Киноафиша Москвы

Фильм «Онегин»

Onegin (1999, Великобритания, США)

5.3
Кино: «Онегин»

Старательная постановка британских кинематографистов

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1755

О Боже мой, какая скука - с больным сидеть и день, и ночь, поправлять ему подушки... Мрак! Вот такого поворота событий Пушкин с его онегинской строфой никак не мог предвидеть. Винить русских дублеров английской экранизации в бескультурии нельзя. Они пытались максимально приблизиться к оригинальному языку фильма. А язык - оригинальный, дальше некуда. "Английский пациент " Рэйф Файнс не только сыграл Онегина в дебюте своей сестры-клипмейкерши, но и выступил исполнительным продюсером. В интервью он обещал, что пушкинские герои будут использовать только простые фразы, дабы не получилось вычурной подделки под разговорный стиль начала XIX века. Подделки точно не получилось. Татьяна говорит Онегину: "Но я принадлежу другому, и нет надежды никакой". Может, англичанину это слух и не режет. Но в России, будь ты хоть круглым двоечником, школа вобьет роман в стихах в голову нержавеющими гвоздями. Слушать фильм вначале неловко. Потом втягиваешься, и - ничего, смешно. Пик веселья наступает в доме у Лариных, где гости танцуют под хит Русско-японской войны "На сопках Маньчжурии", a Ольга с Ленским дивно музицируют, распевая песню Исаака Осиповича Дунаевского "Ой, цветет калина в поле у ручья" в трогательной английской кавер-версии. Насладиться "клюквой" на всю ивановскую мешает нудный, как петербургская зима, изобразительный ряд. Снимали у нас, да за малые деньги. Нарядные дворяне фланируют вдоль отреставрированных питерских фасадов. Напоминает телезарисовку на канале "Культура". С самой постной миной фланирует Рэйф. У Онегина наблюдалась вялотекущая депрессия, но актер использует пушкинского героя для маскировки собственной творческой апатии. А это не имеет отношения ни к искусству, ни к развлечению.

1

Отзывы пользователей о фильме «Онегин»

Фото Marianna
отзывы:
80
оценок:
89
рейтинг:
241
7

"Как денди лондонский одет..."

Выход английской экранизации "Онегина" был приурочен к празднованию двухсотлетия со дня рождения великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Естественно, только ленивый не пнул побольнее эту экранизацию (особенно, у нас, за рубежом кинокритики любезно промолчали, оставив разбираться русским, мол, ваша же классика, вы и смотрите). Буквально всё не так: и "деревянные" актёры, и английский взгляд на бессмертную русскую классику наравне с душой и непонятная нехарактерная для пушкинского времени музыка, короче, бездушная западная экранизация русского шедевра...
И всё же какая никакая, но это единственная на сегодняшний день, относительно вразумительная экранизация Пушкина. Мне, как филологу, конечно, невозможно пройти мимо откровенных литературных и исторических киноляпов, но, как зрителю, вполне можно, если не совсем смириться, то абстрагироваться от них. Меня вполне устраивает загадочно-холодный Райф Файнс в главной роли хандрящего Онегина, из Лив Тайлер получилась прекрасно-молчаливая Татьяна, а Ольга и Ленский на фоне Онегина и Татьяны выглядят беспомощной карикатурой, чем они, к слову, и являются. На фоне недавно вышедшей английской версии "Анны Карениной" с вездесущей Найтли, "Онегин" кажется почти безупречным британским фильмом о загадочной русской душе. Посыл фильма до смешного очевиден - всё, что мы, английские кинематографисты, знали о русской душе и культуре, мы и изложили, сделав упор на пресловутом дендизме то ли Пушкина, то ли Онегина, так не судите нас слишком строго, к 200-летию Пушкина всё равно никто ничего приличного не снял (даже на исторической родине), короче, звиняйте. Вот именно, когда у нас появится достойная экранизация всеми любимого романа, тогда и поговорим о различии в восприятии русской литературы. А пока будем довольствоваться тем, что есть. Ибо это самое "есть" не такое уж плохое в самом деле...

2
Фото Ольга
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
0
7

На мой взгляд «Онегин» хорошее, сильное кино. Этот фильм показывает «другого» Пушкина – не ироничного и легкого, а глубокого и трагичного. В фильме хорошо прослеживается взаимосвязь между влюбленностью, реальной жизнью и гаданием, Пушкин и сам верил в предсказания, что, возможно, и помешало ему остаться в живых в той злополучной дуэли. И пусть сценарий не идеален, пусть не хватает именно стихотворных строк, особенно в некоторых моментах, пусть мне не совсем понятно зачем урезали письма, ведь с таким укорачиванием пропал особый шарм и глубина, передаваемые в них; да характер Онегина немного недораскрыт: его усталость от «прожигания жизни» и вселенская тоска от пресыщенности остается где-то за кадром. Впрочем, Р. Файнсу удается это отлично показать своей игрой, особенно это видно, если хоть в малой степени знаком с оригинальным произведением. Марта Файнс смогла снять картину, которая вытаскивает Пушкина из "небытия", переносит его в реальность и дает вторую жизнь, это фильм о вечных ценностях, о дилемме между чувствами и порядочностью. И пусть сейчас все легко – легко ложатся в постель с почти незнакомцем, легко изменяют, легко забывают клятвы верности – переживания и слезы Татьяны близки и понятны, а ее решение вызывает огромное уважение и заставляет сопереживать.
Вообще, в этом фильме, характеры основных персонажей очень выпуклы. Онегин: безразличный, где-то жестокий, привыкший к всеобщему вниманию и восхищению, самоуверенный и... засранец, в общем-то, но при этом и ему не чужды чувство такта и порядочность, Файнсу отлично удалось сыграть трагедию, он не статичен, он меняется в ходе сюжета – безразличный и иронично-злой он с удивлением обнаруживает за собой способность испытывать искреннюю привязанность к кому-то. И вспыхнувшие чувства к Татьяне, это не чувства даже, на мой взгляд, это интерес, это призрак новизны, который так давно утерян им в вихре развлечений, путешествий и дамском внимании. Влюбленная и доступная она была неинтересна - лично я думаю, что Онегина в Татьяне привлекало не столько внимание к ней Света, сколько ее недоступность. Он жаждал услышать от нее признание, и он его услышал. Но стало ли это победой?
Татьяна – мила, провинциальна, несдержена в эмоциях, но при этом умна и обладает сильным характером. Она продолжает любить Онегина даже поняв его, осознавая, что не увидит ничего взамен: «...Не потому ль что мой позор, теперь бы всеми был замечен и мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь...». Татьяне трудно – ей неинтересны разговоры ни о чем и бальные развлечения, и встреча с Онегиным как бы возвращает ее в беззаботную юность, окунает в чувства первой любви, что романтичной и глубокой Татьяне дается непросто. Татьяна видит, что Онегин ничего особо не прячет – он одинок, безразличен, холоден и не верит, что может испытать в этой жизни что-то новое. Она понимает, что стоит ей уступить и его интерес очень быстро угаснет, и от их отношений, в таком случае, останется лишь гадкое послевкусие. Поэтому она делает свой выбор.
В фильме хорошо переданы и еще робкий интерес Татьяны, при первой встрече с Онегиным, и ее переживания во время его танца с Ольгой, и попытка «держать лицо», при встрече с Онегиным... Герой Онегина универсален – он свой и для французов, и для англичанин, и для русских. В фильме нет глобальной привязки к «загадочной русской душе», но при этом когда смотришь фильм забываешь, что играют иностранцы.
Фильм, в отличается от романа, большей трагичностью, сдержанностью и минимилистичностью, но как не странно он позволяет более глубоко понять всю гениальность Пушкина.

0
Фото Мандарин Большой
отзывы:
665
оценок:
740
рейтинг:
188
9

Евгений Онегин - это идеальное произведение господина А.С. Пушкина, нашего с вами соотетечественника, хоть он и араб Петра Великого, что правда. "Я вам пишу. Чего же боле?" вот что я помню. Ну и конечно первые десять-пятнадцать строф отшпарить могу. Когда-то давно, в Кисловодске, встречалась с мальчиком с Толиком, только целовались один раз в 14 лет, я учила эти замечательные строки.
Но самое главное не это. Однажды, когда мне было 15 лет, мы с моей сестрой Яной, пошли в какой-то затрапезный кинотеатрик и стали смотреть заграничный фильм в ролях с Рэйф файенсом и Лив Тайлер (как Онегина с Татьяной). Но помоему он был подан в прозе. Вы же знаете как я люблю импрессионизм? Тут получился такой... Я просто забыла дома очки. А у меня близорукость. В общем я вообще не поняла, в чём там соль.Извините.всё расплывалось перед глазами Хотя было и поэтично. Лив тайлер прямо похорошела. А Онегин то какой толстый!!! Ну всё на этом всё.

0
Фото george
отзывы:
40
оценок:
42
рейтинг:
24
9

Мне фильм очень понравился. И Онегин и Татьяна прекрасно сыграны, хорошо подобрали актеров. Сам фильм красивый, неторопливый, передает дух того времени и, как ни странно, России. Может, со стороны страна и правда видна лучше?

0
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
5

Классическое пушкинское произведение аккуратно, точно, но не так, чтобы уж очень талантливо экранизированное Мартой Файнс, брат которой (Ральф Файнс) собственно и исполнил главную роль Евгения Онегина, скучающего петербургского прожигателя жизни. В один из дней ему приходит письмо, в котором говорится, что его дядя «внезапно занемог» и, дабы отдать последние почести и вступить в наследство, Онегин отправляется в провинцию, где встречается с тремя людьми, судьбы которых предстоит ему изменить, да и собственную судьбу тоже. Один из этих знакомых – простой и прямолинейный как столб Ленский (Тоби Стивенс), местный парень, обрученный с юной и ветреной Ольгой Лариной (Лена Хиди). Впрочем, внимание на себя обращает как раз ее сестра – Татьяна (Лив Тайлер), хотя дальше интереса это знакомство со стороны Онегина не идет, тогда, как Татьяна в него влюбляется и пишет знаменитое письмо. Но роману случиться не предстоит – Онегин проявляет норов, оскорбляет Ольгу, стреляется с Лариным, влюбляется в Татьяну и с разбитым сердцем остается доживать свою никчемную уже жизнь. Классика!

Из всех театральных и кинематографических постановок «Евгения Онегина» эта претендует на звание самой доступной и прямолинейной. Некоторые углы романа уверенно обойдены, некоторые моменты добавлены, стихи пушкинские, под ликующий вопль бывших школьников, вообще выброшены и, за исключением нескольких цитат, герои говорят специально написанной прозой. Однако, проблема фильма заключается скорее в феноменальном мискастинге. К примеру, как ни старайся, но поверить в Онегина в исполнении брутального Файнса, который одним взглядом останавливает ветряные мельницы, невозможно. Но с этим как-то можно жить, а вот принять в роли Татьяны обильную на лицо Тайлер, полфильма тоскливо киснущую в лодке на реке – это занятие из невыполнимых и вовсе. Так что, легкомысленная Хиди и простоватый Стивенс на этом фоне проскакивают без претензий, хотя и за счет того, что и уровень этих претензий к ним оказывается занижен.

При всем этом сама картина построена в утонченной и элегантной манере, декорации и костюмы – на высоком британском уровне, темп фильма расслаблен и дает своим актерам поиграть, сцена с дуэлью визуально идеальна, ракурсы на реке – точны и наполнены игривыми красками, лица второстепенных героев обезображены ленью и скукой до нужного состояния. Снимали фильм в Петербурге, то есть и географически-климатическая достоверность фильма не вызывает нареканий. Но, то ли так было задумано, то ли актеры не поняли, то ли не поняла сама Файнс, но эмоции, чувства, которые и есть главное в подобного рода кино, настолько глубоко спрятаны в персонажах, что за пределы прекрасных оболочек высовываются разве что по праздникам.

0

Галерея