Эрмитажный выставочный цикл «Поднесение к Рождеству» ежегодно представляет тематические собрания работ художников-фарфористов. В этом году экспозиция посвящена сказочным и фантастическим сюжетам в предметах конца XIX — конца XX века. В начале этого периода большое влияние на отечественное искусство фарфора имели сказочные мотивы Льва Бакста и Мстислава Добужинского. В 1930-е появились сервизы «Бахчисарайский фонтан» и «Сказка о рыбаке и рыбке», в 1940-е — «Аленький цветочек» и «Золотой ключик». Вплоть до 1990-х годов в авторском фарфоре появлялись фантастические образы и символы, отсылающие к древнеславянской мифологии. Десятки этих красочных мотивов показаны в двух залах Зимнего дворца.
Декоративно-прикладная |
Совершенно случайно оказались на этой выставке. Когда проходили мимо, взгляд зацепился за фарфоровые предметы, и в итоге задержались в Арапском зале и Ротонде. Увиденное вызвало интерес стилистическим разнообразием интерпретаций сказочных сюжетов и образов, воплощенных в росписях и фарфоровой пластике. Здесь ориентации революционной эпохи на народный лубок соседствует с тончайшей росписью сервиза «Бахчисарайский фонтан» и вазы «Шахнаме», напоминающей персидские миниатюры. Обращает на себя внимание часто повторяющаяся четырехгранная форма «крокус», на сторонах которой расположены росписи на сюжеты сказок Пушкина. Совершенно удивительны остро характерные фигурки сказочных животных: полного собственной значимости Ученого кота, которому как гуру внимают разные зверушки, весело и озорно танцующих Зайца и Зайчихи, простонародных Снегурочки, Леля и Купавы, забавных лягушек и улитки. По-детски трогателен сервиз из кружек с изображениями персонажей «Чиполлино». Уникальные произведения мастеров Императорского (Ленинградского) фарфорового завода, выполненные в течение столетнего периода, на какое-то время вернули в детство и напомнили о том, что тогда нас окружало.