Классик американской фотографии, друг другого классика американской фотографии — Гарри Виногранда. Ли Фридландер фиксировал американские 1960-е, залихватски отрубая головы, срезая носы и затылки своим героям: смелое кадрирование — одна из главных его отличительных особенностей. МАММ покажет околоконцептуалистскую серию работ, сделанных совместно с другом Джимом Дайном, — здесь фотографии совмещены с графикой.
Фотография |
Фотографии напоминают кадры из старых голливудских фильмов, особенно эстетику трагического у Хичкока. Пустые улицы, одинокие пейзажи, кладбища - все кричит об одиночестве. Если люди и попадают в кадр, то отнюдь не случайно, в большинстве своем их лица наиграно приветливы. Лобовые ракурсы дополняются отражением пейзажа в боковом стекле, что порой создает причудливые кадры. Сходить советую, но ожидать чего-то сверх, не стоит. Спутника вообще по началу больше привлекало изучение интерьеров автомобилей, так как то, что "вне", порой кажется идентичным.
Это Америка. Вся целиком, все 50 штатов. Ощущение, что ты сам едешь и смотришь на эту страну, люди здороваются с тобой, а огромное разнообразие пейзажей за окном автомобиля вдохновляет тебя на путешествия на одной из легенд автомобильного транспорта, на этом корабле дороги, на Cadillac или Buick. Америка после этой выставки укрепляется как страна дорог и автомобилей. А больше и не надо. Вот она, свобода!
Тут без вариантов. Фоткать абсолютно никакие пейзажи через окна и приоткрытые двери машины - это точно полнейший бред. Давайте я буду фоткать свой член на фоне писсуаров, мне тоже сделаете выставку в доме фотографии?
Абсолютно бессмысленная выставка. Можно сколько угодно писать про смелое кадрирование, все пятьдесят штатов и прочее. Если на выходе получилась куча никаких фотографий, то зачем делать выставку? По каким принцип ам они вообще набирают себе экспозицию?
В США, как известно, 50 штатов и один федеральный округ. И как-то поневоле ожидаешь, что роуд-серия представит эти штаты во всем их разнообразии фактур, света и теней. Казалось бы, сам прием съемки из-за руля, изначально лимитирующий кадр, и черно-белая пленка призывают к этому. Однако ничего не происходит. Арканзас неотличим от Монтаны, Детройт от Вашингтона. Как говорилось в одном анекдоте, "зачем, зачем все это?"
Прообраз Instagram
Итак, Ли Фридландер ведет репортаж из авто, колеся по бескрайним просторам и бесконечным улицам. По пути он снимает все, что привлекает его внимание. Он не выходит из машины. Он просто ловит момент и рассказывает свою историю. В этом основной смысл.
Для кого-то эта выставка станет ярким представителем вещей из диапозона «ну и в чем фишка? – что тут необычного?».
Лично мои «спасибо» – за квадратный формат отпечатков и за пойманное разграничение в лобовом стекле и боковом окне: природа – социум, свобода – правила…