Выставки Москвы

Выставка Уилльям Тернер (Великобритания), Москва

8.1

Единственный шанс увидеть работы английского классика в Москве.

Место проведения

Музей изобразительных искусств им. Пушкина
Пикассо, Моне, Дега, Ван Гог, Ренуар и другие
Cамый академичный музей Москвы, в постоянной экспозиции которого можно по слепкам и копиям изучить всю историю мирового искусства, от портика Парфенона и Давида Микеланджело до целого готического портала и конных статуй отважных людей Возрождения, все в натуральную величину. Кроме копий — значительная, хотя, конечно, не эрмитажная, коллекция живописи старых мастеров, где и Рубенс, и Боттичелли, а также регулярные выставочные хиты, привозные и российские.
телефон+7 (495) 697 95 78
адрес
ценаВход 200–400 р., для детей до 16 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьМузей изобразительных искусств им. Пушкина

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Рудык
отзывы:
469
оценок:
213
рейтинг:
583

Джозеф Мэллорд Уилльям Тернер в Пушкинском музее

Уилльям Тернер (1775–1851) был настоящим англичанином. Учился в Королевской академии в Лондоне; не достигнув тридцатилетнего возраста, стал академиком, а следом — профессором в академических классах. Приходил на чай по расписанию, вел себя с дамами как джентльмен, пускался в «сентиментальные путешествия» по Уэльсу и Европе, рисовал акварелью натурные романтические пейзажи, повсюду таскал за собой этюдник. При всем этом его репутация среди современников сомнительна. С одной стороны, академия и многочисленные почитатели восхищались его ранними готическими пейзажами в духе Лоррена, чувством цвета и свободным владением кистью. С другой — академия же стыдилась художника до того, что скрывала его особо выдающиеся картины, обманывая тем самым многочисленных поклонников. Уилльям Тернер был настоящим сумасшедшим. Рисовал с на­туры, но ощущал себя не английским романтическим пейзажистом вроде Констебля, а модернистом и визионером вроде Кандинского. Его поздние картины — чистой воды авангард, фактическая абстракция. Естественно, никто вовремя бедного отщепенца не понял: Малевич еще не родился, канон не отменил — последователей не нашлось. Пришлось ждать почти полвека, пока французские импрессионисты не изберут Тернера своим кумиром, найдя его живописную манеру весьма и весьма занятной. Свои работы художник завещал Великобритании, где они так и находятся практически все до единой и носу оттуда не кажут. В российских собраниях Тернера, соответственно, нет, а выставка в ГМИИ — сегодня единственный шанс увидеть его работы. Собрание везут представительное: 40 картин, 70 акварелей, 2 гравюры. Между прочим, самая дорогая выставка в истории Пушкинского музея. Сей факт сообщаем намеренно: цена для современного зрителя — вопрос первоочередной, а зритель — это святое. В отсутствие точной суммы, тем не менее, придется обратиться к содержанию. Особый повод для гордости — программная «Метель. Переход Ганнибала через Альпы» 1812 года, где мелкие фигуры пропадают под натиском стихии, заполняющей почти всю картину, ни о каком натурализме тут и речи нет. Или «Замок Норэм» 1845 года: растворяющиеся друг в друге разноцветные пятна — это современникам Тернера вообще не показывали, боялись разочаровать зрителей слишком свободной игрой цвета. Зато теперь зритель сплошь подготовленный, видевший и романтиков, и импрессионистов, и модернистов, и даже всяких «постпост». Пожалуй, лишь англичанина и сумасброда Тернера для полной картины мира и не хватает. Хотя обнаруживать, что тайное знание о самодостаточности цвета (без учета формы и сюжета) было известно кому-то двести лет назад до нашей главной гордости, авангарда, и даже до нашей второй по значимости гордости, собрания постимпрессионистов из Пушкинского музея, — ­непросто и даже как-то всерьез обидно.

Отзывы пользователей о выставке «Уилльям Тернер (Великобритания)»

Фото DJart
отзывы:
58
оценок:
156
рейтинг:
192
9

Упс Великий Тернер
мне посчастливилось узнать о Тернере от своих учителей по живописи, учились они в Питерской Академии 1915 года вплоть до революции и после и были такими щёголями и фанатиками живописи и общались естественно в кругу тех, кого принято называть великими русскими художниками, мнения о Тернере там постоянно высказывались и это очень интересно.
Чем велик Тернер ? Своим быстрым и хлестким широким живописным приемом, очень многие художники завидовали манере "широкой быстрой кисти" и стремились к не всю жизнь, Тернер опередил многих но это тоже не всё, он внес в живопись тему валерных отношений цвета, легких оттенков переходящих друг в друга и при широкой манере это создавало новые вселенные, огромные пространства его работ.
Можно так же сказать, что истинная живопись стремится в почти музыкальным средствам выражения реальности и вот это наше всё - Тернер.
При том, что Тернер был пионером в его работах остается академический вес цветовых отношений, Тернер не уходит от отношений тона, он переходит на новый уровень - его цвета чисты и звеняще открыты, но в то же время академичны, он очень аккуратно позволяет добавлять импрессионизм в краски - например в картине волны что то там бьющие о берег 1837 года посмотрите на пляж там среди сепии очень деликатно проступает киноварь, открытый цвет но очень мало очень деликатно, очень взвешенно, в этом весь Тернер - очень точный вес цвета, очень точные отношения цвета, за счет них очень широкий прием не ломает реалистичный мир а передает динамику, световые лучи, дымы, движения воздуха и волн, почти кинематографично, вот такой Куросава живописи, с ветром и воздухом в кадре, перемешанным с солнцем.

Тернер один из первых понявший уровень детализации художественного приема перешел к очень широкой манере письма, добавляя детализации очень мало, чтобы не терять музыкальность и она НЕ ПОТЕРЯНА это супер! Очень многие художники после него и современники "приканчивают" живопись доделывая что то, давая лишний штрих кисти, Тернер позвоночником чует, что более ненадо и оставляет в той степени прохода кистью, чтобы свободная музыка оставалась живой.

Картины развешаны на выставке плохо, вперемешку рядом 1805 1812 1826 1837 года
нужно пройти выставку три раза, чтобы понять когда Тернеру приходят в голову идеи широкой манеры и свободной кисти, понимание достаточности НАСТРОЕНИЯ и сначала попыток выражения настроения а затем мастерства, где то с 1812 начало идей 1826 уверенные эксперименты и 1835 просто фантастика.
Для наших русских академистов особенно ценными были его работы, где он не прописывал детали, а выражал настроение широкой манерой, кстати как ни странно в работах Тернера отмечалась сила убеждения, которую прямо перенял не кто иной как Ван Гог, повторяя например по своему сюжет с регатой.

Если походить и присмотреться к работам, то никакого сумасшествия, все эксперименты с живописным приемом максимально выразительны и передают реальные движения воздуха и лучей света, для акцента на движении света нужны очень смелые действия художника, чтобы не рисовать каждый лучик как рисовали многие замороженные посредственности а писать ткань пространства романтичную и обманчивую в реакции на свет и движение воздуха но РЕАЛЬНУЮ, посмотрите подольше на вид на Темзу очень реалистичный пейзаж, обобщения очень условны но крайне четко реалистичны.

И так практически академичным цветом очень широкой манерой письма, обобщениями, музыкальностью настроения, смелостью эксперимента, настоящим пофигизмом к тупому общественному мнению и свободой можно зарядиться сейчас у полотен Тернера. А если кто понимает и видит, что значит истинный цвет в живописи а не придуманная краска то еще и очень точному цвету и валерным отношениям выверенным по отношению к большому полотну, ни одной случайной краски, все прочувствовано от и до.

Что можно посоветовать - приходите на выставку несколько раз. Тернер, чтобы понять новые принципы прошел через годы практики и у него серьезная академическая база, давшая ему уверенность на старте. Увидеть все это сразу очень сложно, за несколько раз шанс повышается, пока картины не увезли попробуйте и если у Вас получится только спасибо скажете !
(если Вы не чужды импрессионизма после Тернера зайдите и посмотрите этюды Иванова к картине Явление Христа в третьяковке и поймете что импрессионизм появился немного раньше, чем его предполагают искусствоведы :)

При всем этом удивительно ведь Тернер пробивший такую тему был старше нашего Пушкина, такой ранний старт удивителен, что повлияло на Тернера, какие идеи, воздух романтизма? Китайщина с широкой манерой дзенской живописи, что то безусловно направило попытаться чувствовать движение мира непосредственно через картины, через краски, через незамкнутость, через не убитую свободу ну и ему все это удалось.

Фото kakafisha
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
6
1

Дамы и господа, прежде чем вставать в очередь у Пушкинского,
а потом недоуменно пялиться на лист картона с блеклыми неясными расплывами... простите, на "божественные, изумительные акварели", которые
"захватывают своей невесомостью и легкостью, еле видными очертаниями..." или натужно воображать себе "спектакль миросотворения"
в разводах грязной краски и белил... простите, в "ошеломляющих полотнах" и
убеждать себя, что ты в двух шагах от просветления,
поднимете информацию в интернете и наройте картинок в хорошем разрешении, посмотрите на них.
Без всяких сахарных рецензий вам станет ясно, трогает вас это или нет, хотите вы увидеть это вживую или нет.
Поскольку все эти дифирамбы выше, мягко говоря, очень сомнительны и попахивают
дешевым завлекаловом для овец и навязыванием ложного представления о значимости разных персон в мировом искусстве, удобного для известных целей, конечно, да и художественный вес работ этого автора и его профессионализм и мастерство - очень и очень спорные показатели, даже независимо от времени их создания.

От меня лично:
Не бойтесь иметь свое мнение и будьте честными. Вспомните народную поговорку про надпись на заборе.
Это всего лишь человек, который пытался рисовать, но получалось плохо. Во что это превратилось со временем благодаря другим товарищам - совсем другой вопрос.
Про это можно прочитать абзац в энциклопедии и забыть.

Фото Игорь Гринберг
отзывы:
81
оценок:
80
рейтинг:
144
5

Вот и мой черед настал написать рецензию. Пошел с другом в будничный день, когда на выставке были одни "рафинированные пенсионеры", школьники, студенты и несколько "лиц, как бы приобщившись к искусству". Перед посещением выставки У. Тернера я заранее ознакомился с его творчеством, о чем не скажешь про моего друга, который, и толком то не выговаривает Уильям Тернер.
Хочется написать рецензию академически, но наверно не получится... Идет экспрессия мысли. Выставка оказалась так себе (три бала). И дело не в том, что моему другу было ничего не ясно, и даже некоторые картины вызывали дурной смех. А я смеялся вместе с ним... И даже не в том, что мой друг ничего не понимает в искусстве. В принципе, и я тоже многое не знаю. Но знаю одно, что меня произведение должно поразить, эмоционально возбудить интерес. Я должен стоять как вкопанный и ощущать на своем теле мурашки. Я должен думать днями и ночами и восхищаться этой работой. Зайдите в музей Алексея Толстого (Москва, М. Никитская, 6/2, в усадьбе Рябушинского). Там есть одна картина, которая вас заворожит. Для меня было потрясение… Чего, не могу сказать про работы У. Тернера, представленные на московской выставке. Я не хочу уйти в профессиональное обсуждение работ У. Тернера. Разбирать свет и цвет. Изменения цветовых гамм в его полотнах. Да. Он качественный художник. Но меня в общем «не ударило», «не тюкнуло», «не заворожило». Кто-то из рецензиатов сказал про Айвазовского («Разом хочется забыть Айвазовского..»). Ребята. Да вы что. Лучше Айвазовского воду никто не рисовал. Посетите хоть раз его картинную галерею в Феодосии. Там есть одна картина без кораблей – одно бушующее море. И как она написана! А посмотрите на море в работах У. Тернера. Оно же «мраморное», «застывшее». Там одна статика, и нет динамики. Даже его современники критиковали его за это. Мне У. Тернер был интересен, прежде всего, его творческой деятельностью с середины 1830-х годов и до конца его смерти. До этого был период становления и поиска своего неповторимого стиля. После – попытка уйти от пейзажных шаблонов, выйти за рамки традиционализма и вздохнуть творческой свободой. Жаль, что на выставке я не увидел, многие его картины, которые мне понравились при просмотре альбомов работ У. Тернера. Так, на мой взгляд, потрясающие акварели «Лодки на море» (ок. 1835-1840), «Появление цвета» (1819), Цветовые круги (не исключаю, что может я и не увидел их в московской экспозиции). Не увидел я и работы «Невольничье судно. Работорговцы бросают за борт мертвых и умирающих. Надвигается тайфун (Корабль с рабами)» (1840), «Интерьер Петворта» (ок. 1837), «Пожар в Лондонском парламенте, 16 октября 1834» (1835), «Стаффа. Пещера «Фингала» (1832), Последний рейс корабля «Отважный» (1838) и «Дождь, пар и скорость. Западная железная дорога» (1844), «Война. Изгнание. Скала Лимпет» (1842) и др. Без этих работ в целом трудно оценить творчество этого незаурядного художника.
Из работ, представленных на выставке, хочу отметить, прежде всего, его «Автопортрет» (1799). Эта работа потрясающая. В 24 года! Я бы эту работу назвал «Рассвет. Лучи солнца проходят через утренний туман, когда земля начинает дышать…». Интересна работа «Вечный покой. Похороны в море» (1842), посвященная другу и его сопернику – Дэвиду Уилки, который скончался на борту корабля, возвращавшегося из путешествия из Ближнего Востока. При прибытии в Англию, власти отказались спустить труп Д. Уилки на землю, из-за боязни болезни (вроде тифа). И если я не ошиваюсь, то его просто бросили в воду, привязывав груз к телу… Но тут даже дело не в идеи сюжета. А в красках, соотношения света и цвета, блика, «идеи домысливания». Можно было еще рассказать о его «экспериментальных работах», но думаю, это тема отдельного рассуждения.
Если отойти от творчества У. Тернера, и поговорить о представленной экспозиции в Пушкинском музей (ГМИИ им. А.С. Пушкина), то, по моему мнению, выставка организована плохо. Может быть «первый блин комом»? Во-первых, в Москву привезены часть картин работ У. Тернера и только из Галереи Тейта (Лондон), что говорит о не полном представлении творческого наследия этого художника. Во-вторых, картины и в самом деле развешаны вперемешку по датам, о чем тяжело любителю искусства, да и просто неподготовленному человеку, разобраться в творческой деятельности У. Тернера. В-третьих, не надо забывать, что часть работ художник комментировал в виде стихотворений. Этого не было сделано, при составлении экспозиции. И, в-четвертых, некоторые названия картин не совпадают с оригинальным названием картин автора (в частности, картина «Снежная буря…., когда Ариэль отчалил из Хариджа», на самом деле «…Ариэль отчалил из Харвича») и др. Может кому-то, это покажется и ерунда. Но если Малевич назвал свою картину «Черный квадрат», никому в голову не прейдет назвать ее «Серый квадрат» или как-то по другому… А может дело просто в другом, поэтому так многие восхищаются его работами, не понимая в чем их смысл, и в чем красота.

Фото кока
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
14
9

Вот ведь странно как. Вижу, что гений, оторваться от картин невозможно. Особенно краски. Бирюзовый с чёрным. Лунный свет в небе и на воде. Сама вода. Но самое главное - это его жёлтый. Вот именно такого жёлтого мне не хватало всю жизнь. (Это Чехов "Три сестры". Могут быть неточности. "Мне всю жизнь не хватало вот таких вот цветов!" Могу переврать. Если кто поправит, буду благодарна.) Но несмотря на это, он мне тоже кажется неряшливым, как тем академикам...
Не хочу заканчивать эту реплику словом "неряшливый", всё-таки Тёрнер гениальный художник!

Фото poLINA
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
7
7

Несколько раз проезжала мимо - пугала большая очередь на вход. Пошла в будний день, ближе к вечеру - народу было не много. Живопись произвела очень светлое впечатление, ощущение искренности этого человека. В его работах я увидела много света и работу именно над светом, индивидуальное и очень самобытное ощущение пространства.
Но катрины смотреть было несколько проблематично. В который раз я удивлена устроителям выставки - вешать большие полотна и оставить рядом пятачки для зрителей... Неужели произведения искусства не нуждаются в индвидуализированном отношении к себе? Ведь умение показать - это тоже сродни искусству. По правилам смотреть картину нужно с расстояния от 1,5 до 2,5 диагоналей картины. Именно в этом диапазоне не происходит явного искажения перспективы и композицию можно рассматривать как целиком так и разглядывать по частям. Увы, такой возможности в Пушкинском создано не было, и зрители толпились на расстоянии метра у полотен диагональю 3-5 метров... неужели невозможно создать комфортные условия? Это как пережиток советских времен - некая уравниловка... все привозные выставки располагаются в этих залах... без вариантов))

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить