Москва
Семейное образование: да или нет? Мы спросили у детей
Когда родители школьников раздумывают о переводе ребенка на семейное образование, возникают сомнения и вопросы. Сложно представить, как будет выглядеть жизнь без школы. Будет ли ребенок учиться вне системы? Где найдет друзей? О каких плюсах и минусах семейного образования нужно знать заранее? «Афиша Дети» расспросила учеников онлайн-школы «Фоксфорд» о жизни и учебе на семейном образовании.
3 сентября 2018

Порохов Георгий,  8-й класс

Начальную школу я окончил на Кольском полуострове, а затем вся семья переехала в Москву. Год я проучился в московской школе, где учителя русского замещала женщина, которая знала очень много языков, но по чуть-чуть. Она нас ничему толком не научила, к тому же в школе было шумно, а я этого не люблю. Чтобы больше успевать и заниматься спортом в 6-м классе, я перешел на семейное образование.

Нельзя сказать, что в онлайн-школе я стал учиться меньше, просто это удобнее. Раньше я тратил 45 минут на дорогу до школы и столько же обратно, а сейчас после трансляций я сразу берусь за домашние задания. Я занимаюсь плаванием: тренируюсь пять дней в неделю по полтора часа. Раньше на то, чтобы ходить в школу, плавать и делать домашние задания, времени не хватало, а теперь справляюсь.

Занятия в «Фоксфорде» информативные, интересные и в то же время веселенькие. Если остались вопросы, можно написать на электронную почту любому преподавателю, и он ответит. А еще можно спросить куратора, и преподаватель ответит через него. Куратор каждую неделю узнает, как у меня дела с учебой, а потом мы подолгу общаемся на разные интересные темы.

Все мои друзья остались на Севере, но я познакомился с интересными ребятами в чате, и мы успеваем поговорить в перерывах между трансляциями. С теми, кто живет в Москве, встречаемся на выходных.

Мой обычный день начинается в 8–9 утра, как и в школе за Полярным кругом. С 10.00 до 14.00 идут трансляции, потом я делаю домашние задания и в 17.45 отправляюсь на тренировку до 21.00. Свободное время для хобби появляется только в выходные.

Я всегда интересовался боевыми искусствами, и мама как-то предложила попробовать японское кобудо. Я сходил на одно занятие и увлекся: кобудо похоже на карате, только с применением оружия — бо, тонфо и нунчаку. Мне особенно нравится, что помимо традиционных выступлений можно участвовать во фристайле под динамичную музыку. Кстати, оружие я тоже изготавливаю сам в мастерской знакомого тренера. Уже вырезал деревянную катану, бокен и теперь хочу сделать другое.

Варвара Королева,  11-й класс

В детстве у меня был непростой характер: я считала себя умнее других, и меня за это не особо любили. При этом училась я отлично и чувствовала себя довольно комфортно в классе. В целом в школе мне не нравилось, а выбора в подмосковном Чехове не было. Родители предлагали перейти на экстернат еще в 7-м классе, но решили, что я для этого мала. 

Еще весной в 9-м классе мама предложила: «Может, уйдешь из школы, а то ты что-то очень нервничаешь», но я дотянула до конца года. Я занималась на онлайн-курсах и с репетитором, так что ОГЭ по химии, английскому, математике и русскому сдала на пятерки. Прошлой осенью мы узнали про Экстернат и домашнюю школу и поняли, что это знак. Поначалу мне было как-то неловко учиться дома, но я быстро влилась в тему.

После ухода из школы я несколько недель жила как на каникулах, поздно ложилась, поздно вставала. В какой-то момент я отчетливо поняла: чтобы что-то успеть, нужен режим. Было сложно самой сформировать график: мне хотелось заниматься творчеством и при этом успешно выполнять домашние задания в онлайн-школе. Над столом у меня висел распорядок — список дел с вечера на следующий день. Я примерно знала, сколько времени занимает учеба, сколько домашние задания, записывала темы, которые нужно разобрать. Я приучила себя вставать в промежутке с 5 до 8 утра, а не в три часа дня.

Чтобы не пропускать важные события и интересные мероприятия, я установила на телефон гугл-календарь. Он присылает напоминания, и я не пропускаю вебинары и встречи.

Все свободное время я заполняю интересными вещами: дважды в неделю изучаю китайский на курсах при МГУ, хожу в тренажерный зал и занимаюсь несколькими проектами. Моя мама дизайнер одежды, и мы вместе продаем бесшумные домашние тапочки в инстаграме. Помимо этого я веду канал «Опять двойка» в телеграме и делюсь своими мыслям в видеоблоге, а еще люблю печь макаруны, торты и безе.

Онлайн-обучение научило меня быть более ответственной, я узнала, что такое заставлять себя вставать, чтобы работать. За этот год я научилась организовывать свое общение, если раньше меня куда-то приглашали, то сейчас я сама ищу подходящие мероприятия. Я стала больше времени уделять семье, дедушкам, бабушкам, сестре. Раньше я все время спала и даже времени не было поговорить с родителями.

Здорово, что и в дождь, и в холод не нужно выходить из дома, чтобы учиться. Учителям в онлайн-школе тоже лучше: не нужно никого успокаивать, тратить время, чтобы угомонить класс, — уроки проходят более полно. Да и преподаватели более современные, в среднем лет на 10 старше нас, мы с ними на одной волне, они умеют шутить.

Самое обидное — теперь все школьные друзья живут очень далеко. Одна подруга в Симферополе, а другая — в Нальчике. Общаемся только через мессенджеры или по скайпу. У нас очень весело на курсах, если ты заметен, с тобой будут общаться. Чтобы познакомиться, достаточно написать однокласснику в личку: «Ты сделал домашку?».

Ярослав Кобзев,  10-й класс

Я занимаюсь стрельбой, фехтованием, бегом, верховой ездой и плаваю, — как правило, это две тренировки в день 6 дней в неделю. До 9-го класса я сменил три школы, учился на «4» и «5», но не видел большого практического смысла в учебе. Из-за тренировок я не всегда успевал выполнять требования учителей, и родители предложили попробовать онлайн-обучение.

Программа курсов в Экстернате и домашней школе была обширная, я поначалу не все воспринимал, мне казалось, что материала очень много. Проблема была в том, что я привык шаблонно решать задачи, а тут нужно было догадываться, использовать информацию из текста. На каждом предмете требовалось придумать свои варианты ответа, а не подставлять в готовые формулы.

Преподаватели онлайн-школы не загружены бессмысленной отчетностью, а замечают учеников, приветствуют, отвечают на вопросы. Чтобы быстро писать в чате, мне пришлось научиться кратко формулировать мысли, что поначалу было непросто. Система рейтинга подстегивала желание сделать лучше, посоревноваться с другими за лидерство.

В «Фоксфорде» я встретил единомышленников, которым нравится учеба и которые видят в образовании пользу и смысл. Я успеваю общаться со спортивными друзьями и с несколькими ребятами из школы, а недавно познакомился с девочкой в «Фоксфорде». Общения хватает, если я захочу, найду возможность, а пока есть более важные дела.

Каждый день я просыпаюсь в 6–7 часов и до 15.00 идут онлайн-занятия. Чтобы успеть на тренировки, я выхожу из дома в 15.45. Три дня в неделю занимаюсь в спорткомплексе недалеко от дома, еще три раза приходится ехать на метро «Аэропорт», так что возвращаюсь только в 21.00. Раз в неделю я беру уроки музыки, хотя вообще стараюсь играть на гитаре каждый день, а еще делаю украшения. Недавно подарил девчонкам, которые мне нравятся, браслеты из бисера.