круппский) культ кирова-муссолини, показав на трибуне под аплодисменты его коллег, кто скрывается за голливудским кривляющимся образом "итальянского дуче".
Культ чапаева - это типичный синодско-думский миф наподобие табуированных героических эпосов для оболванивания населения якобы заложенными внутри общества непримиримыми социально-экономическими общественно-политическими противоречиями, сгладить которые может только жесткий полицейский порядок под видом "народной диктатуры". Эпизод с объяснением военной тактики на картошке - это юмористический намек на суть "революционно-военных потрясений", заключающуюся в переделе между наместническими курляндскими кланами оккупированной славянизированной территории на феодальные поместья под ничего не значащими нац-полит-вывесками с целью обеспечения островных колонизаторов продовольствием, сырьем и рабами.

3 марта 2020
Все отзывы
Читайте также
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80
фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
15 главных отечественных байопиков: от «Чапаева» до «Царя»
15
главных отечественных байопиков: от «Чапаева» до «Царя»
15 главных отечественных байопиков: от «Чапаева» до «Царя»
20 советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
20
советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
20 советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость