Киноафиша Москвы

Фильм «Хрусталев, машину!»

(1998, Россия, Франция)

5.9
Кино: «Хрусталев, машину!»
  • 14+ 2 часа 17 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Драма Алексея Германа

Конец февраля 1953 года. Генерала медицинской службы арестовывают по «делу врачей». За сутки он проходит через все круги ада и в результате, уже реабилитированный, попадает на секретную дачу, где должен помочь высокопоставленному больному.

Актеры

Режиссер фильма «Хрусталев, машину!»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Юрий Гладильщиков
отзывы:
26
оценок:
15
рейтинг:
74
9

Генерал медицинской службы (Цурило), взятый в марте 1953 года по «делу врачей», за сутки проходит через все круги ада и слои общества и в результате, уже реабилитированный, попадает на потайную дачу, где должен спасти важного умирающего. В жалком, лежащем в собственном дерьме старике генерал и зрители не сразу распознают Сталина.

Как говорил сам Герман, он хотел снять страшную картину — страшнее своих прежних. Снял: более жуткой и натуралистической сцены, чем сцена изнасилования героя урками, в мировом кино не было. Но сила не только в ней. «Хрусталев» — вообще нечто небывалое для мирового кино. Абсолютно нерасшифрованная реальность (не объясняется, кто есть кто и откуда взялся). Не обычный германовский гиперреализм, а сюрреализм, абсурд. Не люди, а царство зверей (или теней). Прокатная судьба фильма под стать съемочной. В Каннах фильм (который Герман, по обыкновению, снимал мучительно, больно и долго) провалился с грохотом. Никто не ожидал столь радикальных киноформ — все думали увидеть мощное, но относительно традиционное кино в духе «Ивана Лапшина». Но уже тогда Le Figaro написала, что Герман — современный Босх, а через полгода вся французская (а следом и наша) пресса заговорила о том, что в Каннах произошла трагическая ошибка, что Герман должен был победить и что вообще в культуре есть только Герман, Фолкнер, Джойс и Шенберг (и примкнувший к ним Босх).

Отзывы пользователей о фильме «Хрусталев, машину!»

Фото rocky_plays_rocky
отзывы:
367
оценок:
367
рейтинг:
100
7

Монументальное великое кинополотно, сотканное из мельчайших, но однозначно осознанных лоскутов - персонажей, их одежды, привычек, моторики, пластики, лексики, из детальнейшего воссоздания быта, интерьеров, экстерьеров.
Подобный кошмарному сну, который не дает возможности очнуться и прекратить чудовищно частую смену образов и сцен, этот фильм не дает времени перевести дух и осознать видеоряд. Сюрреалистическая и невыносимо балаганная первая треть фильма больше похожа на видео-коллаж образов московской сталинской эпохи, что собственно и делает фильм художественным больше, чем "человеческим".
Каждая (каждая!) сцена пахнет! Каждая (каждая!) сцена ощутима! Снег - ощутим, мокрый снег под колесами ЗИЛа - ощутим, высокие потолки, широкие лестницы, коммунальные квартиры, бараки - ощутимы.
Это всё есть невероятный киноязык, язык фантастической силы и умения.
Да, в этом фильме мало "человека", судьбы и рока, да, этот фильм не пронзителен, да, этот фильм в первую очередь - фильм киноязыка и метода. Это не "Утомленные солнцем", которые как раз полны человеком, роком, судьбой, пронзительностью и болью.
Откровенно говоря, этот фильм правильнее будет назвать колоссальным синематическим коллажем из образов, судеб и поворотов конца московской сталинской эпохи. Коллажем непревзойденным в своей сложности и массивности, тонкости, проработанности и глубине.

Фото Вячеслав Косьмин
отзывы:
108
оценок:
123
рейтинг:
179
9

"Стиляги" без розовых очков

Сейчас тем, кто относит себя к так называемому поколению "Pepsi", трудно объяснить
о жизни в СССР эпохи великого и ужасного И.В.Сталина. Вот и приходится молодым мастерам типа Валерия Тодоровского снимать свой взгляд на "то время" для молодых.
Если отбросить из фильма "Стиляги" всю праздничную музыкальную мишуру, то
останется суровая реальность. Эта реальность настолько сурова, что вызывает ужас,
отвращение, негодование, удивление и даже рвотную реакцию.
В СССР 1950-х действительно можно было попасть из князей в грязь и обратно.
Можно было унижать и оскорблять окружающих, жалуясь на свою тяжелую жизнь.
Фильм изобилует острыми политическими цитатами (Один американец засунул в жопу палец) и матерными восклицаниями. Если вы решились это смотреть, то смотрите
исключительно с научной, а не с эстетической точки зрения.
"Хрусталёв, машину!" - это как выгребная яма. Он наполнен дерьмом и сильно воняет, но он существует. Можно как угодно относится к нему, но это - наша реальность. Увы.

Фото Константин Покровский
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
3
9

Данная кинокартина не имеет никакого отношения к попытке Алексея Юрьевича снять фильм "страшнее всех своих предидущих". Дело в том, что таким вот весьма жестоким способом Алексей Герман "расправился" с изуверским временем, когда "подслушивали стены, недалеко от болтавни и сплетни до измены". Отобразив свои воспоминания в непрерывном потоке коммунальной жизни, Алексей Герман страрается как бы отрезать своё прошлое, пережитое, от настоящего, дабы вычеркнуть это из памяти навсегда.

Фото 777klen
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
1

Я очень люблю кино. Кино должно наполнять,облагораживать, нести любовь, подавать надежду как и всякое исскуство. Я пыталась понять фильмы Германа, но после картины "Хрусталев, машину" мне было реально просто до тошноты плохо, удар по душе. Зачем показывать дерьмо как оно выглядит, как пахнет и т.д. с такой жестокой реалестичностью - для этого есть жанр документального кино - он переплюнет этот худож.реализм.По-моему Герман очень ненавидит коммунистический строй и все что связано с ним.

Фото Виталий v
отзывы:
117
оценок:
120
рейтинг:
98
7

Цирк зверей

Трагифарс. Авторское кино. Алексей Герман снимал его 7 лет. В 1998 году Герман закончил этот фильм по сценарию, написанному совместно с женой, Светланой Кармалитой. Лента была представлена на конкурсном показе Международного кинофестиваля в Каннах, где с треском провалилась. На российских фестивалях фильм и режиссёр были удостоены высших наград (потому что про коммунистов и потому что плохо). Герман расссказывает в своём фильме историю репрессии генерала медицинской службы Кленского Юрия Георгиевича, используя новый кинематографический язык авторского кино. В кадре царит атмосфера советской коммуналки, где постоянно что-нибудь происходит. Доминирует полилог, когда говорят все одновременно на разные темы. Сюжетных линий много и они постоянно пересекаются, путаются между собой и часто обрываются, увядают. Пространство фильма тесно заставлено разнообразными вещами, животными и людьми. Люди в кадре поют, читают скороговорки, дерутся, стоят в очередях, плюются и матерятся. Люди звереют и жаждут крови ("органы разберутся, и это будут не только евреи"). Можно провести параллели с творчеством Хармса и Киры Муратовой. Чёрные автомобили перемежаются с чёрными воронами. А на даче умирает Сталин и Берия сторожит его покой.
Смотреть фильм трудно. Но если привыкнуть к германовскому киноязыку и следить только за главной сюжетной линией, то фильм покажется простым.
В любом случае, это эксперимент. Который не совсем удался.
О фильме сказано много и по-разному. В том числе и самим Германом, страдающим от непонимания. Во всяком случае, режиссёр продолжать эксперимент не решился.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить