Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Санкт-Петербурге
100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Музей Академии художеств, до 28 апреля
О выставке
Выставочный проект посвящен творческой и педагогической биографии блестящего мастера отечественной графики второй половины ХХ века, жизнь и творчество которого были неразрывно связаны с Академией художеств, — Владимира Александровича Ветрогонского, и приурочен к столетию со дня его рождения. В Тициановском зале представлены произведения художника, иллюстрирующие его путь в искусстве, начиная с дипломной работы и до последних лет жизни. В Рафаэлевском зале экспонируются работы учеников Владимира Александровича, которые стали продолжением творческой жизни художника. Основную линию экспозиции составила, пожалуй, самая значительная тема, которая интересовала Владимира Ветрогонского на протяжении нескольких десятилетий, — тема заводов и масштабных строек, проникнутая духом индустриального романтизма. Автор создает большие серии литографий и линогравюр, работа над которыми продолжалась часто на протяжении нескольких лет. Самая первая крупная серия — «Заводские будни», за которую автор получил звание кандидата искусствоведения в 1955 году и золотую медаль Союза художников СССР, становится своеобразной визитной карточкой художника. В экспозиции представлены листы из этой серии. В их числе работы «Сталь пошла», «Ночь. Огни завода», «На заводских путях». Шестидесятые годы — время подлинного расцвета творчества Ветрогонского. В 1961 году была закончена серия линогравюр «Северная Магнитка», посвященная крупнейшему в стране Череповецкому металлургическому заводу. Затем появляются серии «Кириши», «На Псковщине», «На дорогах», «Река работает». Со временем язык художника меняется от некоторой репортажности к поэтическому преображению, обретая с годами большую свободу, широту, раскованность. В серии «Волго-Балт» поэтическая линия мастера проявляется более отчетливо — это увлекательный рассказ о путешествиях, проникнутый тонкой лирикой русской природы. При работе над этой серией художник обращается к технике акварели, создавая тонкий лирический мир пейзажей, портретов и жанровых композиций. В некоторых листах художник достигает такой степени обобщения, что, казалось бы, ничем не примечательный сюжет приобретает глубокое философское звучание. Особое место в творчестве Ветрогонского занимают серии, созданные во время зарубежных поездок, — сотни рисунков пером, тушью, акварелью отражали впечатления художника от встречи с другими странами и культурами. Большую ценность для понимания мироощущения и творческого кредо Владимира Александровича имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Записи, фиксация событий, цитаты, иногда вырезки из статей или целые письма перемежаются в них с легкими мгновенными зарисовками карандашом, фломастером, акварелью. Рассматривая дневники, можно понять вектор интересов художника и увидеть рождение замысла последующих его творческих работ. В формате дневниковых записей художник мог позволить себе открытость, безграничную свободу, непосредственность, временами юмор. Экспозиция Рафаэлевского зала демонстрирует дипломные и творческие работы тех его учеников, которые, как и их учитель, активно занимаются педагогической деятельностью на графическом факультете Санкт-Петербургской академии художеств и в других художественных вузах Петербурга. Ровно пятьдесят лет Владимир Александрович Ветрогонский преподавал на графическом факультете. Все эти годы он стремился передать ученикам то, чему учили его в Академии. Он говорил: «Ощутить пульс современности — вот чему я стараюсь научить молодых. Я не за холодное академическое мастерство. Овладение грамотой необходимо, но это лишь первая ступень». Многие годы он инициировал и проводил ежегодные студенческие практики в Череповце, Киришах, в Пушкинских Горах, в поездках по Волго-Балту и выставки учебных работ. Он искренне ценил в каждом творческую индивидуальность, радовался успехам каждого студента. «Ученики, — говорил Ветрогонский — это моя молодость, им я обязан тем, что всегда должен быть в форме». В экспозиции представлены работы Александра Федоровича Кабанина, Клима Ли, Александра Александровича Федорова и других учеников художника.
Графика, Классическое искусство

Как вам выставка?

Отзывы

10
Александр Воеводский
49 отзывов, 97 оценок, рейтинг 11
14 апреля 2024
Огромная выставка

Почему-то очень люблю художественный язык гравюр Ветрогонского, наверно, это ностальгия по детству. Жаль, что очень многие работы бликуют так, что их не то, что сфотографировать, часто и рассмотреть толком невозможно.
Работы учеников понравились не все, но интересны тем, что очень разнообразны. То, что Ветрогонский не передал своим ученикам свою манеру — это его большой успех как педагога.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все