Последний человек
Der letzte Mann, Германия, 1924




Драма про униженного портье
Пожилой портье шикарного отеля (Яннингс) гордится своей работой и прекрасной ливреей с начищенными пуговицами. Однако возраст дает о себе знать, и управляющий (Унтеркирхер) переводит старика на новую работу: подавать полотенца в общественном туалете. Неожиданный поворот судьбы восстанавливает справедливость.
Актеры
Ханс Унтеркирхер, Олаф Сторм, Мали Дельшафт, Эмили Курц, Макс Хиллер,Самые ожидаемые события
Рецензия «Афиши» на фильм «Последний человек»
Пожилой портье шикарного отеля (Яннингс) гордится своей работой и прекрасной ливреей с начищенными пуговицами. Однако возраст дает о себе знать, и управляющий (Унтеркирхер) переводит старика на новую работу: подавать полотенца в общественном туалете. Неожиданный поворот судьбы восстанавливает справедливость.
Для кино этот экспрессионистский шедевр — примерно то же самое, что гоголевская «Шинель» для классической русской литературы. Тем более и сюжетные пересечения нащупать несложно. Конечно, величавый портье в изумительно тонком исполнении Яннингса — выдающийся актер своей эпохи сыграл здесь, бесспорно, лучшую роль, — мало похож на «тварь дрожащую» Башмачкина, но история унижения через лишение одежды, главного социального атрибута, говорит примерно о том же. Кстати, в советском прокате фильм носил название «Человек и ливрея». Что ж, в Германии «маленький человек» вполне мог оказаться крупным мужчиной. Тем более шокирующей выглядит его ссылка в самое низменное место гостиницы, в девятый круг Ада — общественную уборную. Эта картина — настоящий бенефис гениального оператора Карла Фройнда, изобретшего для «Последнего человека» с десяток новаторских приемов: многие из них используются до сих пор. Мурнау пытался создать идеальное кино, вовсе не нуждающееся в интертитрах, и почти добился своего. Увы, вмешались продюсеры, потребовавшие хеппи-энда. Исполняя приказ, режиссер и это превратил в прием: чудесное избавление старика нарочито неправдоподобно и прямо-таки сочится сарказмом. Подчеркнув выгодные отличия кинематографа от жизни, Мурнау подписал окружавшей его реальности беспощадный приговор.