Турецкая «Новая волна», проявившаяся в конце 1960‑х– начале 1970‑х годов и пережившая последующие возрождения в 1990‑х–2000‑х – многослойное явление, включающее несколько периодов и поколений режиссеров. Она возникла как ответ на коммерциализацию и политические вызовы, привнесла в национальный кинематограф социальный реализм, авторскую позицию и международное признание. Это движение связано с отказом от коммерческого кино и с попыткой самоопределения, поиском эстетических нюансов турецкого кино в диалоге с господствующими в стране этическими нормами и авторским видением ситуации. Такой подход неизменно выводил режиссеров разных поколений на вопросы, связанные с рефлексией на уровне общих национальных вопросов и личных, даже несколько интимных проблем из частной жизни современного турка. Социальная неравенство, миграция из деревни в город, классовый конфликт, политические репрессии, проблема идентичности раскрываются в фестивальном турецком кино в режиме отхода от любимой в народе мелодраматичности и обращаются к сдержанности и психологической глубине. При разнообразии сюжетов и художественных решений турецкий кинематограф пронизывает ностальгия, в которой создатели фильмов находят одновременно и попеременно инструмент для романтизации славного прошлого Турции и/или критики политических и культурных процессов (секулярное против религиозного, национальные модели интерпретации истории). В лекции будет сделан акцент на том, как идиллическая нота ностальгии в турецком кино не редко сменяется меланхолией и ощущением утраты. В разговоре о персональной судьбе человека ностальгия преломляется экзистенциальным поиском ответов на главные вопросы о смысле жизни человека (Н.Б. Джейлан, З. Демиркубуз).