Фильм

Фильм Ветер унесет нас

Bad ma ra khahad bord, Франция, Иран, 1999

6.8
7.4
Ветер унесет нас – афиша
Предоставлено пользователем: Василиса Никифорова
1/2
СтранаФранция, Иран
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 58 минут
Дата выхода6 сентября 1999
Возрастное ограничение18+

Самые ожидаемые события

7

Начинать знакомство с творчеством иранского классика Аббаса Кияростами с этого, неприспособленного для зрителя фильма, дело гиблое и ненадежное. Велика вероятность не понять, куда дел автор два часа экранного времени, за которые ровным счетом произошло два значимых события — герой приехал в курдскую деревушку, герой уехал из курдской деревушки. Между — размышления режиссера то ли о смерти, то ли об отношении людей к смерти, то ли о жизни, то ли о диссонансе городского и деревенского образов жизни, то ли вообще об абстрактном Всеобщем.

Кияростами погружает фильм в тотальную неопределенность, начиная с того, что ставит героя в очень двусмысленную ситуацию. Группа журналистов направлена в горную деревню, чтобы запечатлеть обряд погребения столетней женщины, госпожи Мелек. Инженер, так называют местные жители главного героя, сталкивается с тем, что умирающая старуха умирать и не думает. Она не ест, не пьет и не разговаривает, но продолжает дышать. И Инженеру и его команде остается лишь ждать столько, сколько потребуется, а до поры до времени он зависает в томительном, изнуряющем неопределенном состоянии, в котором нет этого самого времени, потому что непонятно в каком веке живет деревня, и нет пространства, потому что герой его попросту не ощущает. Двусмысленность же состоит в том, что на второй недели такого существования, инженер задает себе вопрос, а хороший ли он человек, раз ждет смерти другого человека, да и если спросить его, что будет в судный день, он автоматически ответит, что хорошие люди попадают в ад, а плохие в рай.

«Нас унесет ветер», к тому же, существует на грани художественного и документального фильма. Вымышленная ситуация снята как серия интервью Инженера с жителями деревни, и особенно с внуком столетней женщины, Ферзатом. Что любопытно, ни женщину, ни съемочную команду Инженера Аббас Кияростами так и не показывает, видимо для того, чтобы поместить лишь одного человека в эту среду, от лица и ушами которого мы слышим фактически этнографические зарисовки традиционного курдского образа жизни. И именно через Инженера показано глубокое несоответствие столичного, современного жителя, и пасторального деревенского. Деревня, где находится герой, место удивительно красивое, созданное для того, чтобы задумчиво его созерцать, а оператору плавными движениями камеры подчеркивать его спокойствие. Вместо этого, Инженер носится по запутанным улочкам, колесит по полям и ни разу глубоко не вдыхает чистейший воздух, о котором столько разговоров. Его суета невыносимо раздражающая и способна напугать, готового наслаждаться иранскими видами зрителя.

Но Кияростами идет еще дальше и уничтожает всякое сюжетное действие. Два часа сменяют друг друга по кругу несколько событий: Инженер пытается ответить на звонок, забравшись а гору, чтобы поймать сеть, беседует с землекопом, потом допрашивает Ферзата о состоянии старушки и его экзаменах, и выслушивает истории старожилов, разыскивая молоко или другую продукцию. Причем истории старожилов, свидетельствую о том, что не все так муторно и скучно в деревне, и если бы режиссер показал, что творится за спиной Инженера, то фильм вполне можно было бы смотреть. И в противоположенность уснувшему сюжету, сценарно фильм переполнен многочисленными, мелкими, тут же забывающимися деталями. И дай бог сил, это досмотреть. Явно здесь что-то происходит по ночам, как говорилось в стихотворении.

И вот во всей этой бессмысленной суете, рождается мысль, что по-настоящему важных событий в жизни не так уж много, а все остальное — пустое. И как не торопись, и не суетись, всему свой черед, в том числе и смерти, ждать которую еще более бессмысленно, чем жить. Все унесет ветер.

16 февраля 2011
3

Частично вышел "День сурка" по-ирански. Потому как много повторяющихся эпизодов типа вечно сдающего экзамен мальчика, вечно копающего на кладбище человека, а также абсолютно не показанных в лицо компаньонов главного героя по поездке. Некоторые детали фильма вообще возведены в определённую степень абсурда. Да и плюс ситуация ожидания непонятно чего, ибо до зрителя почти до конца фильма не раскрывается смысл основного сюжетного события. И здесь, я считаю, палка фильма и перегнулась. Потому как можно, конечно, считать фильм своеобразным упражнением на неделание, но до такой степени, что становится откровенно скучно, доводить его было нельзя. В результате впечатлили лишь пейзажи, собственно сама иранская деревня и её быт. Ну и исполнитель главной роли, местами выполнивший своё дело в стиле иранского Джона Малковича.

12 февраля 2011
9

Эту ленту Аббас Кияростами снял после своего триумфа в 1997 году на фестивале в Каннах (он получил Золотую пальмовую ветвь за фильм “Вкус вишни”). И фильм “Нас унесёт ветер” тоже получился гениальным, и это так же отметили на крупном кинофестивале (Особый приз жюри в Венеции). Несомненно, эти два фильма – творческая вершина иранского режиссёра – Кияростами.
В маленькую иранскую деревушку приезжают городские жители. Причём о цели визита они не распространяются. А приехали они с тем, чтобы заснять особый церемониал, который должен произойти после смерти старушки. Но вот беда, она ни как не хочет умирать.
Из приехавших нам показывают одного – Инженера (имя его ни разу не упоминалось). Дожидаясь смерти старушки, он начинает исследовать эту деревушку, знакомится с разными её жителями. Но в отличие от Агента Купера из сериала “Твин Пикс”, Инженер остаётся чужаком для деревни. Этим показан произошедший в Иране разрыв между городом, куда пришли веяния с запада, и деревней, где остался традиционный уклад жизни.
Пересказывать сюжет фильма Нас унесёт ветер тяжело, так как его фактически нет. Но это достоинство, а не недостаток фильма. Ведь всё гениальное – просто. Фильм заставляет задуматься о нашем месте в этой жизни. Не напоминаем ли мы порой перевернутых черепах, которые быстро перебирают своими лапками, но при этом не сдвигаются с места.
“Нас унесёт ветер” – фильм о нашем причудливом мире, которого мы порой сами не понимаем. Но самое главное – это то, что, несмотря на все невзгоды, всё равно стоит жить.

30 июля 2009
Все отзывы
Читайте также
15 кинопремьер декабря
15
кинопремьер декабря
15 кинопремьер декабря
22 сериала декабря
22
сериала декабря
22 сериала декабря
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
20 стыдных, но невероятно веселых комедий 1980–1990-х годов
20
стыдных, но невероятно веселых комедий 1980–1990-х годов
20 стыдных, но невероятно веселых комедий 1980–1990-х годов
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость