Четвертый сезон фестиваля K-fest «Die Orgel» – возможность познакомиться с яркими страницами органной литературы и особенностями устройства этого инструмента.
Каждый концерт в рамках фестиваля раскрывает один аспект, составляющий многозначное понятие «искусство органного исполнительства», начиная с тембровых красок органа и заканчивая разными периодами в истории органной музыки.
Гобой и фагот были одними из любимейших язычковых духовых инструментов эпохи барокко. К моменту, когда эти инструменты приняли привычный нам вид (благодаря усовершенствованиям в конструкции), культура и практика игры на тростевых инструментах была широко распространена в музыкальной жизни разных стран. За гобоем закрепилась «роль» солирующего инструмента, а фагот использовался и как солирующий тембр, и как басовая линия в составе basso continuo.
Современное звучание органа трудно представить без язычковых регистров. Их названия полностью совпадают с вышеупомянутыми инструментами. «Органный» гобой (или кларнет) часто используется как солирующий голос в хоральных обработках (например, в Ich ruf` zu Dir, Herr Jesu Christ Баха). Фагот, как низкий тембр, придает звуковой массе фундаментальность и основательность, поэтому используется в наборе регистров, называемом «Organo pleno» (полное звучание органа). В программу концерта вошли произведения, демонстрирующие всю красоту язычковых духовых инструментов и язычковых регистров: диспозиция органа «W.Sauer» в Церкви Святой Екатерины как раз содержит «фагот» в педали и «гобой» на II мануале.
Андантино Сезара Франка знакомит слушателя с звуковыми особенностями французского романтического органа, «визитной карточкой» которого было обилие «язычков». Pedal-Exercitium Баха представляет собой выразительный монолог для педали соло. Соль мажорный концерт интересен тем, что является баховским переложением концерта для струнных инструментов Веймарского герцога.
Завершит программу Сонатина для фагота и органа современного американского композитора Гэри Бэклунда, демонстрирующая уникальное тембровое сочетание этих инструментов.
Исполнители:
Константин Яковлев (барочный гобой, барочный фагот)
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Токката ре минор «дорийская», BWV 538/1
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, BWV 683
Фуга ре минор «дорийская», BWV 538/2
Хоральная обработка Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659
Трио-соната до мажор, BWV 529 (версия для гобоя и облигатного органа)
Pedal-Exercitium, BWV 598
Концерт соль мажор (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского), BWV 592a:
Tempo giusto
Grave
Presto
Хоральная обработка Ich ruf` zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)
Луи Шпор (1784–1859)
Adagio для фагота и органа
Сезар Франк (1822–1890)
Andantino соль минор, FWV 25
Гэри Бэклунд (род. 1947)
Сонатина для фагота и органа