17 октября в Галерее искусств KGallery откроется выставка «Последнее закрытое собрание. Коллекция Куниных». Проект впервые представит широкой публике коллекцию Якова и Александры Куниных – одно из важнейших частных собраний русского искусства – в полном объеме. В экспозиции будут показаны около 40 живописных и 190 графических работ, среди которых произведения ведущих художников рубежа XIX–XX веков – Александра Бенуа, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха, Виктора Борисова-Мусатова и других.
Собрание семьи Куниных – последняя закрытая коллекция предметов искусства в Санкт-Петербурге. Она была сформирована Яковом Карповичем Куниным и его первой женой Александрой Ивановной в период с 1918 по 1922 годы. Всего за четыре года им удалось собрать редкую по своей целостности и уровню произведений коллекцию. Основой стали работы современников Куниных, в особенности, членов объединения «Мир искусства». По качеству и количеству работ коллекция сопоставима с известными собраниями Георгия Костаки, Ильи Палеева, Федора Нотгафта, Исаака Бродского.
Выставка в KGallery впервые покажет собрание, насчитывающее 230 единиц – целиком. Коллекция Куниных представляет редкий случай сохранности: многие «исторические» собрания были расформированы, утеряны, частично вошли в современные коллекции, но Кунины, несмотря на насыщенный событиями ХХ век, продали лишь одно произведение. Это портрет галеристки Надежды Добычиной, с которой Кунины много сотрудничали, работы Константина Сомова. По стечению обстоятельств этот портрет после нескольких продаж оказался в фондах KGallery и будет также представлен в экспозиции.
Отдельные работы из коллекции Куниных появлялись на выставках в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, Академии художеств. Проект KGallery впервые предоставляет возможность увидеть это собрание в полном объеме и проследить принципы отбора четы коллекционеров, а также познакомиться со знаковыми произведениями.
Среди важнейших работ, которые представит проект – автопортрет Зинаиды Серебряковой (1921), подаренный семье Куниных в благодарность за помощь Якова Карповича в период осады Петрограда, в котором находилась Серебрякова. В семье до сих пор хранится трогательная записка с благодарностью от художницы. «Дафнис и Хлоя» (1901) – единственная работа в собрании Куниных художника Виктора Борисова-Мусатова. В 1896 году в переводе Дмитрия Мережковского вышло одноименное произведение Лонга. Это могло послужить вдохновением для Борисова-Мусатова создать картину. Эскизы к ней хранятся в Третьяковской галерее.
Отдельная тема в коллекции – театральная. В воспоминаниях Бенуа сохранились записи о том, как он, Добычина и Кунины ходили вместе в театр. Такая увлеченность театром может объяснять столь обширное собрание театральных эскизов у Куниных. Около трети собрания составляют театральные эскизы Александра Бенуа к постановкам «Петрушка» и «Венецианский купец». Эскиз костюма Петрушки (1911) был приобретен, как и многие произведения, через Надежду Добычину. Благодаря сотрудничеству с ней у коллекционеров появился в том числе портрет Мстислава Добужинского работы Бориса Григорьева – самое крупномасштабное произведение в собрании.