Историческая |
Возможно самое интересное полотно выставки - портрет юного графа Олсуфьева (1913), исчерпывающе представляющий спектр умений и предпочтений Стеллецкого к моменту отъезда за рубеж: от иконописной двухмерности в нижней части картины (ноги) ко вполне трехмерному и мирискусному лику молодого человека. Внимательный наблюдатель обязательно отметит оранжевые штрихи в складках голубовато-синей рубахи на груди юноши – это характерный прием, маркирующий русского иконописца высокого уровня и воспроизводящий физический эффект, возникающий при многократном отражении синего или зелёного света. В складках ткани луч испытывает по крайней мере два последовательных отражения, при втором отражении оранжевые лучи отражаются вновь сильнее, чем синие и их яркость меняет цвет материала.
Скульптурно присутствующий на выставке Леонардо да Винчи заметил это еще в XV веке, в своем «Трактате о живописи» он пишет: «Отражения от живого тела, получающего свет от другого живого тела, более красны и более превосходно телесного цвета, нежели любая другая часть живого тела».