Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Москве
Василий Журавлев. Портреты писателей и поэтов

Музей Серебряного века, закончилась 26 апреля 2023
О выставке
Выставка «Василий Журавлев. Портреты писателей и поэтов» представляет собрание более 30 графических работ художника Василия Васильевича Журавлева, на которых изображены писатели 1920-х гг., участвовавшие в литературном объединении «Никитинские субботники». Художник создал эту серию больших натурных портретов, посещая в 1925–1926 годах литературный салон в квартире Е. Ф. Никитиной. Кроме изображений известных литераторов, таких как Андрей Белый, В. В. Вересаев, Демьян Бедный, В. В. Иванов, интересны и портреты более или менее забытых представителей отечественной словесности, таких как А. С. Неверов, А. С. Яковлев, В. Т. Кириллов, М. П. Герасимов, Р. М. Акульшин (Родион Березов), П. А. Радимов, М. Я. Козырев, Н. Н. Ляшко и другие. «Никитинские субботники» — кооперативное издательство писателей времен НЭПа, появившееся в Москве при одноименном литературном объединении. Впервые объединение «Никитинские субботники» официально регистрируется в 1921 году. Названо оно в честь основательницы и бессменной председательницы — Евдоксии Федоровны Никитиной: у нее на квартире ежесубботне проводились заседания объединения. Тогда же регистрируется и издательство. «Никитинские субботники» их основательница считала главным делом своей жизни, и с такой оценкой вполне можно согласиться. На «субботниках» под ее руководством собирались писатели, критики и литературоведы; читали свои рукописи, которые затем коллективно обсуждались. И хотя в объединение входили представители враждующих группировок (например, «Перевал» и РАПП), на «субботниках» групповая вражда не проявлялась, как не проявлялась она и в работе кооператива. Кооператив, как и объединение, не был организацией литературных единомышленников — каждый участник ставил и решал свои задачи, общим было лишь стремление к профессиональной независимости. Такую независимость мог предоставить коммерческий успех изданий, что, впрочем, казалось маловероятным: большинство участников не пользовались достаточной известностью, их имена сами по себе не были рекламой. Вот почему пайщики приняли решение издавать для начала альманах, к участию в котором собрались привлечь как можно больше тогдашних знаменитостей. Все они, согласно уставу, должны были вступить и в объединение «Никитинские субботники». По решению редколлегии альманаха на «субботники» приглашаются М. И. Цветаева, Б. А. Пильняк, В. В. Вересаев, В. М. Волькенштейн, С. Я. Парнок, А. М. Соболь, А. Ф. Насимович, В. Г. Лидин, Г. А. Шенгели и др. В марте 1922 года вышел первый номер альманаха «Свиток», затем второй, а к ноябрю «Никитинские субботники» выпустили четыре издания, тиражом 2000 экземпляров каждое. Среди авторов второго номера альманаха — Андрей Белый и М. А. Волошин, рукописи которых были присланы в издательство. С появлением собственного издательства численность объединения растет, меняется и качественный состав — дилетантов в «Никитинских субботниках» все меньше. В 1923 году на еженедельных собраниях присутствуют и выступают П. Г. Антокольский, М. А. Булгаков, М. П. Герасимов, М. Я. Козырев, А. С. Неверов, А. С. Новиков-Прибой, П. С. Романов, И. Л. Сельвинский и др. Выставка построена на материалах из фондов ГМИРЛИ и снабжена комментариями о жизни и творчестве писателей и поэтов 1920-х гг. Также на выставке демонстрируются фотодокументы из семейного архива, предоставленные внуком художника Василием Редечкиным. Куратор выставки — зав. отделом «Музей Серебряного века» М. Б. Шапошников.
Графика, Классическое искусство

Как вам выставка?

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все