Москва

Выставка в Москве
Французский рисунок первой половины — середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, до 27 июля
О выставке
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Французский рисунок первой половины — середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Это первый за столетие столь репрезентативный показ музейной коллекции французского рисунка первой половины — середины XIX столетия — времени, когда Франция переживала бурные изменения, связанные с революциями, становлением Империи и романтическим движением. Вдохновленные переменами в стране и мире, путешествиями или повседневной жизнью, художники изображали окружавший их мир во всем его многообразии. Выставка приурочена к изданию научного каталога собрания французского рисунка первой половины — середины XIX века в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Коллекция французского рисунка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, насчитывающая более 2000 листов, состоит из трех хронологических разделов: один охватывает XVII и XVIII века, второй связан с первой половиной и серединой XIX века, третий соответствует периоду с конца XIX по XX век. Настоящая выставка включает более 160 работ и впервые с 1927 года показывает коллекцию французского рисунка первой половины — середины XIX века в таком объеме. Собрание складывалось на протяжении многих десятилетий и пополнялось из самых разных источников: часть коллекции начала формироваться в стенах Гравюрного кабинета Румянцевского музея; в первые послереволюционные годы многие рисунки из национализированных личных коллекций поступили через Государственный музейный фонд. Отдельные произведения были переданы из других музеев, в том числе из Эрмитажа и Исторического музея. Кроме того, рисунки поступали в составе даров коллекционеров, а также путем закупки у частных лиц. Выдающиеся произведения великих художников, таких как О. Домье, Э. Делакруа, Ж.О.Д. Энгр, Г. Доре, П.П. Прюдон, соседствуют в экспозиции с работами «малых мастеров», практически не известных за пределами Франции. Выставка открывает эти имена для зрителя. При подготовке каталога и выставки велась серьезная работа по выяснению авторства, времени и обстоятельств создания произведений, уточнению сюжетов, установлению имен изображенных лиц, идентификации памятников архитектуры и т.п. Через рисунки французских художников проект знакомит зрителя с картиной мира жителей Франции XIX века. Двадцать пять тематических разделов выставки представляют разные грани музейного собрания французского рисунка первой половины — середины XIX века. Здесь есть композиции, посвященные событиям и реалиям прошедших эпох, от Средневековья до времени правления Людовика XV. В рисунках также нашли отражение эпизоды Великой французской революции. Многие художники черпали вдохновение в истории войн Первой империи, способствуя формированию «наполеоновской легенды». Встречаются и работы, созданные непосредственными свидетелями важных общественных событий и представляющие, помимо художественного, большой документальный интерес. С середины столетия силу набирал реализм, отвергавший традиционные представления о красоте и искусстве; художники освоили пленэр, обретя непосредственную связь с природой и отойдя от условных схем в пейзаже. В то же время возродился интерес к Галантному веку, эпохе изящной и утонченной. К особой категории относятся рисунки мастеров, которые специализировались на изображении быта и нравов своего времени, будь то развлечения светского общества, народная жизнь или иноземные обычаи. Рисунки, предназначавшиеся для публикации в иллюстрированных журналах, представляли социальные типы или сценки комического характера; широкую популярность приобрела карикатура. Французские художники вышли за пределы европейского культурного кругозора и открыли для себя «мир Востока» — ориентализм проявлялся в изображении экзотической природы, исламской архитектуры, бытовых сцен с участием иноземцев. Так, посетители выставки смогут проследить, как менялись обычаи и стиль жизни на протяжении первой половины — середины XIX века и как графика стала своеобразным комментарием французских художников к событиям этого времени. Вместе с тем не были забыты и традиционные для европейского искусства аллегорические, мифологические и евангельские сюжеты. Большинство экспонатов — это вполне законченные самостоятельные композиции, но наряду с ними на выставке также представлены этюды человеческих фигур и животных; некоторые из таких листов служили подготовительным материалом при создании картин или литографий. В зале, завершающем выставку, собраны каталоги и альбомы, посвященные коллекции рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина и изданные за последние сто лет. Они символически, пунктиром обозначают историю изучения, публикации и экспонирования рисунков из собрания музея — историю, новым эпизодом которой является этот выставочный проект. А каталоги коллекции французского рисунка первой половины — середины XIX века, с которыми посетители выставки смогут свободно ознакомиться во втором, третьем и шестом залах, дадут более детальное представление о жемчужинах собрания и рисунках, не вошедших в экспозицию. Куратор: Виталий Мишин, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства, хранитель коллекции французского рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина
Графика, Классическое искусство

Как вам выставка?

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все