Продолжая заявленную в прошлом году тему «Расширенного кино», которую как раз и можно толковать сколь угодно расширительно, Медиафорум предлагает зрителю расчлененное на первоэлементы тело кинематографа. В разделе «Чистое кино» — формальные супрематические упражнения, от мигающих и трансформирующихся геометрических абстракций в ранних авангардных фильмах Ганса Рихтера до весьма привлекательных размножающихся световых паттернов у Пола Клипсона. В разделе «Монтаж аттракционов» — пространственное измерение кино, от советско-литовского классика документального кино Герца Франка до скандинавки Пии Тикки. А в «Интерактивном кино» — виды зрительского соучастия от реагирующих на присутствие зрителя видеоинсталляций Бориса Дебакера до разрастающегося в бесконечность ремейка вертовского «Человека с киноаппаратом» американки Перри Бард, материалы к которому поступают от кинолюбителей со всего мира.
Видео, Живопись, Инсталляция |
Уже второй Московский кинофестиваль подряд приуроченный к нему Медиафорум проходит не на территории кинотеатра «Октябрь» (как это было раньше — в виде череды показов), а в галерейном пространстве, в виде выставки. В прошлом году все с большой помпой происходило в «Гараже», в этом году основной проект покажут в Фонде культуры «Екатерина»: и опять это будет не слишком концептуально, но зато вполне образовательно и развлекательно.
Ольга Шишко, которая год за годом составляет программы Медиафорума, склоняется обычно не к какому-то выразительному кураторскому высказыванию, а скорее к занимательной киновидеопропедевтике. Так будет и на этот раз. Продолжая заявленную в прошлом году тему «Расширенного кино», которую как раз и можно толковать сколь угодно расширительно, Медиафорум предлагает зрителю расчлененное на первоэлементы тело кинематографа: эти элементы лучше всего видны в видео и экспериментальных фильмах, где художник-режиссер не связан необходимостью выстраивания последовательных нарративов. В разделе «Чистое кино» — формальные супрематические упражнения, от мигающих и трансформирующихся геометрических абстракций в ранних авангардных фильмах Ганса Рихтера до весьма привлекательных размножающихся световых паттернов у Пола Клипсона. В разделе «Монтаж аттракционов» — пространственное измерение кино, от советско-литовского классика документального кино Герца Франка до скандинавки Пиа Тикки. В разделе «Машиновидение» — исследования механистичности взгляда видеообъектива на примере четы Васюлок, а в «Интерактивном кино» — разнообразные виды зрительского соучастия от реагирующих на присутствие зрителя видеоинсталляций Бориса Дебакера до разрастающегося в бесконечность ремейка вертовского «Человека с киноаппаратом» американки Перри Бард, материалы к которому поступают от кинолюбителей со всего мира. В общем, всего понемножку — действительно, безоглядное погружение в ассортимент киноприманок. Медиафорум — уж точно не территория для сопротивления владычеству Спектакля, главным и самым могущественным орудием которого, как известно, является кинематограф.
"Погружения. В сторону тактильного кинематографа" это погружение в самом необъятном смысле слова: погружение в мир контринтуитивного авангардистского кинематографа.
Художники, чьи работы представлены на выставке, берут за основу весьма хороший и качественный материал – проверенный временем авангардизм, господствовавший в мире европейского кино в тридцатые годы. Константин Сёмин и вовсе предлагает зрителю ремейк Андалузского пса Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали и в некотором смысле видоизменяет работу великих мастеров, дополняя её невоплощёнными новаторскими идеями Дали. Ведь именно Дали говорил о тактильном кинематографе. Согласно его идее, зритель должен испытывать те же ощущения, что и герой фильма, и в некотором смысле это соответствует понятия 4d-кинематографа и лишний раз подкрепляет теорию о том, что всё новое – это хорошо забытое старое. Вне всякого сомнения это касается и авангардизма в кино.
Также интересны работы Вуди и Штейны Васюлок, объединённые общей идеей "Машиноведения". По представлению художников, восприятие человеческого глаза весьма ограничено и примитивно в отличие от "восприятия" видеокамеры. Художники представили на выставке свои видеозаписи в духе экспериментальной документации.
Немаловажную роль в выставке играют работы Вали Экспорт. Художница представила экспериментальные кинозарисовки с философским подтекстом.
В общую картину довольно гармонично вписывается фильм Ритм 21 Ганса Рихтера – трёхминутное экспериментирование с квадратными формами, сопровождаемое чётким приглушённым ритмом.
Итак, выставка "Погружения. В сторону тактильного кинематографа", приуроченная к 34-ому Московскому Международному Кинофестивалю, вполне оправдывает своё название: это истинное погружение...
Выставка потрясающая, любителям авангардного кино пропускать её просто противопоказано по морально-эстетическим соображениям. Зависала у каждого экспоната, не могла оторваться. Попала случайно бесплатно: охранник сказал, что по средам у них свободное посещение, но не уверена, что информация достоверна. Из минусов: в залах жутко работают кондиционеры и в последней части выставки (интерактивный кинематограф, кажется) два экспоната не функционировали, два других остались для меня загадкой. Холод вытерпела, искусство отплатило за эту жертву сполна, а вот технические неполадки в самом интересном зале действительно расстроили. Охранники даже о структуре выставки ничего не знают, к ним обращаться было бессмысленно, а больше служащих Екатерины никаких не было.