Выставки Москвы

Выставка Александр Лабас. 1976 год. Кузнецкий мост, Москва
Проун, 14 сентября – 13 октября 2010

0

Место проведения

Проун

Проун

7.5
телефон+7 (495) 916 09 00
адрес
ценаВход 50–100 р.
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Рудык
отзывы:
469
оценок:
213
рейтинг:
583

Ранняя советская романтика в реконструкции

Сто лет Александру Лабасу стукнуло в этом году; к юбилею Третьяковка готовит большую ретроспективу, но это будет в году следующем. Пока юбилеем отечественного постфутуриста занимается галерея «Проун», и среди ста лет выбран именно 1976-й, когда у Александра Лабаса в Доме художников на Кузнецком состоялась первая за пятьдесят с лишним творческих лет ретроспектива, да и вообще — персональная выставка. После чего немногие оставшиеся на руках у мастера работы моментально утекли в государственные хранилища. Признание? Безусловно. Хотя нельзя и сказать, будто Лабас был непризнанным. Тем более — неизвестным. Один из основателей, наряду с Дейнекой, «Общества станковистов», он был вполне и безусловно известен в 30-е, пока не стали закручивать гайки. Тающие в небесной дымке дирижабли, стремительные автомобили и метро Лабаса — лучшие комплименты новой эпохе; тонкие, вытянутые, распадающиеся фигуры, засасываемые в голубо-серый или коричнево-желтый меланхоличный фон, будь то московское метро или же стена за спиной портретируемого, нарочитая, лубочная гиперболичность и упрощенность вместе с невероятной изысканностью почти кинематографического кадра — все это узнается в работах как 30-х, так и 70-х. «В чем я уверен, так это что с каждым десятилетием мои работы будут более и более понятны; ну а через 50 или 100 лет — вот тогда они зазвучат в полную силу, и все увидят в них наше время, которое, мне кажется, редко кто чувствовал так, как я». Однако ждать десятилетий — еще как долго, а когда еще случится следующая персоналка в Доме художника на Кузнецком Мосту? И престарелый Лабас, будучи по натуре человеком вдумчивым и скрупулезным, к выставке отнесся со всей ответственностью. Вырезал макет из картона помещения на Кузнецком, восстановил по памяти ранние работы, изобразил их все акварелью на маленьких листочках и наклеил в строго продуманном порядке на стеночки макета. Выставка планировалась как тотальная инсталляция, где все строго на своем месте и должно поочередно действовать на зрителя, доводя того до экстаза (по свидетельствам современников — так в итоге и было). Как вспоминает племянница художника Ольга Бескина-Лабас, директор Русского музея Пушкарев, даже не поздоровавшись с автором, помчался вдоль стен, указывая на отдельные картины. Сотрудницы, буквально бежавшие за ним, наклеивали под избранным таблички — «Русский музей», «Русский музей».У племянницы же чудесным образом сохранился тот макет — его и эти маленькие акварельки со стеночек плюс произведения «в на­туральный рост» вкупе с архивными фотографиями 1976 года и выставляют в «Проуне».

2

Отзывы пользователей о выставке «Александр Лабас. 1976 год. Кузнецкий мост»

Фото tan'ushka
отзывы:
9
оценок:
28
рейтинг:
6
7

Некачественное воспроизведение или просто искажение работ Лабаса на экране моего монитора впервые сыграло в пользу выставки. Увидев такую легкость, стремительность и прозрачность мазка, я, буквально, полетела в галерею. Признаюсь, лететь именно в Проун меня соблазнила и модель экспозиции, которую Лабас мастерил самостоятельно. Мне всегда казалось, что подглядывать за процессом гораздо интереснее, чем лицезреть готовый продукт. Даже если он в итоге и шедевр.
Не могу сказать, что я осталась в восторге от выставки. Вся графика оказалась гораздо тяжелее и замазаннее, того, что я видела в анонсах. Это, может быть, только моё личное впечатление, будто автор не уверен, в какой момент и какой удар кисти должен быть последним. И добавляет чего-то еще и еще, но, это все-таки уже перебор...
От этого становится немного непосебе. И так от работы к работе...
А потом, где-то в глубине зала, вдруг одна работа на холсте, - и всё то же самое, но чуть изменено сочетание фактуры, и работа звенит! Такой замечательный морской пейзаж!
Ну, и самое главное, это тот самый макет выставки - вот это шедевр!
Во первых, очень интересно посмотреть, как меняется мода на развеску, как интересно в то время выстаивался ритм экспозиции. И совершенно не соблюдалось правило - ровнять всё по нижнему краю или по центру... :)
И в этих крошечных, игрушечных картинках - абсолютно во всех - та самая легкость, стремительность и прозрачность!
Выставка все-таки очень стоящая, а еще к ней выпущен каталог с ни-к-чему-не-обязывающей и искренне-наивной статьей племянницы художника.
Впечатления остались самые приятные!
А если и правда состоится юбилейная выставка в Третьяковке, хотелось бы и там увидеть этот удивительный макет.

0

Галерея