Проект готовился специально к юбилею «Про Арте». Были задействованы студенты, преподаватели, друзья-знакомые, практически весь цвет современной петербургской художественной сцены, а также Государственный центр современного искусства в Москве, где выставку прокатали летом, — а теперь и галерея «Анна Нова», владельцам которой принадлежит просторный, хоть и страшно запущенный корпус завода «Красный треугольник». Кураторами Глебом Ершовым и Станиславом Савицким задача была поставлена жестко: искать эталоны «красоты» и «русского» в современном искусстве. Постфактум кураторы объясняли, что хотели художников смутить, отвлечь от грантов и концепций, заставив всерьез вдуматься в жизненность критерия красоты сейчас. Чем только подогрели азарт: никто не смутился, все очень даже нашлись.
Живопись, Инсталляция, Новые медиа |
Заголовок надо понимать как шутку. Петербургские художники никогда бы не взялись за эту тему, а если б и взялись, то наверняка не уложились бы в поставленный срок. Что и получилось в итоге: счастье, что в июле выставку успели обкатать в московском ГЦСИ. Русская красота — это как вьетнамская индустрия. То, чего хочется, а в реальности не получается. Для таких потуг есть хорошее определение — национальная идея. Вроде народ сидит и тачает тапки, а индустрии — идейной, которая не только про шлепанцы и соломенные шляпы, — этого нет. Русская красота как нечто особенное, пусть даже дурацкое, не такое, как у всех, — этого нет. Есть прекраснодушие кураторов Глеба Ершова и Стаса Савицкого, которые когда-то в режиме дольчефарниенте создали целый курс «Прогулки за искусством». Смысл которого состоял в том, что пребывание в местах, напряженных смыслом — вроде конструктивистских заводов или раннеиндустриальных фабрик, — одно это уже работает. Любой кирпич кричит тебе: я не просто так, я к вам по делу; далее архиваторские претензии аккуратно вставляются в общую мысль. Ну вот, кураторы сходили, обнаружили и рассмотрели петербургское искусство: откормленные и вычищенные галереи, заброшенные заводы, конгломераты художников вроде «Сквота непокоренных» — что умники, что хитрованы, канающие под дураков, это кураторам было все равно. Гуляючи, свои впечатления они оформили в сверхпетербургскую, отцеженную выставку. Сто пудов, это будет единственное петербургское предложение на следующей премии Государственного центра современного искусства «Инновация». Единственный способ преподать якобы сюжетную жесть Илью Гапонова вместе с якобы существовавшим архитектором Сидоровым, наваявшим бездну малых архитектурных форм типа гаража или огородного сортира. Понятно, что не было никакого Сидорова. И ничтожны все попытки списать собственную неспособность сделать русскую красоту. Мы, собственно, ничего, кроме как себя, предъявить не можем. Русская красота — это же мы. Красота — она же и польза: в неразобранном постиндустриальном пространстве резиновой фабрики — вот они; дальше не трать время, человече.