Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Москве
Чародеи

Дом культуры «ГЭС-2», закончилась 30 июля 2023
О выставке
Групповая выставка, участники которой исследуют феномен жуткого, пугающего, необъяснимого в самых разных областях культуры и повседневной жизни. Участники проекта — Мика Плутицкая (р. 1983), Надежда Бахшиева (р. 1994) с Анной Поспеловой (р. 1986), Слава Нестеров (р. 1989), Руслан Поланин (р. 1988), Михаил Максимов (р. 1974) — работают с темным фольклором. Каждый из них интересуется определенной стороной фантастического, сверхъестественного, ужасного — его проявлениями в истории, локальной мифологии, советском фольклоре и цифровой реальности. Искусство всегда отражало человеческие страхи: уловить неописуемое, вывести на свет все, что скрывается в темноте, художники стремились с древности. И хотя на первый взгляд может показаться, будто скульптуры лесных божков не имеют отношения к современным кошмарам, выставка «Чародеи» помогает навести восприятие на близкий нам фокус. В инсталляции Birch √0 композитор Анна Поспелова и режиссер музыкального театра, медиахудожник Надежда Бахшиева проводят параллель между березой как одним из главных символов русской культуры и двоичной системой счисления, сталкивая миры архаики и имитации цифровой реальности. Два проекта художника Славы Нестерова, представленные на выставке, посвящены фантастическим мирам из вариаций на темы славянских, уральских и скандинавских сказок и легенд. Графическая серия «Торот» стилистически отсылает к иллюстрациям Ивана Билибина и работам Кацусики Хокусая: несуществующие животные и растения, мотивы чудских образков и современной хоррор-эстетики переплетаются, складываясь в закольцованную историю. А деревянные объекты из серии «Восемь песен» приводят на ум уральскую храмовую скульптуру и пермский звериный стиль, но изображают доселе невиданных существ, пребывающих в вечном круговороте перерождения. Мика Плутицкая черпает темы из советской и постсоветской культуры: кино, телефильмов, иллюстрированных книг, случайных фотографий, документов эпохи. Представленный на выставке проект «Девочка, с которой ничего не случится» назван по первой книге Кира Булычева об Алисе Селезневой, героине многосерийной ленты Павла Арсенова «Гостья из будущего». Художница обнаружила сходство своего фото 1996 года с Алисой из фильма и создала цикл из ста небольших акварелей — «групповой автопортрет», балансирующий на грани документа и вымысла, биографии и научной фантастики. Проект «Кабинет редкостей» Руслана Поланина — единственный на выставке пример приручения жуткого. Художник вводит свой собственный термин «анхюгге», который объясняет как «одомашнивание жуткого», гибрид скандинавского уюта («хюгге») с фрейдовским Жутким (Das Unheimliche), и исследует условия, при которых страх может стать целительным. Ритуальные фигурки демонов и божков или языческие алтари, приобретая декоративную функцию, по-прежнему остаются монстрами и обращаются к глубинам подсознания, но делают это куда деликатнее, чем привычные оккультные силы. Художник Михаил Максимов в проекте New Game is Over («Новая игра окончена») предлагает публике поиграть с машиной-вертепом, в которой рождаются эмоции и желания. Руководствуясь ими и выступая практически в роли демиурга, игрок может создавать, сохранять и разрушать жизнеспособные системы. Он выбирает, какие цепочки событий запускать, придавать ли предметам новые безумные качества, поддаться ли эмоциям, совладать ли с ними или вовсе уничтожить игру. Скрещивая брейгелевскую демонологию, футуристическую антиутопию и цирковую эстетику начала XX века, художник создает оригинальную вселенную, которая, если задуматься, не так уж далека от реальной жизни. Кураторы Анна Ильченко, Андрей Паршиков.
  • Чародеи – афиша
  • Чародеи – афиша
Инсталляция, Объект, Современное искусство

Как вам выставка?

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все