Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Истре
Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века

Новый Иерусалим, до 16 июня
О выставке
Музей «Новый Иерусалим» представляет выставку «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века». Проект исследует образы и наследие XVI–XVII столетий в искусстве конца XIX — первой трети XX века. В экспозиции покажут более 240 работ из собраний 19 музеев России и частных коллекций, включая музей «Новый Иерусалим», Третьяковскую галерею, Русский музей, Исторический музей, Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Музей искусства народов Востока, Музей-заповедник «Абрамцево» и другие. Часть выставочных предметов будет интегрирована в постоянную экспозицию: памятники искусства XVII века будут сопоставлены с произведениями XX века, подчас радикально переосмысливающими их визуальные принципы. Куратор проекта — искусствовед Василий Успенский. На рубеже XIX и XX веков художники часто обращались к истории и визуальным образам XVII столетия, переосмысляя их и всю допетровскую эпоху в своем творчестве. Выставка показывает различные проявления этого интереса через полотна Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Натальи Гончаровой, Александра Головина, Константина Коровина, Дмитрия Стеллецкого, Кузьмы Петрова-Водкина и других. Также в проект включены многочисленные предметы двух перекликающихся в выставке периодов. Экспонаты выставки можно будет увидеть на площади более 3000 м². Особенностью выставки станет ее интеграция с постоянной экспозицией музея «Новый Иерусалим», а в комплексе весь проект охватит целый этаж музея «Новый Иерусалим». Выставка начинается в залах постоянной экспозиции музея, где демонстрируется коллекция предметов XVII века — основа и сердце музейного собрания. Многие из них связаны с Ново-Иерусалимским монастырем и патриархом Никоном. Это исходная точка повествования, позволяющая зрителям проникнуться красотой и своеобразием искусства последнего столетия допетровской Руси, всем тем, чем вдохновлялись художники Серебряного века. В рамках выставки в постоянную экспозицию музея в качестве временных интеграций включены отдельные произведения XX века, интерпретирующие эстетику XVII столетия. Среди интегрированных работ — стилизованные парсуны Дмитрия Стеллецкого; религиозные композиции Натальи Гончаровой, творчески развивающие эстетику узорочья. Главный зал выставки раскрывает ее центральную метафору, заложенную в заглавии «Формула Руси». Создавая образы XVII столетия, художники Серебряного века прежде всего концентрировались на визуальности, стремились найти формы и краски, воплощающие дух эпохи, конкретные же сюжеты были для них второстепенны: изображения разных событий и сцен у художников укладывались в схожие визуальные формулы. Следуя этой логике, главный зал выставки включает в себя четыре раздела: «Дерево», «Серебро», «Золото», «Огонь». Элементы объединены не сюжетно или хронологически, а визуальными мотивами, за каждым из которых стоит целый пласт смыслов, определяющих ту или иную часть противоречивого и сложного образа XVII века. Вместе эти элементы, словно части алхимической формулы, составляют собирательный художественный образ России XVII столетия. Экспозиция также отражает так называемые «темный» и «светлый» миф Средневековья, то есть критическое и восторженное восприятие эпохи, предшествовавшей Новому времени. «Темный» миф был сформулирован уже в самом начале следующего, XVIII века, во времена правления Петра I, и закреплен в последующие эпохи, вплоть до советского времени. Согласно ему, допетровская Русь представлялась темной, косной, отсталой, жестокой и рабской. Бесконечная череда войн, смут, восстаний, народных бедствий и властного произвола, а также резкий контраст с европейскими реалиями того времени, были тому основой. «Светлый» миф получил наибольшее развитие в Серебряном веке, которому вообще был свойствен ностальгический и мифологизированный взгляд в прошлое, привлекательное прежде всего своей несхожестью с настоящим. Переход от смуты к порядку и процветанию, духовность и патриархальная чистота нравов, самобытность жизненного уклада вкупе с ярким визуальным образом золотой осени Средневековья: раззолоченные главы церквей, узорчатый бархат, боярские меха, — делали XVII век вожделенной, похожей на волшебную сказку эпохой. Ныне темный и светлый мифы XVII века сосуществуют в русской культуре, дополняя друг друга. Андрей Рябушкин, Сергей Иванов и Аполлинарий Васнецов соединили глубокое знание исторических реалий с эстетским подходом к их изображению. Яркий визуальный образ ставился выше психологизма и драматизма. Декоративная линия художественного осмысления наследия XVII века была продолжена в работах Ивана Билибина и Дмитрия Стеллецкого, а также в произведениях художников Абрамцевского кружка, мистически-духовная — в творчестве Николая Рериха и символистов. Радикальные модернисты также не обошли вниманием XVII век. Ярче всего это воплотилось в творчестве художников «Бубнового валета», в особенности Натальи Гончаровой. Хронологические рамки Серебряного века расширяют иногда до начала 1930-х годов, последние же его отблески находят даже в 1960-х. Так и следы интереса к XVII веку ощущаются вплоть до работ Павла Филонова и его учеников, которые в поиске нового художественного языка обращались к истокам изобразительности, в том числе национальным.
Живопись, Классическое искусство
0+

Как вам выставка?

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все