Забудьте все, что вы видели в марвеловском супергеройском блокбастере «Тор: Рагнерек». Грядет настоящий Рагнарек: волк Фенрир проглотит солнце, наступит гибель богов и конец света. По крайней мере, так говорится в известном пророчестве, упомянутом, в частности, в «Старшей Эдде» — поэтическом сборнике древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии, по мотивам которого в 1979 году был написан и нарисован комикс «Вальгалла» Петера Мадсена, рассказывающий про брата и сестру Тьяльфи и Рёскву, оказавшихся в услужение у богов Асгарда.
Сделанная в лучших традициях франко-бельгийских комиксов («Приключения Тинтина» и «Астерикс и Обеликс»), «Вальгалла» оказалась настолько популярной, что просуществовала до 2009 года (а в 1986-м по ее мотивам даже вышел мультфильм). Фильм Фенара Ахмада — уже вторая полнометражная экранизация приключений Тьяльфе и Рёсквы, но на сей раз выписанная в гораздо-гораздо мрачных тонах (что неудивительно, режиссер до этого снял угрюмую криминальную драму «Преисподняя» про одинокого мстителя в духе Бэтмена).
Kasper Tuxen/Profile Pictures/Капелла Фильм
Начинается картина вполне канонически: следующие в Асгард бог грома Тор (Роланд Меллер) и бог хитрости Локи (Дульфи Аль-Джабури) останавливаются у простых смертных — крестьянской семьи. Приготовивший своего козла Тор просит семью есть мясо, но не кости, чтобы он смог наутро оживить животное. Однако науськанный Локи паренек Тьяльфи (Саксо Мольтке-Лет) ослушивается — и становится прислужником Тора (не желая отпускать брата, за ним по Радужному мосту в Вальгаллу, обитель богов, следует и сестра Рёсква (Сесилия Лоффредо), спрятавшаяся в повозке). В Вальгалле дети видят, что боги обеспокоены надвигающимся Рагнареком — и пока Тор пытается отловить Фенрира в лесах, Тьяльфи и Рёсква занимаются домашними делами. Вскоре им это, однако, надоедает, и они решают сбежать в компании Кварка (Реза Форгани), чем навлекут на свою голову кучу неприятностей.
Помимо мрачного сеттинга отличие этой «Вальгаллы» от других заключается в том, что в соответствии с современной фем-повесткой повествование на этот раз сосредоточено больше вокруг Рёсквы, а не Тьяльфи. Девочка оказывается тем самым ребенком света, что способен остановить Фенрира. Собственно, все происходящие события мы видим ее поначалу испуганными глазами. Но чем больше проходит времени, тем храбрее становится Рёсква — в финале она уже с богами на равных оказывается готова дать бой великанам, похитившим Тьяльфи.
Kasper Tuxen/Profile Pictures/Капелла Фильм
Помимо смены протагониста отдельного упоминания заслуживают и пейзажи в фильме. Ахмад так снимает скандинавскую природу, что начинает казаться, что этот мир слишком большой не только для людей, но и для богов (особенно если учесть, что все события происходят в каком-то околотке). Картина, кажется, нарочно лишена эпического размаха: когда видишь хоть и огромного, но не гигантского Фенрира, с трудом можно поверить, что он способен проглотить солнце. Все это делает мифических существ ближе к людям, очеловечивает их. По сути, скандинавские боги тут ничем не отличаются от мидгардских конунгов (только разве что пьют больше и обладают сверхъестественными способностями).
Тем не менее это никакой не «Марвел»: за каждым кустом тут прячется осязаемая опасность, а по духу «Вальгалла» скорее напоминает советское дарк-фэнтези «Сказка странствий», в котором сестра тоже отправлялась на поиски брата. В общем, в отличие от Радужного моста, это совсем не радужное кино, но в этом и кроется половина его обаяния. Это страшная сказка, но со счастливым концом — и прекрасный повод для современных детей познакомиться со скандинавской мифологией. Труби, Тор, на радость своим небесам, пока не оглохнешь сам.