В стране, где делал свои вещи соц-артист Соков, в отличие от той страны, где делал свои вещи поп-артист Ольденбург (но куда Соков переехал в 1979-м), не было не только изысканных форм, но и еды: ни пухлых пончиков, ни подтаявшего мороженого, чья избыточность вдохновляла Ольденбурга, — забавно держать его расплывшиеся яства в уме, когда делаешь обход ретроспективы мастера грубых объектов Сокова, которые, как кажется, стоит только потрогать — посадишь занозу. Соковские вещи бесповоротно несъедобны. Есть, правда, гигантская деревянная копия конфеты «Мишка косолапый», прислоненная к стене, — но об нее точно зубы сломаешь. У Сокова все мягкое становится жестким: взять сколоченную из грубого дерева рубашку.
Живопись, Скульптура |
Классик Соков — советский Клас Ольденбург, ну а Ольденбург тогда уж — американский Соков. Cоков — Ольденбург страны, где в принципе не было дизайна, а формы предметов, которыми пользовался человек, были обусловлены только самой суровой необходимостью, безальтернативным решением вопросов выживания, но никак не соображениями красоты или даже удобства. На эти не-дизайнерские формы Соков и ориентировался (в отличие от американца, который деконструировал вещи, насквозь проникнутые дизайном), находясь также под влиянием раннего модернизма, зараженного примитивным искусством, и деревянной русской игрушки.
Традиционное сопоставление стратегий соц-арта и поп-арта на примере Сокова и Ольденбурга особенно удачно и наглядно, хотя, быть может, слишком очевидно. В стране, где делал свои вещи Соков, в отличие от той страны, где делал свои вещи Ольденбург (но куда Соков переехал в 1979-м), не было, кстати, не только изысканных форм, но и еды: ни пухлых пончиков, ни подтаявшего мороженого, чья избыточность вдохновляла Ольденбурга, — забавно держать его расплывшиеся яства в уме, когда делаешь обход ретроспективы мастера грубых объектов Сокова, которые, как кажется, стоит только потрогать — посадишь занозу. Соковские вещи совершенно и бесповоротно несъедобны. Есть, правда, гигантская деревянная копия конфеты «Мишка косолапый», прислоненная к стене, — но об нее точно зубы сломаешь. У Ольденбурга жесткое становилось мягким, у Сокова, наоборот, мягкое — жестким: взять сколоченную из грубого дерева рубашку. Но переехав в страну Ольденбурга, советский Ольденбург Соков вынужден был искать новые стратегии не в области предметного мира, а в области идеологии, не отказываясь, разумеется, от имманентной ему топорности — главной пластической и инструментальной характеристики, которая пронизывает весь его творческий путь. Этот путь подробно и дотошно изложен в ретроспективе: 120 работ и 9 частей, от одной разновидности брутализма к другой, от раннего модернизма конца 60-х — начала 70-х (блуждания от джакометтиподобных сваренных конструкций-зверей к тенглиобразным механизмам) до постмодернизма 90-х, когда встретились Маркс и Микки Маус, Ленин и Джакометти, и Джакометти был понят уже не пластически, а исключительно идеологически.
Странно, что никто ничего не написал об этой выставке! Она просто отличная!
Мы ходили на праздниках с друзьями, если честно - не помню, чтобы мы на выставках веселились так, как на Сокове - там много смешных работ. В залах народу не много, поэтому можно было спокойно посмотреть-почитать, иногда даже потрогать))
Во многих произвдениях Соков скрещивает западные и российские или традиционно русские стереотипы - в итоге получается одновременно смешная и заставляющая задуматься работа. Не могу сказать, что я или мои друзья прям не вылезаем из музеев и галерей, но мы стараемся быть в курсе современной культурной жизни)) Так вот иногда даже устаешь от того, насколько серьезно и заумно художники преподносят свои идеи, а у Сокова казалось бы очень простые находки, смешные работы, а в итоге есть над чем подумать. А уходишь с легкой душой и хорошим настроением))
Соков замечательный и выставка замечательная!! Люди, сходите - наверняка не пожалеете!!
Действительно, выставка просто замечательная! Пожалуй, одна из лучших, которые мне доводилось посещать. Столько эмоций, просто потрясающе! Так впечатлялась только после выставок Константина Коровина и Да Винчи.
Произведения очень забавные, ироничные, но в то же время некоторые из них заставляют задуматься, а некоторые - взглянуть на, как казалось бы, простые вещи другими глазами (не зря сама выставка называется "Угол зрения") Смысл работ довольно доступен и ясен.
Лично для меня большим плюсом было то, что разрешалось фотографировать. Сколько раз не была на выставках, фотоаппаратом пользоваться запрещалось.
Думаю, даже те, кто никогда не интересовался искусством, способны оценить творчество Сокова.
Одним словом, выставка просто исключительная, очень советую посетить.