Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль
Афиша Квесты

Выставка

Искусство ХХ века

Средняя оценка: 5 из 5

Голосов: 2

Проголосовать
Выставка закончилась

Второй этап. 1920-2000 годы. Новая постоянная экспозиция.

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Спасибо! 1

Константин Агунович

785 рецензий · 173 оценки · 1016 спасибо

Забегая вперед, из зала №1 сразу в №38, надо сказать, что ничего прям такого, чтобы прям разэдакого, не произошло. Даже непонятно в итоге, зачем это вообще надо было — сворачивать прежнюю экспозицию ХХ века, образца семилетней давности, не отличающуюся от нынешней принципиально — ни вещами, ни именами, ни их последовательностью; в Третьяковке возражают: нет, прежде было скучно и непонятно, теперь веселее и доходчивее. В частности, сделан ремонт. Который должен был радикально преобразить... Показать полностью

Забегая вперед, из зала №1 сразу в №38, надо сказать, что ничего прям такого, чтобы прям разэдакого, не произошло. Даже непонятно в итоге, зачем это вообще надо было — сворачивать прежнюю экспозицию ХХ века, образца семилетней давности, не отличающуюся от нынешней принципиально — ни вещами, ни именами, ни их последовательностью; в Третьяковке возражают: нет, прежде было скучно и непонятно, теперь веселее и доходчивее. В частности, сделан ремонт. Который должен был радикально преобразить интерьеры на Крымском — однако же не особенно преобразил. То есть что-то он там, безусловно, преобразил, да проку. Если зритель неспособен заметить без подцвечивания стен, что он переходит из зала в зал; если ему и прежде история русского искусства в ХХ веке казалась тягомотиной, — зрителю и теперь будет непросто. Виной не русское искусство, но сама конфигурация залов на Крымском — воплощение скуки смертной. Которая транслируется и на содержимое этих залов, есть такой эффект.

А что самое неприятное в этом эффекте — не отпускает. Зритель вынужден либо дойти до последних палестин, либо, если устал или еще что, — проделать весь путь обратно, и никак иначе. Бестрепетно двигаться вглубь Третьяковки на Крымском можно или по недомыслию, или по невежеству — не зная, что это такое, Третьяковка на Крымском, что это, возможно, худшее музейное помещение из существующих; как легко здесь сделать закавыку в самом последовательном развитии, как спотыкались в прежней версии об лианозовцев, будто ниоткуда взявшихся посреди извилистого третьяковско-крымского маршрута, — так и сейчас, обязательно на ровном месте случается некоторое «вдруг». Вдруг появляются Михаил Рогинский и Борис Турецкий с их выразительной, брутальной бытовухой, не вписывающейся ни в каноны, ни в антиканоны, из какового противостояния складывалась интрига всей предыдущей экспозиции: вот, зритель, зажравшиеся правоверные сталинисты, а вот неортодоксальные творцы типа Татьяны Мавриной или Роберта Фалька (Турецкий с Рогинским не принадлежали ни к первым, ни ко вторым); вот официальное стилевое однообразие, а вот реальное «многообразие художественных поисков» (заглавие одного не то зала, не то полузала). Вдруг возникает старейший наш абстракционист Юрий Савельевич Злотников. Которого, возможно, стоило бы связать с матюшинским кругом, залами двадцатью и часом ранее (и там и тут наблюдаются головоломные трактовки абстрактной формы; похожа и сама форма местами, но главное — эта самодельность, желание своим умом дойти до всего), хоть отсутствие действительного контакта Злотникова с матюшинцами делает эту аналогию почти ничтожной. Получается, что возникает Юрий Савельевич ниоткуда. Как и весь андеграунд. Который — тоже вдруг — после споров об однообразии и многообразии оказывается единственным искусством (на протяжении залов 30-31, где Третьяковка представляет вещи из крупнейшей частной коллекции 50-70-х, Евгения Нутовича), а потом вдруг вновь экспозиция дробится на собственно нонконформистов, нонконформистов не вполне и вполне конформистов — и вроде бы это как-то должно вытекать из предыдущей истории, как-то объясняться ею, но что-то не вытекает и не объясняется.

А в зале №38 сюжет закругляется совсем странно. Хотелось, видно, чего-нибудь такого, запоминающейся экстравагантности под занавес — это во-первых; во-вторых — не изменять установке на веселость и доходчивость. И заказали Александру Виноградову и Владимиру Дубосарскому, записным весельчакам, большую виноградоводубосарскую махину. Те сделали Третьяковке длиннющий фотомонтаж, где соединены персонажи известнейших произведений, от Крамского и Сурикова до Пластова и Александра Герасимова (крамская «Незнакомка» выглядывает из-за плеча герасимовских Сталина с Ворошиловым; коринский Жуков восседает одесную «Девочки с персиками»; кустодиевская «Русская Венера» моется вместе с брюлловской «Вирсавией»), вещь по своей монтажной устроенности очень виноградоводубосарская. Но не живопись. Фотохолст — лишь кое-где чуть тронутый краской; рядом крутится видео, запечатлевшее момент, когда художники позерски проходятся кистью то там, то тут — ровно столько, сколько необходимо для образа таких, знаете ли, классических живописцев — в левой руке палитра, в правой кисть, — коими живописцами они никогда не были. Если кураторам хотелось что-то вроде дайджеста под конец, к вящей дидактичности, — получилось нечто совсем другое. Или это такая ирония? К месту ли?

Стоит вообще придавать этому какое-то особенное значение? Тому, как возвращаются мотивы, сюжеты, приемы (бурлюковская пародийная заумь «Концепированной по ассирийскому принципу лейтлинии движения» и что-то похожее в «Исчезновении траектории» Кропивницкого-младшего), или все это ничего не значит? Просто так — вышло. Как вышло — а теперь де-факто утверждено, — что историй русского искусства второй половины ХХ века две. Одна — что презентовали сейчас. Вторая появилась еще год назад, когда запустили первую очередь обновленной экспозиции на Крымском, самое начало ХХ века — от Ларионова с Гончаровой до Малевича и Татлина — и самый конец, от Инфанте с Колейчуком до группы «Синие носы». Самым концом занимался отдел новейших течений Андрея Ерофеева; конец занял залы начиная с 42-го — с конца — до 39-го. После чего надо подниматься этажом выше. Где сейчас Виноградов с Дубосарским. История в варианте Ерофеева выглядела убедительно; превращение космических дерзаний русского авангарда начала века в концептуальный проект конца происходило последовательно и логично. У Ерофеева тоже был Рогинский, но Рогинский — автор «Красной двери», первого русского объекта, а не Рогинский-живописец. Свой Злотников. Свой Эрик Булатов. Свой Игорь Макаревич. Семь лет назад, когда неофициальное послевоенное советское искусство впервые попробовали включить в третьяковскую экспозицию, выглядело это довольно-таки шизофренически: в двух параллельных анфиладах, провоцируя сравнения, развивались две параллельные истории. И если в одной не было места для грязных абстракций Марлена Шпиндлера на мешковине, то другая исключала, соответственно, крупноформатную «заказуху» лауреатов Государственныя, и Ленинския и прочая и прочая. Разделение было идеологическое. Теперь, когда оно стало формалистичным, эти линии, традиционалистская и актуальная, не то что не пересекаются в пространстве — кажется, они вообще из разных миров.

Скрыть

Рецензии пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Добрые дела Музыка в темноте, спасение скворцов, забеги и другие благотворительные события

Волшебные игры для всей семьи

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Страшные квесты — для взрослых, волшебные квесты — для детей

13 сентября в Пушкинском музее при поддержке генерального партнера выставки Сбербанка открылась...

Сегодня в продажу поступила новая книга Виктора Пелевина. О том, как понимать роман под названием...

Покупки месяца 20 вещей сентября

Спортивное белье в кружевах, самый популярный топ с Недель моды, новая коллаборация Comme des...

Каждую осень пилинг врывается в топ салонных услуг. По просьбе «Афиши Daily» пять человек, редко...