Третьяковская галерея показывает свои запасники накануне выставки Сурикова с полотнами современников великого художника: Маковского, Иванова, Рябушкина. Главная тема выставки — исторический сюжет, как в отреставрированной «Боярыне Морозовой» и во вдохновленных ею картинах (например, лебедевской работе «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча»), так и в последовавших за академистами Рябушкиным и Ивановым с их более свободной манерой и напоминающей случайный кадр композицией.
Выставка "Картины русской истории" предоставляет нам редкую возможность увидеть работы из запасников Третьяковки, открыть для себя новые имена. Она располагается в 27 зале, перед залом,где расположена работа Сурикова "Боярыня Морозова". Такое расположение работ, как перекличка современников. Замечательные скульптуры только подчеркивают историческое время. Мне очень понравился "Нестор-летописец" М.М.Антокольского, "старец"-одним словом, каким же он был в жизни, если даже к скульптуре подходишь с уважением. Все работы выполнены на исторические сюжеты, сопровождаются хорошим пояснительным текстом. Как не просто складывалась судьба многих художников и их работ. А.П.Рябушкин "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" . Эта работа была отвергнута жюри Передвижной выставки в 1894, а в 1900 году получила высокую оценку на Всемирной выставке в Париже. К.Е.Маковский "Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова", эта работа была допущена до конкурса на большую золотую медаль, но в конкурсе Маковский участия не принял,потому что вышел из Академии в знак протеста против рутинной системы обучения. Работа Клавдия Васильевича Лебедева "Марфа Посадница.Уничтожение Новгородского веча" производит сильное впечатление, она перекликается с "Боярыней Морозовой",героиня в центре, какой мощный взгляд сквозь толпу. Она застыла,даже не понятно,где в данный момент ее мысли. Перед выставкой это полотно прошло сложную реставрацию. Про К.В.Лебедева Грабарь написал,что художник среднего дарования, не поднимавшимся над уровнем второстепенных художников. Для меня удивительно, что художник с низкой оценкой написал такое можное эмоциональное произведение.
Очень интересная выставка, как иллюстрированный урок истории.