Юсуповский фарфор, возникший как «ученая прихоть» и усадебная «затея», стал исключительным явлением в истории русского декоративно-прикладного искусства XIX века. Архангельское, превращенное князем Н.Б. Юсуповым в уникальный частный «музеум», получило известность благодаря, кроме прочего, фарфоровым изделиям, которые выходили из рук художников живописного заведения по росписи фарфора.
Выставка «Вседневный фарфор из собрания князей Юсуповых» посвящена фарфоровым и фаянсовым изделиям, которыми князья Юсуповы пользовались в повседневном быту. Предметы, созданные в период с конца XVII до начала ХХ века, происходили из самых различных русских, европейских и дальневосточных центров производства фарфора.
«Формы и декор изделий отражают вкусы и личные предпочтения владельцев и передают атмосферу юсуповского дома. Вследствие частого использования обыденные сервизы из обихода княжеской семьи сохранились в виде отдельных предметов, показать их разнообразие можно только в рамках выставочного проекта. Многие из них ранее никогда не выставлялись для широкой публики», - рассказывает Анастасия Москалева, куратор выставки.
На выставке представлены предметы разных эпох: японские и китайские тарелки, делфтская керамика из имения Спасское и сервизные изделия мануфактуры Афанасия Гребенщикова XVIII века; изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры, знаменитых фаянсовых заводов Стаффордшира и сервизные формы фаянсового производства Ламбера, созданные на рубеже XVIII-XIX веков; редкие адресные многопредметные комплекты парижской фирмы «Эдм Самсон и К°» XIX века, а также изысканные сервизы из Лиможе, Метлаха и Нимфенбурга, отражающие в себе стиль рубежа XIX и XX веков. Кроме комплектов посуды, повседневный фарфор представлен бытовыми предметами из интерьера жилых покоев: канделябрами, кашпо, умывальными приборами и санитарными изделиями.