Москва
Написать отзыв

Все отзывы о фильме

1979, СССР, IMDb: 8.2

8.0
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Антон Долин
Фото Антон Долин
отзывы: 82
оценки: 82
рейтинг: 1615
9

Падение метеорита приводит к появлению на Земле загадочной Зоны. По легендам, там, среди множества смертельно опасных ловушек, находится комната, выполняющая желания. Сталкер (Кайдановский) ведет туда Профессора (Гринько) и Писателя (Солоницын), каждый из которых преследует собственную цель.

Последний фильм, снятый Тарковским в СССР, — самый зрелый, сложный, при этом скупой до минимализма и избавленный от очевидного символизма, — как ни парадоксально, имел сравнительно мало проблем с цензурой и вышел во вполне широкий прокат. А если бы режиссер снимал его в Европе, «Сталкер» мог бы пополнить траурный лист неосуществленных проектов: ­тысячи метров отснятого материала безвозвратно пропали при проявке в лабораториях «Мосфильма», и только покровительство руководства Госкино позволило фактически снять фильм заново. По новому, переписанно­му в очередной раз, сценарию. От первоисточника, повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», уже ничего не оставалось, кроме понятий «Зона» и «Сталкер». Тогда, кстати, и появилась идея сделать главного героя юродивым.

Бесконечный проезд на дрезине, во время которого большинство зрителей засыпает, знаменует щелчок в сознании — переход из реального (черно-белого) пространства к сюрреалистическим цветам Зоны. Постапокалиптический ландшафт населен чистыми (но мутными для случайных гостей) сущностями: в этой трубе — Смерть, в том ручье — Память, а здесь комната, где живет Счастье. Человек, как ему свойственно, заблуждается. Каждая реплика в споре «физика» с «лириком» и обоих интеллигентов — с блаженным проводником сбивает с прямого пути; таковых в Зоне нет. Однако выйти из нее прежним невозможно, это единственное, в чем нет ни малейшего сомнения. «Сталкер» — радиоактивный объект, облучающий каждого зрителя, вне зависимости от возраста, вкусов или образования. Фильм вопросов, а не ответов, в чем и заключен его секрет.

11
1
...
9 октября 2013
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Елизавета
Фото Елизавета
отзывы: 738
оценки: 5163
рейтинг: 588
7

Вчера наконец-то на относительно большом экране посмотрела фильм.. Фокусировался взгляд на неоднократно показываемых в Зоне в разных ручьях и прочей воде шприцах.. Как-то не люблю такое..
Получается, что никакой Зоны как некого особого места нет? Сталкер обманом ведет людей в несуществующую Комнату?
Или весь фильм это повод поговорить и подумать зрителям и съемочной группе?
Больше всего мне понравилось: героиня Фрейндлих, буфетчик - не знаю почему, просто симпатичный и теплом от него веет..
Фильм не жесткий, не страшный..
Безумно интересный..
Что такое пролитое молоко для Тарковского?
Мне фильм показался довольно уютным.. У Сталкера счастливая семья..
Бомба в Зоне начала свое страшное дело)))
И что с этим делать?

1
0
...
28 августа 2010
Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1411
рейтинг: 587
9

Первый раз Андрей Тарковский прочитал книгу братьев Стругацких «Пикник на обочине» в 1973 году. Он тут же понял, насколько прекрасный фильм можно сделать, опираясь на эту историю. Но будет ли он сам снимать или только напишет сценарий до конца было не ясно. Потом вышла картина «Зеркало», поступило предложение снять «Идиота» по Достоевскому, которое было отвергнуто автором, и только потом, в 1975 году, режиссер решился снимать «Сталкера». В марте он обсудил с авторами книги детали сценария, а осенью получил добро на съемки. В тот момент, правда, фильм назывался «Машина желаний».
Из-за бюрократических проволочек, фильм не начинали снимать до февраля 1977 года и Тарковский, тем временем, ставил театральный спектакль «Гамлет». Сцены, связанные с Зоной, планировали снимать в Таджикистане, но там произошло землетрясение, поэтому все перенесли в Эстонию. Когда были сняты уже все сцены в помещении, обнаружили, что вывалились из бюджета, поэтому принялись пересматривать дальнейшие съемки. Кроме того, Тарковский разругался с оператором Георгием Рербергом и уволил его. Так что проблемы были большие, особенно если учитывать, что отсняли пока мало чего полезного, а бюджет на 2/3 был уже израсходован. Начальство порекомендовало фильм сильно урезать, но Тарковский был категорически против и подал прошение на то, чтобы сделать картину из двух частей, что решило бы проблему бюджета. А пока заявление рассматривали, съемки на время свернули.
Тарковский во время паузы занялся любимым делом – полностью переписал сценарий. Сильно изменился сам Сталкер, превратившись из «браконьера в… раба, адепта, язычника Зоны». Тарковский продолжал переписывать сценарий и в течении съемок, так что братья Стругацкие быстро открестились от конечного результата, сказав, что к финальному сценарию они уже мало причастны.
Затем, в апреле 1978 года, последовала еще одна пауза – Тарковский свалился с сердечным приступом, что было, к сожалению, неудивительно. Два месяца пришлось провести в санатории и только летом съемки продолжились в третий раз. Сменили тем временем и оператора, Княжинский стал третьим, кто работал над «Сталкером». Снимать было сложно, так как деньги, которые выделили под гипотетическую вторую часть, кончились так же быстро, как и первые. Закончили в ноябре и все еще больной Тарковский принялся монтировать картину. Болел он очень тяжело, были опасения даже, что он умрет. Но все обошлось, равно как обошлось и с приемом фильма – были внесены маленькие поправки, и картину, к удивлению режиссера, приняли легко.
«Сталкер», вместе с картинами «Жертвоприношение» и «Ностальгия», относится к так называемой «поздней трилогии» Тарковского, который называют иногда еще «Триптих». Кроме усиленной философской интонации самих картин, эти три фильма объединяет продолжительность, а также техника очень медленных зумов, а также еще большей сложностью определения, происходит ли показанное на экране в данный момент в действительности или это какие-то видения и внутренний мир. Плюс ко всему, все эти три фильма достаточно сильно объединены темой катастрофой мира и желанием отвести от него взгляд.
Что же касается самого сюжета фильма и истории, рассказанной в книге, нет необходимости говорить о том, что общего там осталось лишь несколько персонажей и названий. От жестоких смертей и сверхъестественных явлений, Тарковский рассказ в более философские дебри.
«Сталкер» часто рассматривают как аллегорию – персонажи не имеют имен – Сталкер, Писатель, Профессор. С помощью двух из них Тарковский постарался показать два способа отношения к жизни – рациональный Профессор и интуитивный Писатель. Между ними стоит Сталкер – человек веры, к которому тяготеет сам режиссер. Кроме того, за аллегорической философской пеленой довольно ясно просматриваются контуры жизни в Советском Союзе. Все эти службы безопасности, явная параллель между Гулагом и Зоной. Но рассматривать фильм исключительно как антисоветскую пропаганду нельзя. «Сталкер» - один из самых замечательных фильмов о человеческой натуре, многие сцены которого уводят зрителя гораздо глубже в личностную психику, чем это может сделать поверхностная, политическая аллегория. Гораздо интересней рассматривать фильм как картину о поиске веры и о трудностях, подстерегающих на пути. О Зоне, как ландшафте человеческой души.
Фильм, к тому же, пересматривает использование тишины и спокойствия в кинематографии. Порой в кадре не происходит ровным счетом ничего, если рассматривать это с обычной точки зрения. Особенно хорошо выделяется здесь эпизод, когда герои фильма едут в Зону и на протяжении нескольких минут камера вглядывается в лица этих людей, едущих в неизвестность. Или когда ближе к концу они сидят рядом с Комнатой. Ничего не произнесено, ничего не сделано, но передано огромное количество осмысленности и глубины.

4
1
...
11 сентября 2009
Фото Igor Sinelnikoff
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы: 413
оценки: 450
рейтинг: 390
9

Спустя 30 лет после выхода на экраны «Сталкера», этому шедевру посвящают все больше исследовательских работ, устраивают фестивали, создают компьютерные игры и чествуют как одно из величайших достижений в киноискусстве.

Титанический труд съемочной группы во время съемок ленты не пропал даром, сценарий, переписанный 17 раз поражает глубиной мысли, а актерская игра Фрейндлих, Кайдановского, Солоницина и Гринько является идеальным образцом для новых поколений лицедеев во всем мире. К сожалению, все это в России большая редкость.

Тарковский воссоздал самобытный мир Зоны, начав с цветового решения. Зона ярка, пестрит суровыми красками, в отличие от реального мира цвета сепия за кордоном. Каждый кадр, не блещущий красивым эстетизмом, Тарковский доводит до совершенства, будь это облезлая комната, где живет семья главного героя, или «чернобыльские» пейзажи. Работа «Мастера».

Мир Зоны — это динамичная структура, приходящая в движение мыслями своих посетителей и без. По утверждению блаженного Сталкера, здесь нельзя вернуться обратной дорогой, и ловушки, скорее духовные и психологические, появляются всегда в разных местах. единственный выход — кидать перевязанные белой лентой гайки. Зона — это живой организм, не имеющий той научно-фантастической закваски, которой заполнили ее братья Стругацкие. «Сталкер» — философская притча, и пространство здесь метафизично.

Главное сокровище Зоны — Комната, где исполняются желания. Туда «Сталкер» водит людей, рискуя в очередной раз попасть в тюрьму или быть пристрелянным на заставе. «Это ведь единственное место, куда можно прийти, когда надеяться больше не на что». Профессор и Писатель — два антагониста, физик и лирик с «пустыми глазами». Оба хотят увидеть и пережить чудо комнаты, но на пути к ней ни один раз докажут гнилость своих душ, сомнения, которые своей силой будоражит в них Зона. Или сам Сталкер…

Тарковский нам так даже и не объяснил, есть пресловутая сила комнаты или нет ее. Важен другой вопрос, быть или не быть чуду. Надежду хотят взорвать, «хоть никто и не верит, не только эти двое». А если и есть чудо, то каковы наши сокровенные желания, и хотим ли мы знать первокирпичик своей души. Ни один человек не вошел в комнату. Например у Сталкера, вроде бы есть чудо — безногая дочь, Мартышка, обладающая силой двигать стаканом, порождение Зоны, а может это поезд проехал. Верить или нет, мы должны решать сами…

Без сомнения реальны здесь лишь слова гениальной актрисы Алисы Фрейндлих, так ни разу и не попытавшей счастья загадать заветное желание. «Ведь я никогда не жалела. И горя много было и стыдно было, но я никогда не жалела и никогда никому не завидовала. Просто такая судьба, такая жизнь, такие мы. А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и счастья не было бы, и не было бы надежды. Вот.»

1
0
...
18 июня 2010
Фото egortut
Фото egortut
отзывы: 199
оценки: 267
рейтинг: 359
5

всю жизнь слышал множество откликов и хвалебных рассказов про этого режисера. И вот недавно любопытство взяло верх. Я первый раз посмотрел произведение этого автора.
Не сказать что мне не понравилось, но я и не разочаровался. Ничего особо гениального я в фильме не нашел. Впечатляют интерьеры, конечно. И как все снято. Но сама история неинтересная.

2
0
...
16 октября 2010
Фото Sarah
Фото Sarah
отзывы: 380
оценки: 530
рейтинг: 259
9

Казалось бы, фильмы Тарковского все интересующиеся должны были давно посмотреть. Ан нет. Мальчик в очках с жёлтыми линзами сказал, что вчера очередь на Тарковского растянулась на 2 этажа.

Один человек ведёт двоих в место, где исполняются желания. И так на протяжении всех двух серий фильма. Что может быть зануднее? И первые две трети первой серии высидеть действительно сложно. Зато потом наступает Озарение, как бы это банально ни звучало. Фильм оказался невероятно многослойным: из-за одной неизбитой истины выглядывает другая. "Сталкер" парадоксальным образом сочетает в себе попсовость, когда фильм можно пересмотреть три раза подряд, а потом разобрать на цитаты, и невероятную глубину.

Вообще, картина на всём её протяжении вызывала у меня очень противоречивые чувства. Сначала отторжение. Каждый кадр излишне затянут, можно было уложиться часа в полтора хронометража, как же безнравственно так не уважать собственного зрителя и ставить такую ерунду. И чего вокруг этого Тарковского столько шума? Наверно, по привычке; надо же кого-то обожествлять. Как сказал Писатель: "Стоит в музее античный горшок. В своё время в него объедки кидали, а теперь все охают, ахают, восхищаются лаконичностью форм". К тому же я прониклась страшной антипатией к Сталкеру, поступающему подло с женой и ребёнком, не сознающему всей меры ответственности по отношению к семье. Ну зачем вообще жениться и делать детей, если работа у тебя на первом месте? Что же ты из себя добренького строишь, думала я, человек, так грубо обошедшийся с собственной женой? О доброте рассуждаешь, совершенно чужих тебе людей охраняешь от гибели в Зоне. К чему? Созидание доброты в мире начинается с облагодетельствования родных, а если ты предпочитаешь им работу, уже взяв на себя ответственность, обзаведясь семьёй - грош тебе цена. Не люблю фильмы, где главные герои - безответственные, жестокие, пусть и невольно, эгоистичные люди.
Да, Тарковский - великий режиссёр, судя по наполненности зала, думала я (но тогда Кэмерон с его "Титаником" тоже великий), но вот же незадача - не цепляет.
В общем, первая мораль, которую я вынесла из "Сталкера" - не стоит связываться с человеком, для которого важнее всего в жизни работа. Ему ничего с собой не поделать, а мучиться тебе.

Потом - сильное притяжение, почти любовь. По мере того, как Сталкер раскрывался на экране, говорил важные для него вещи, жил, чувствовал - я проникалась к нему невольной симпатией. "Чёрствость и сила - спутники смерти" - это же прочувствовать надо, прежде чем озвучить! А когда Писатель, Профессор и Сталкер спускались по железной лестнице в воду с пятнами бензина, тут и произошло первое Озарение - фильм-то про путь к исполнению желаний! Ты идёшь к желаемому, стараешься, делаешь всё для его достижения, а приходишь - и оказывается, что не нужно тебе было вовсе полученное, мелко оно и незначительно. И ты впопыхав, не отдохнув, бредёшь к осуществлению следующего, уж на этот раз точно самого наиважнейшего. И всё повторяется.
Или доходишь до осуществления, и вдруг обретаешь совсем не то, что хотел: "мечтаешь об одном, а получаешь совсем другое".

Потом, во время монолога Писателя - снова ненависть. А ведь и правда - Богом себя почувствовал! Никому не дозволено быть Богом, вот и наказан. И поделом. Духовное перерождение происходит, когда Сталкер хочет забрать жену и дочь, и жить в Зоне, да только происходит оно под влиянием обстоятельств, а потому неважно.

Потом опять любовь. Во время монолога Фрейндлих, когда поняла, что это её выбор. Она сама виновата и дочь сама, по своей воле, родила, хоть и знала, какой она будет.

Потом - ненависть. Ну зачем говорить о вере, дело ведь не в ней. Если ради каких-то убеждений ты делаешь больно близким, плевать на такую веру!

В общем, Сталкер мне всё-таки антипатичен. Но как же невероятен сам фильм! Каждый кадр на своём месте, каждое слово глубоко интимно. И, самое главное, несмотря на всю трагичность картины, после неё не остаётся горького осадка, желания очиститься. Она сама очищает. "Всё в конечном итоге имеет свой смысл. И смысл, и причину".

2
0
...
7 апреля 2004
Фото Иван Васильевич
Фото Иван Васильевич
отзывы: 410
оценки: 538
рейтинг: 190
7

Фильм снимался очень долго и мучительно. Бедные Стругацкие не могли угодить Тарковскому, постоянно переписывая сценарий. В итоге получилась эта картина. Философская идея, размышления о жизни, вере, добре и зле оказывают влияние на зрителя. Но большой минус в том, что от Стругацких не осталось практически ничего. Зона стала метафорой, характер Сталкера изменился кардинально. Здесь уже нет той идеи, которая была в "Пикнике на обочине" - "Счастье для всех, даром. И пусть никто не уйдёт обиженный". Конечно, Тарковский гений, и фильм мне понравился, но я ожидал увидеть экранизацию именно "Пикника".

0
0
...
7 октября 2017
Фото Вячеслав Косьмин
Фото Вячеслав Косьмин
отзывы: 108
оценки: 123
рейтинг: 181
9
Вне ЗОНЫ доступа

Андрей Тарковский был воистину гениальным человеком.
Поверьте мне на слово: я был на русском кладбище в
пригородах Парижа и видел место его захоронения.

Особенность его таланта заключалась в способности
видеть насущные проблемы, используя свои методы:
декорации, паузы, напряжение и так далее.

Дело в том, что в этом фильме Андрей показал нашу
с вами жизнь в образе ЗОНЫ - некого котла, в котором
варится человечество. Мы даже не замечаем своих
действий, нам нужно остановиться и посмотреть на
нашу жизнь со стороны. И только тогда до каждого
из нас дойдёт, насколько он ошибался и был неправ.

Метко, серьёзно, точно и до грусти в глазах правдиво...

5
0
...
14 декабря 2009
Фото Олег Подковыров
Фото Олег Подковыров
отзывы: 40
оценки: 101
рейтинг: 102
9

Говоря о шедевре, очень трудно оставаться объективным и не сбиться на банальное перечисление хвалебных эпитетов, а попытаться разобраться, чем же в действительности так хороша данная картина. Уникальность “Сталкера” это, прежде всего, уникальность визуального восприятия и мировоззрения Тарковского, которое он, с помощью камеры, создаваемых ею образов, пытался донести до зрителей.

“Кинематограф должен оперировать образами реальной действительности”.
Образ, один из главных терминов в теории Андрея Тарковского, есть пристальное наблюдение за различными жизненными проявлениями. Именно поэтому наблюдению в “Сталкере” (да и во всех фильмах режиссера) уделено столько внимания. Характер персонажей формируется путем длительного созерцания героев, причем никаких действий они при этом не совершают. Когда Сталкер, Профессор и Писатель едут в Зону на дрезине, камера крупным планом демонстрирует их лица, словно проникает в их мысли. И мы практически можем видеть, о чем они думают, чего ожидают от поездки. И желания характеризуют героев больше, нежели слова, которые они говорят. И чем больше мы следим за ними, тем целостнее становится образ.
Для создания образа жизни вокруг Зоны, Тарковский использует сепию. Мрачная, постапокалиптическая картина, благодаря сепии, приобретает еще более тяжелую атмосферу разрухи и опустошения. Удивительно, но мертвая Зона изобилует красками. Как только герои въезжают в Зону, попадают домой, по словам Сталкера, как цвета на экране меняются. Трава, как и положено, становится зеленой, а небо голубое. Это самое красивое место на земле, говорит Сталкер и цветная, радующая глаз, картинка словно вторит ему, - ты прав.

Тарковский требовал максимального жизнеподобия и достоверности всего происходящего на экране. Он относил себя к режиссерам, которым нравилось не реконструировать действительность перед объективом, а создавать свой собственный мир. Гениальная игра Александра Кайдановского, Анатолия Солоницина и Николая Гринько, есть ни что иное, как следствие из этого требования. Они не просто играли свои роли, они жили в этом иллюзорном мире. Как можно сыграть проход по трубе – мясорубке так эмоционально, если не поверить в то, что ты действительно находишься в ней, и каждый шаг может стать последним. Только тогда зрители смогут ощутить реальность происходящего. И из таких эпизодов состоит весь фильм. Причем, с технической стороны, это была всего лишь демонстрация спины Писателя, с камерой следующей по пятам и крупные, портретные кадры его лица в моменты наивысшего напряжения.

“Кинообраз есть наблюдение, протекающее во времени”. Течение времени и время вообще, лучше всего реализовано в эпизоде привала. Уставшие герои расположились прямо на сырой земле, уснули, время для них остановилось. Камера медленно скользящая по месту их стоянки, текущая прозрачная вода, сквозь которую виден старый сломанный шприц, автомат, мертвые рыбы,… когда - то давно здесь были люди, однако теперь ничего не осталось. Только журчащая вода и хлам, который она скрывает. Время течет как эта вода, а для кого - то оно замерло.

“Время, запечатленное в своих фактических формах и проявлениях, - вот в чем заключается для меня главная идея кинематографа и киноискусства”.

Будучи настоящим художником, Тарковский ввел в картину ряд символов, окутанных тайной и вызывавших большой интерес. Его часто спрашивали, что означает в его фильме ветер, дождь, черная собака и рыбы, на что он отвечал:
«дождь, вода, ветер – все это часть материального мира, в котором мы обитаем. Я верю в жизненные истины и рассказываю о них. Соответственно, я удивляюсь, когда мне говорят, что люди не в состоянии получить удовольствие просто от созерцания природы, когда это с такой любовью перенесено на экран, а должны искать какую-то скрытую мысль, которая, как они чувствуют, должна там быть». Однако это объяснение не является совсем откровенным и автор, безусловно, что - то хотел этим сказать. Например вода, символ очищения, персонажи фильма постоянно контактируют с ней, а Сталкер даже спит посреди ручья, наверняка придает героям некую духовную силу, помогающую им в пути. А черная собака символизирует одиночество Сталкера, недаром она появляется в момент его полнейшего отрешения от мира, когда он лежит на небольшом островке в центре речки.

Андрей Тарковский, безусловно, гений. Можно бесконечно восхищаться выразительностью его картин, смотреть их по нескольку раз. Учиться думать и наблюдать. Чувствовать, искать тайный смысл. Для каждого он будет свой и, возможно, каждый раз разный.

6
0
...
20 марта 2008
Фото Не Белинский
Фото Не Белинский
отзывы: 113
оценки: 113
рейтинг: 100
9

Сталкер ведёт в Зону Учёного и Писателя, которые пожелали посетить там комнату, где исполняются желания. Экранизация повести "Пикник на обочине".
Что довольно важно, к произведению братьев Стругацких фильм имеет ничтожное отношение: сюжет другой, имена героев вообще не называются. Осталась лишь та гнетущая атмосфера Зоны, наполняющая души людей различными противоречивыми чувствами.
Тарковский, как это становится очевидным, взял из повести легендарных фантастов лишь основную идею, да и то перевернул её с ног на голову. Задачей фильма является показать то, что люди, ставшие чересчур прагматичными, теряют веру и нравственно погибают. Учёный и Писатель - из их числа. И попытки Сталкера убедить их в том, что важнее веры и надежды ничего нет, не добьются успеха.
Сама "Комната желаний" - это, как говорит главный герой, последний оплот для отчаявшихся людей. И не важно сбываются ли они на самом деле, главное, чтоб человечество не теряло в этом надежды.
"Комнату" хотят и уничтожить, исходя из того, что человек не может контролировать свои желания и иногда перестаёт понимать, чего же на самом деле он хочет больше всего - это считают опасным, и не без оснований. Но даже здесь позиция Сталкера возьмёт верх: да, человек не контролирует свои мысли, да, в душе он может таить нечто страшное, но этого всё равно недостаточно. "Комната" всего равно должна существовать, хотя бы для того, чтобы люди продолжали верить в чудо и на него надеяться, а не превращались в толпу скучных циников и эгоистов.
"Сталкер" - фильм не для всех. Зрителю он может не понравиться по многим причинам: мало действия, много необязательных, как кажется, затяжных кадров... Но суть "Сталкера" в том и есть. Без этого он не представлял бы никакой ценности, о нём бы не вспоминали спустя столько лет. Просто необходимо понять, что гениальность этого фильма именно в его своеобразности. В том, что сразу виден мастерский режиссёрский почерк. То, что солидный хронометраж нужен для того, чтобы создать необходимую атмосферу. Я уж не говорю о гениальной игре актёров, красоте картинки и идеально вписывающейся музыке.

1
0
...
30 декабря 2009
Фото akumabe
Фото akumabe
отзывы: 52
оценки: 53
рейтинг: 64
9

Дошли наконец-то руки до этого фильма - все время хотелось посмотреть, но очень уж было страшно, что экранизация окажется хуже книги.

Ну что ж, она не хуже, она просто очень другая. Здесь куда больше личности сталкера и куда меньше глобальной философии и сложной человеческой мудрости Стругацких, но от этого, как ни странно, кино не становится хуже. Оно становится менее глубоким по содержанию, может, но куда более глубоким эмоциально и значительно более драматичным. Болью и тоской пронизана вся лента, и после нее, конечно, хочется чего-нибудь жизнеутверждающего, но портить это удивительное ощущение, созданное настоящим гением, просто как-то неприлично.

0
0
...
17 января 2020
Фото Jolja
Фото Jolja
отзывы: 26
оценки: 43
рейтинг: 60
7

Тарковский - хороший человек и большой мастер. Экранизация романа Стругацких, датированная 1979 годом, для свого времени рассказала очень многое из того, что сейчас, как это говорится, не продаётся "только ленивыми"..
Сюжет из серии "целый день проковыряться в грязи, чтобы понять себя" мне напомнил, во-первых, походы в детстве по Черкизовскому рынку (по принуждению родителей или бабушек, аргументированные необходимостью "купить что-нибудь новенькое"), когда после нескольких часов шатаний по рядам с картонными коробками, ржавыми металлическими остовами палаток, зазываниями вроде "Вай, малэнкый! Пасматры, что за красывый кофт!", душа начинала стенать и биться в груди, хотелось заорать и выбежать за предел этой свалки хрен знает чего.. Потом обычно происходил надлом и некое опустошение, это бывает, когда человек вынужден мириться с обстоятельствами "непреодолимой силы".

Во-вторых, сюжет использовался в книге Марты Кетро "О любви ко всему живому". Я вот сейчас ничего плохого не хочу сказать, но нечто очень похожее лежит в основе (не помню как называется) рассказа о человеческих отношениях, который следует после основного романа..
А, вспомнила! "Тот, кто останется". Очень мне понравилась эта вещь.

Поскольку "Иллюзион" одно из любимых мест моего обитания, ходила смотреть фильм именно туда. И было неописуемо уютно, и как-то соратнически я смотрела на людей, пришедших с той же целью: сесть и темноте кинозала, насладиться фильмом и атмосферой прошедшего советского времени, неоцифрованной плёнкой и неким уединенинем, когда даже звук открывающегося пива в зале нисколько не мешает, и чувствуется некое родство с теми, кто точно так же погружен в просмотр фильма.

7
0
...
21 февраля 2010
Фото Chertanovets
Фото Chertanovets
отзывы: 18
оценки: 19
рейтинг: 57
5

29 августа 2009 г., 15:00, «Иллюзион» (высотный дом на Котельнической наб., м. «Таганская»), 4 ряд (по выбору).

До счастья и обратно

На фильм этот попал случайно. Приехал раньше времени и решил сходить на Тарковского. Кино понравилось. Хотя не назвал бы фильм этот ни гениальным, ни шедевром, но чувствуется, что это именно Произведение, а не поделка.
По сюжету на Землю упал то ли метеорит какой-то, то ли инопланетный корабль. На месте падения возникла «Зона», где происходят непонятные вещи, люди исчезают. По слухам, внутри неё есть комната исполнения любых желаний. Главный герой работает проводником людей в Зону – «сталкером». Действие фильма происходит в заброшенных местах, что вполне придётся по вкусу всем любителям катакомб, промзон, пустырей, заброшенных фабрик и поклонникам жанра industrial.
Фильм двухсерийный, длинный. Надо быть готовым к долгому размышлению, поэтому лента понравится далеко не всем. Ведь современный зритель при выборе между жеванием и размышлением очень часто уверенно выбирает первое. Во время просмотра задаёшься массой вопросов. Философское размышление о жизни, смысле искусства, познании мира наполняют особый чёрно-белый мир, созданный режиссёром. Игра актёров просто образцовая, сыграно всё очень глубоко. У меня при просмотре возникло сопереживание главному герою. Он снова и снова смотрит на мир и мучается. Он видит учёных, которые ни во что не верят, писателей, которые ничего не хотят, видит свою измученную семью и не знает, как ей помочь, ведь он уже пленник Зоны, он ничего не умеет, кроме как искать людей и вести их к комнате исполнения желаний. Но человек далеко не всегда понимает, чего же он на самом деле хочет, и на деле исполнение желаний может оказаться даже трагичным.

1
0
...
29 августа 2009
Фото Николай Ognelis
Фото Николай Ognelis
отзывы: 29
оценки: 41
рейтинг: 52
9

Сталкер как и тарковский просто хотел чтобы вы начали верить! =))
Тот кто начал он одновременно и дурак и мудрец =) Такова сама картина..... Все слишком банально, один юродивый водит за нос людей, а люди сами готовы обманываться. И с одной стороны они полные идиоты, а с другой... посмотрите на себя, те кто поверил, что фильм гениален, вера заставляет вас мучаться и чтото испытывать, чувствовать, искать, так что вы, даже будучи дураками, гораздо ближе к богу, чем все те, кто не поверил в придурковатого мужика рассуждающего о счастье в грязной комнате. А говорил он о боге! =)
Замкнутый круг в который попадают миллионы людей, замкнутый в своем беге к счастью человек. Разомкните этот круг, поверьте и вы просто мило улыбнетесь этому фильму и скажете: "Тарковский очень неординарный человек с особым чувством умора!" =))

Вы все еще похожи на одного из персонажей этой картины! =))
Пока не начнете просто верить, никогда не познаете истины! =)
Боюсь, что фильм не имеет никакого отношения к книге Стругацких. Оболочка та же, а вот смысл другой! =) Тарковский вышел за пределы довольно тесного воображения "человека разумного" и показал нам мир "человека духовного" и тут же фильм получил неимоверную глубину. Вчера его посмотрел, сегодня буду еще раз пересматривать, настолько он погружен в философию духовности. И если золотая молодежь понимает эту картину, они молодцы.
А бег к счастью, равно как и греховность мыслей, равно как и узость мышления это вехи фильма, идея другая. Советую еще раз глянуть. И чтобы было яснее, расскажу. Сталкер на каждом шагу уверяет писателя, что тот хороший человек, а в конце писатель признается, что мысли его черны и сталкер сильно ошибся и вообще не умеет разбираться в людях. Сталкер же в бреду дает точно определение происходящему: "Никто не верит" Всех вожу, всем даю возможность побывать в комнате, а никто не верит, что она исполнит сокровенное желание. Вера, вот что дает возможность сталкеру утверждать, что писатель хороший человек. Продолжите ряд самостоятельно, Вера во что или в кого даст вам и смысл жизни, и истинные желания и счастье наконец! =) Думайте господа, думайте. Фильм гениален без каких-либо поправок! =)

0
1
...
18 ноября 2011
Фото Анастасия Каменщикова
Фото Анастасия Каменщикова
отзывы: 47
оценки: 133
рейтинг: 30
9

Шикарно, мрачно и художественно! Каждый кадр - идеально поставлен, словно художественная фотография. Восхищаюсь как книгой, так и сценарием моих любимых Стругацких! Тарковский гениален! Очень жаль что не смотрела ране его фильмы. В очереди Зеркало и Солярис.

1
1
...
9 ноября 2012
Фото Владимир Завьялов
Фото Владимир Завьялов
отзывы: 12
оценки: 13
рейтинг: 24
9

Массовый зритель редко обращает своё внимание на символы и намёки, разбросанные по фильму его создателями. Но, даже замечая их, он склонен ставить им в соответствие что-то определённое, находить единственно точное, по его мнению, толкование. Не найдя такового, он, конечно, расстраивается. Ведь всегда хочется, чтобы всё было понятно. И пытаясь найти ответ в многочисленных рецензиях и обзорах, теряется в огромном количестве разнородных версий.

Я раньше считал, что в «Зеркале» далеко не всему можно найти объяснение как раз потому, что Тарковский снимал его про себя, для себя, потому что это самый личный и самый автобиографичный его фильм. Но вот в «Сталкере» этого нет, а если есть, то выражено совсем не в той степени. Но, тем не менее, способен ли кто-то объяснить его целиком? Сомневаюсь. Чёткое и прямолинейное словесное толкование возможно далеко не для каждого явления хотя бы в силу ограниченности нашего языка. Весь фильм твердит нам Кайдановский в роли сталкера, что прямой путь — далеко не всегда самый короткий. А тот, кто пытается препарировать каждый эпизод, подобен Писателю в исполнении Солоницына, который всё время, сам в это нисколько не веря, повторяет, что «мир управляется чугунными законами», что «есть только треугольник а бэ цэ, который равен треугольнику а-прим бэ-прим цэ-прим», а потому вводит себя в состояние, в котором весь мир кажется ему «непроходимо скучным».

«Сталкер», как известно, снят Тарковским по мотивам повести Стругацких «Пикник на обочине». Однако даже несмотря на то, что в создании фильма принимали непосредственное участие сами авторы, «Сталкер» является экранизацией ещё в меньшей степени, чем «Солярис», послуживший причиной для ссоры Тарковского и Лема. Режиссёр заставлял Стругацких переписывать сценарий чуть ли не десять раз, и с каждым разом он имел всё меньше общего со своей литературной основой. И даже когда фильм был уже полностью отснят, ему не удалось избежать глобальных изменений: при проявке плёнки большая часть материала по несчастливой случайности была утеряна, и картину пришлось воссоздавать почти с нуля.

От «Пикника» Стругацких действительно осталось очень мало: лишь сам сталкер да зона. И оба совсем не те. В книге опасности и аномалии зоны были вполне явны. Ни одной живой души нельзя было найти там. Всё было бездвижно, тихо, мертво. В фильме же зона кажется едва ли не более живой, чем мир, её окружающий. Ветер колышет ярко-зелёные деревья и траву, успокаивающий голос кукушки звучит на заднем плане. И пресловутые ловушки ни разу не проявляют себя, а бросание гаек, имеющее в книге вполне определённое практическое назначение, напоминает суеверный ритуал или же забавную отсылку на радость поклонникам повести. Необычность зоны Тарковского получилась призрачной, едва осязаемой, так что можно задаться вопросом, не существует ли она лишь в воображении главного героя. И сама зона вышла не пугающе отталкивающей, а завораживающе красивой. Так что каждый кадр мог бы стать отдельным экспонатом фотовыставки.

Глупо, конечно, рассуждать о превосходстве киноискусства над литературой или наоборот. Но в книге невозможно выразить нечто сакральное, эфемерное, не прибегая к помощи слов, которые предательски, пускай совсем немного, но приоткрывают завесу тайны, какими бы витиеватыми они не были. Слова навязчивы. Слова конкретны. У кино есть неоспоримое преимущество: его визуальная составляющая. Не сказав ни слова, можно показать даже то, что невозможно объяснить. И Тарковский пользуется этим свойством мастерски, а потому является истинным кинематографистом.

0
1
...
23 октября 2017
Фото Konstantin Larionov
Фото Konstantin Larionov
отзывы: 6
оценки: 6
рейтинг: 22
1

Произведение братьев Стругацких читал несколько раз и в разном возрасте, скажу что стиль советских фантастов не повторим. Но в фильме ничего гениального нет и не было, Хвалебные отзывы что это классика кино и Тарковский не дают повод переоценивать эту картину которая еще и очень далека от литературного оригина. Фильм нудный, актеры играют в декорациях Зоны неправдободобно, фильм явно с вектором глубокой философии, но еще раз повторюсь Пикник на обочине, это не Ницше и и не Фрейд, в книге даде герои и их мотивы более интересно раскрыты. Фильм оценил на 2-.

1
0
...
3 ноября 2018
Фото Павел Ермаков
Фото Павел Ермаков
отзывы: 23
оценки: 177
рейтинг: 18
9

Проводник Сталкер проводит Писателя и Ученого в Зону для нахождения Комнаты, где исполнятся их желания...


Андрей Тарковский снял шедевральный фильм по мотивам повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". В 1979 году сделать такую картину в СССР, да и вообще в мире - было практически невозможно. Вообще, присутствие огромной морали и глубины в фантастическом по своей зрелищности фильме - это огромная редкость. Тарковскому и это удалось.


В фильме безупречно все от начала и до конца. И блестящая актерская игра, в которой не усомнился бы и сам Станиславский, новаторские ракурсы камеры, медленно переливающееся, но при этом напряженное - действие, да и сама картинка фильма, пугающая своей безысходностью и опустошенностью. Это очень много для фантастического фильма, но он одновременно и 100% реалистичен. Диалоги совершенно не выбиваются из грубого реализма картины, они не наполнены цитатами из книг научной фантастики. Наоборот, речь героев - это дорога из смятений и духовных поисков близких каждому на этой планете.


Каждый из трех героев показывает свое видение мира, у них всех находится свое отчаянье, желание, просто в Зоне все это прослеживается гораздо сильнее, как будто под призмой увеличительного стекла. Надежда лишь на себя и на милость Зоны, помогающей угнетенным в жизни людям, попытка обрести душевный рай..

2
0
...
23 июня 2009
Фото Юрий
Фото Юрий
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 14
9

Если после 5 минут просмотра вы не поняли , что это шедевр- не тратьте своё время. Этот фильм Тарковского достоин ни только двух часов просмотра, но и впечатления на всю жизнь.

3
0
...
17 января 2016
Фото Катеринка Аркадьевна
Фото Катеринка Аркадьевна
отзывы: 31
оценки: 57
рейтинг: 9
7

Роман “Пикник на обочине” братьев Стругацких Тарковский изменил на свой лад. Остались только Сталкер и Зона. Мрачная драма-притча. Сталкер – Христос своего времени: ничего для себя, всё для других. Возможно, что это альтер-эго самого Тарковского. Фильм с оценкой 8 из 10. Фильм понравился, оценка 8 только из-за того, что не моя это философия. Собрались 3 человека: юродивый, пьяница и, даже не знаю, как назвать, Профессор, одним словом. И вот юродивый водит их двоих по Зоне, как Моисей евреев по пустыне 40 лет. Еще до того момента, как Писатель сказал Сталкеру “помолчи, юродивый”, я сама его назвала так. Мне по духу, скорее всего, ближе Писатель.
А если оценивать фильм в общем, действительно достойное творение настоящего художника с правом на место в мировой классике. Тарковский, как художник, вложил душу в свое творение.
harakter

1
0
...
22 ноября 2013
Фото Лена Славина
Фото Лена Славина
отзывы: 10
оценки: 23
рейтинг: 6
9

Для меня наверное останется навсегда загадкой тот факт, как только голивудские продюссеры и режиссеры еще не своровали данный сюжет и не сняли бы на него очередной блокбастер с морем экшена и спецэфектов...
Именно про этот фильм можно сказать, что он поражает...Поражает настолько, что думаешь о нем каждый день на протяжении уже долгого времени...вот так у меня,например.
Фильм был снят по книге братьев Стругацких "Пикник на обочине", но и книга и фильм существуют отдельно друг от друга, их даже сравнивать нельзя...
Этот фильм можно назвать постапокалиптическим - действие происходит в ЗОНЕ, в месте, где упал метеорит. Прводник - сталкер проводит двух ученых- физика и писателя на территорию ЗОНЫ, где находится легендарная комната исполнения желаний. Весь фильм главные герои внутренне борются с собой, со своими переживаниями, со своими желаниями.
В этом фильме были задействованы гениальный режиссер и оператор...Изображения размышлений, природы, человеческого сознания, внутренней борьбы... Образ сталкера, практически юродиевого вызывает самые бурные душевные эмоции.
Фильмы Тарковского - это не просто фильмы, это уникальные душевные переживания, которые испытывает любой, кто хотя бы раз смог посмотреть его фильмы.

1
0
...
1 марта 2009
Фото Ukkonen
Фото Ukkonen
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 6
1

Убогая радиопостановка, по чистому недоразумению называемая фильмом. Бесконечные панорамы незатейливых помоек, разбавленные сомнительными философскими диалогами. Кроме диалогов персонажей, в фильме ничего не происходит. Убедительность созданного режиссером мира Зоны - нулевая. В определенный кругах "Сталкер" считается культовым фильмом, так что щегольнув преклонением перед творчеством Тарковского, вы можете мгновенно обозначить себя как "интеллектуала".

6
0
...
16 ноября 2008
Фото 2340076
Фото 2340076
отзывы: 6
оценки: 38
рейтинг: 5
9

Книга Стругатских и этот фильм - совершенно разные произведения! Не стоит их оценивать с точки зрения похожести - не похожести. Их авторы добивались разного. Фильм, который завараживает своей неспешностью, отсутствием западной истирии. Фильм - созерцание. Фильм о мире человека, своём маленьком мире, куда не надо приходить со своими правилами...
Если вы не читали книгу, понять всю суть событий будет трудно, возможно не возможно. Но это не главное здесь. Мой вам совет - сначала смотрите фильм, а уж потом читайте Стругацких. Удовольствия будет больше: при просмотре вы прочуствуете фильм, и поймете о чем он, а при последующем прочтении вам станут ясны некоторые аллюзии и моменты фильма. Если читать сначала книгу, потом только настроение портиться будет, что фильм не похожь

1
0
...
24 февраля 2008
Фото Владимир Гулин
Фото Владимир Гулин
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
10
Смотрите только полные версии фильмов Тарковского, иначе невозможно успеть прочувствовать его талант

Фильм из детства

Мне повезло увидеть полную версию этого фильма на внеконкурсном показе на московском кинофестивале в 1980 году. Да не обессудьте меня за подробности, в них суть.

Чтобы купить билет мне пришлось занять очередь в кассу кинотеатра Ереван в 21:20, я был седьмым. Летняя ночь была теплой, полной соловьиных трелей. За всю ночь собралось в очереди немного, человек двадцать. С рассветом стали подтягиваться остальные и в момент появления билетов в кассе, в 11:00, народу собралось не меньше тысячи человек. Очередь огибала кинотеатр и уходила от него змейкой за 100 метров от кинотеатра. Сюрпризом оказались билеты без мест и счастливые их обладатели со мной в том числе ринулись сразу занимать места в большом зале кинотеатра. Не все счастливцы вспомнили о физиологических потребностях в этой спешке. К моменту начала фильма, в 12:00, все места и все лестницы в двух проходах были заняты людьми. Вновь приходящие толпились перед сценой, самые решительные улеглись прямо на сцену, чтобы не загораживать экран стоящим.

Фильм шел три часа 40 минут! Или немного больше. Но никто об этом не подозревал. В темноте часов видно не было, поэтому запомнились только комментарии счастливого обладателя часов со светящимся циферблатом. Сначала просмотр шел в культурной атмосфере. Редкие замечания о ТЭЦ на Ленинском проспекте сменились хрометражем сцен. Сейчас минутная сценка с главным героем лежащим на кочке, не идёт ни в какое сравнение с 20 минутной сценой грязных потоков по замусоренному битому напольному кафелю со ржавым лезвием и другим хламом. Мне повезло, я пиво не пью, но после 40-миутной сцены бросания камешков в лужу в подвале, народ развеселился и стал живо интересоваться из какой психушки сбежал режиссёр этого фильма? Спустя три часа мучений зал охватил смех до слёз, ибо другого способа избавиться от лишней жидкости в организме в переполненном душном помещении не оставалось. После просмотра народ выползал из кинотеатра, рыдая от смеха, и не в силах остановиться под завистливые взгляды из новой очереди, вытянувшейся вдоль дороги от кинотеатра.

А кто-то говорит, что это скучный фильм? Всё по правилам русского языка. Если бы фильм был бы примерно часа на два, то многие из зрителей этого рабочего района Бескудниково, высказались бы примерно так, что фильм хр#новый, но спустя четыре часа фильм был уже охр#нительным!!!

Смотрите только полные версии фильмов Тарковского, иначе невозможно успеть прочувствовать его талант!

1
0
...
28 мая 2020
Фото Алан Линейный
Фото Алан Линейный
отзывы: 3
оценки: 55
рейтинг: 1
9

Фильму 32 года. А я не устаю его пересматривать.
Один из самых любимых фильмов. Так же как и Солярис

0
0
...
18 августа 2011
Загрузить еще