Киноафиша Москвы

Фильм «Ветер унесет нас»

Bad ma ra khahad bord (1999, Франция, Иран)

3.7
Кино: «Ветер унесет нас»
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Режиссер фильма «Ветер унесет нас»

Отзывы пользователей о фильме «Ветер унесет нас»

Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
362
7

Начинать знакомство с творчеством иранского классика Аббаса Кияростами с этого, неприспособленного для зрителя фильма, дело гиблое и ненадежное. Велика вероятность не понять, куда дел автор два часа экранного времени, за которые ровным счетом произошло два значимых события — герой приехал в курдскую деревушку, герой уехал из курдской деревушки. Между — размышления режиссера то ли о смерти, то ли об отношении людей к смерти, то ли о жизни, то ли о диссонансе городского и деревенского образов жизни, то ли вообще об абстрактном Всеобщем.

Кияростами погружает фильм в тотальную неопределенность, начиная с того, что ставит героя в очень двусмысленную ситуацию. Группа журналистов направлена в горную деревню, чтобы запечатлеть обряд погребения столетней женщины, госпожи Мелек. Инженер, так называют местные жители главного героя, сталкивается с тем, что умирающая старуха умирать и не думает. Она не ест, не пьет и не разговаривает, но продолжает дышать. И Инженеру и его команде остается лишь ждать столько, сколько потребуется, а до поры до времени он зависает в томительном, изнуряющем неопределенном состоянии, в котором нет этого самого времени, потому что непонятно в каком веке живет деревня, и нет пространства, потому что герой его попросту не ощущает. Двусмысленность же состоит в том, что на второй недели такого существования, инженер задает себе вопрос, а хороший ли он человек, раз ждет смерти другого человека, да и если спросить его, что будет в судный день, он автоматически ответит, что хорошие люди попадают в ад, а плохие в рай.

«Нас унесет ветер», к тому же, существует на грани художественного и документального фильма. Вымышленная ситуация снята как серия интервью Инженера с жителями деревни, и особенно с внуком столетней женщины, Ферзатом. Что любопытно, ни женщину, ни съемочную команду Инженера Аббас Кияростами так и не показывает, видимо для того, чтобы поместить лишь одного человека в эту среду, от лица и ушами которого мы слышим фактически этнографические зарисовки традиционного курдского образа жизни. И именно через Инженера показано глубокое несоответствие столичного, современного жителя, и пасторального деревенского. Деревня, где находится герой, место удивительно красивое, созданное для того, чтобы задумчиво его созерцать, а оператору плавными движениями камеры подчеркивать его спокойствие. Вместо этого, Инженер носится по запутанным улочкам, колесит по полям и ни разу глубоко не вдыхает чистейший воздух, о котором столько разговоров. Его суета невыносимо раздражающая и способна напугать, готового наслаждаться иранскими видами зрителя.

Но Кияростами идет еще дальше и уничтожает всякое сюжетное действие. Два часа сменяют друг друга по кругу несколько событий: Инженер пытается ответить на звонок, забравшись а гору, чтобы поймать сеть, беседует с землекопом, потом допрашивает Ферзата о состоянии старушки и его экзаменах, и выслушивает истории старожилов, разыскивая молоко или другую продукцию. Причем истории старожилов, свидетельствую о том, что не все так муторно и скучно в деревне, и если бы режиссер показал, что творится за спиной Инженера, то фильм вполне можно было бы смотреть. И в противоположенность уснувшему сюжету, сценарно фильм переполнен многочисленными, мелкими, тут же забывающимися деталями. И дай бог сил, это досмотреть. Явно здесь что-то происходит по ночам, как говорилось в стихотворении.

И вот во всей этой бессмысленной суете, рождается мысль, что по-настоящему важных событий в жизни не так уж много, а все остальное — пустое. И как не торопись, и не суетись, всему свой черед, в том числе и смерти, ждать которую еще более бессмысленно, чем жить. Все унесет ветер.

0
Фото scheet
отзывы:
600
оценок:
601
рейтинг:
96
3

Частично вышел "День сурка" по-ирански. Потому как много повторяющихся эпизодов типа вечно сдающего экзамен мальчика, вечно копающего на кладбище человека, а также абсолютно не показанных в лицо компаньонов главного героя по поездке. Некоторые детали фильма вообще возведены в определённую степень абсурда. Да и плюс ситуация ожидания непонятно чего, ибо до зрителя почти до конца фильма не раскрывается смысл основного сюжетного события. И здесь, я считаю, палка фильма и перегнулась. Потому как можно, конечно, считать фильм своеобразным упражнением на неделание, но до такой степени, что становится откровенно скучно, доводить его было нельзя. В результате впечатлили лишь пейзажи, собственно сама иранская деревня и её быт. Ну и исполнитель главной роли, местами выполнивший своё дело в стиле иранского Джона Малковича.

0
Фото Руслан Кондрашук
отзывы:
4
оценок:
6
рейтинг:
2
9

Эту ленту Аббас Кияростами снял после своего триумфа в 1997 году на фестивале в Каннах (он получил Золотую пальмовую ветвь за фильм “Вкус вишни”). И фильм “Нас унесёт ветер” тоже получился гениальным, и это так же отметили на крупном кинофестивале (Особый приз жюри в Венеции). Несомненно, эти два фильма – творческая вершина иранского режиссёра – Кияростами.
В маленькую иранскую деревушку приезжают городские жители. Причём о цели визита они не распространяются. А приехали они с тем, чтобы заснять особый церемониал, который должен произойти после смерти старушки. Но вот беда, она ни как не хочет умирать.
Из приехавших нам показывают одного – Инженера (имя его ни разу не упоминалось). Дожидаясь смерти старушки, он начинает исследовать эту деревушку, знакомится с разными её жителями. Но в отличие от Агента Купера из сериала “Твин Пикс”, Инженер остаётся чужаком для деревни. Этим показан произошедший в Иране разрыв между городом, куда пришли веяния с запада, и деревней, где остался традиционный уклад жизни.
Пересказывать сюжет фильма Нас унесёт ветер тяжело, так как его фактически нет. Но это достоинство, а не недостаток фильма. Ведь всё гениальное – просто. Фильм заставляет задуматься о нашем месте в этой жизни. Не напоминаем ли мы порой перевернутых черепах, которые быстро перебирают своими лапками, но при этом не сдвигаются с места.
“Нас унесёт ветер” – фильм о нашем причудливом мире, которого мы порой сами не понимаем. Но самое главное – это то, что, несмотря на все невзгоды, всё равно стоит жить.

0

Галерея