Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
15 марта 2021

Рецензия на «ВандаВижен»: отличный «Марвел», неидеальный мини-сериал

Василий Говердовский
На Disney+ подошел к концу показ «ВандаВижен», первого сериала Marvel в кинематографической вселенной (если не считать «Агентов "Щ.И.Т."», но это все же не совсем то). Сериал вызвал бурю обсуждений и восторгов фанатов, несмотря на не самый очевидный концепт, — супергеройский сериал в мире ситкомов. Почему сериал оказался так успешен и в чем его недостатки? Рассказываем со спойлерами.

Первые три серии «ВандаВижен» испытывают терпение зрителей на прочность, ведь им пришлось смотреть самые настоящие ситкомы середины XX века. Не деконструкция, но реконструкция — авторы сериала не только любовно воссоздали визуальную эстетику, но и симулировали сюжетные темы, сценарную структуру и юмор оригиналов. Добавлений несколько. Во-первых, главными героями стали волшебница Ванда и андроид Вижен — второстепенные герои «Мстителей». Во-вторых, сценаристы то и дело запускают в ткань повествования зловещие намеки об искусственности происходящего. 

«ВандаВижен» решен в жанре, который англоязычные критики называют mystery-box, — коробка-с-загадкой. В центре подобных фильмов и сериалов лежит тайна, которая по мере продвижения сюжета к финалу обретает все более видимые черты. Если бы «ВандаВижен» опирался только на заигрывания со стилем ситкомов, то это было бы как минимум зрелище на любителя устаревшего юмора и проетых молью сюжетных ходов. Таинственные намеки — вот что заставило людей смотреть дальше и подстегнуло делиться своими соображениями в интернете.

Еще недавно все были уверены в том, что практика еженедельного выпуска серий подходит к концу. В случае с сериалами ящик Пандоры открыл Netflix, выпускающий сезоны одним днем. Но и без него интернет приучил нас не ориентироваться на чужое расписание потребления контента и составлять свое. Однако успех Disney+ с «Мандалорцем» и «ВандаВижен» показал, что традиция себя еще не исчерпала. Доставать новые кусочки пазла из коробки-с-загадкой лучше порционно, чтобы аудитория успела просмаковать каждый из них. И, конечно же, сделать море своего контента (см. бесчисленные статьи и видео на ютьюбе с предсказаниями сюжета и пасхалками в сериале).

Кроме того, еженедельный выпуск новых серий помог Disney+ растянуть хайп. Как первый полноценный сериал в MCU, «ВандаВижен» был обречен стать событием, но одномоментный выпуск превратил бы его в единичное событие. Вместо этого Disney сделал восемь событий (столько недель выходил сериал). И вынудил зрителей заплатить за два месяца подписки. Этим же обусловлен и необычный хронометраж серий: примерно по 30 минут каждая за исключением финальной — все еще нестандартное решение для драматического сериала, пусть и уже успешно отработанное на «Мандалорце». Архитектор кинематографической вселенной Marvel Кевин Файги и не скрывает, что оно обусловлено денежным вопросом. По сути, на примерах «Мандалорца» и «ВандаВижен» мы увидели, как Disney научился продавать меньше контента за те же деньги. И зритель не против, пока зрелище оправдывает цену.

Качество зрелища «ВандаВижен» — вопрос двухуровневый. Первый состоит в том, что новый мини-сериал — часть более обширного супергеройского сериала. И с точки зрения свежего многосерийного эпизода MCU (о дивный новый мир — сериал в сериале) «ВандаВижен» — это однозначный успех. Marvel давно зацементировала свой подход к созданию кино, так что вам уже должно быть понятно, понравится ли новый сериал или нет. «ВандаВижен» не делает никаких подвижек в формуле, и даже ситкомный стиль со временем уступает место глянцевой картинке супергеройских блокбастеров.

Зато «ВандаВижен» делает две другие вещи. Во-первых, у ранее обделенных вниманием второстепенных персонажей «Мстителей» есть свой сольный выход! Элизабет Олсен и Пол Беттани чудо как хороши в ролях Ванды и Вижена, а сценаристы придумали им достаточно занимательные сюжетные арки, чтобы зритель наконец прикипел и к ним тоже. Во-вторых, сериал аккуратно подхватывает сюжетные ветки предыдущих фильмов (не только «Мстителей») и так же аккуратно ведет их к следующим инсталляциям. О том, что события «ВандаВижен» станут прелюдией ко второй части «Доктора Стрэнджа», анонсировали задолго до выхода сериала, но, помимо этого, авторы представили новую героиню, Монику Рэмбо, которая, судя по всему, отправится прямиком в «Капитана Марвел-2».

Но еще «ВандаВижен» можно оценить как самостоятельное произведение, и вот тут начинаются проблемы. Центральная тема сериала — горе от потери любимого человека. Вижен погибает в «Мстителях: Война бесконечности» — и уставшая мириться со смертями близких Ванда создает в провинциальном городе Вествью собственную реальность, похожую на любимые ею ситкомы. И эта линия сделана… хорошо. Это все еще блокбастер, рассчитанный на широкую аудиторию, и поэтому раскрытие темы дано широкими мазками. Особенно злые языки уже успели высмеять сцену, в которой Вижен называет горе «сохранением любви», якобы это банальность, достойная пабликов в соцсетях, а не видного поп-культурного сериала современности. Однако иногда зрителю нужна не нюансированность, а голая эмоция, бьющая прямо в лицо. Удары «ВандаВижен» достигают цели — благодаря сценарию и актерской игре Олсен и Беттани, находящейся в фантастической форме.

Впрочем, иногда нюансированность тоже необходима. В кульминации Ванда сталкивается с пробудившимися от ее контроля жителями Вествью, и некоторые из них молят ее о смерти — лишь бы не возвращаться под контроль чародейки. Позже между Вандой и Моникой, потерявшей мать, происходит диалог, в котором последняя сочувствует Ванде и говорит о жителях Вествью: «Они никогда не поймут то, чем ты пожертвовала». Ауч. Понятно, почему Ванда сделала то, что она сделала. Понятно, почему Моника разделяет ее чувства. Однако авторы просят нас посочувствовать героине, которая держала в рабстве целый город, и закрыть глаза на их страдания. Сценаристы настолько озабочены положительным образом главной героини, что обращаются к откровенному мошенничеству. 

Из-за этого не до конца честным выглядит и введение антагонистки. Кэтрин Хан — прекрасная артистка, и наблюдать за ней в роли ведьмы Агаты — сплошное удовольствие. Однако ее роль ограничивается двумя функциями: введением в сюжет мостика к фильму о Докторе Стрэндже и контраста главной героине, благодаря которому Ванда выглядела бы лучше, чем она есть. Последнее получилось не вполне. Агата злодейски смеется, убивает собаку и похищает детей Ванды, одурманивает одного жителя Вествью — и все. Почему это принципиально хуже деяний Ванды — не до конца понятно. Агата плохая, потому что так надо сценаристам, — и точка. Ванда сама по себе прекрасная протагонистка и антагонистка в одном лице, и со стороны сценаристов странно думать, что зрители не смогли бы проникнуться к ней симпатией без дополнительных костылей.

По идее, от этих проблем должны были отвлечь рюшечки, но с ними тоже все неоднозначно. Стилизация под ситкомы надоедает уже через десять минут. Моника Рэмбо пока не выглядит интересной героиней; персонажи Реймонда Парка и Кэт Деннингс неплохо веселят в середине сезона, но в финале им просто не находится толковых занятий. CGI-экшен в конце — малиновая скучища с фаерболами. Фанаты Marvel наверняка придут в восторг от всего этого, но сторонним зрителям придется цепляться за героиню Олсен с неоднозначной, но все еще впечатляющей линией.

Однако ее силу приглушает сама природа сериала Marvel. Перефразируя выражение сценариста Макса Лэндиса, щелчок Таноса убил смерть в MCU. И для «ВандаВижен» это критично: любые рассуждения о смерти и потере имеют меньшую силу в мире, где легко умирают и так же легко воскрешаются. Ближе к концу в сериале появляется восстановленный Вижен, и пускай это не совсем та же личность, что была раньше, кто мешает будущим сценаристам стереть эту грань?

Выходящий 18 марта «Сокол и Зимний солдат» планировался первым сериалом Marvel, но вмешалась пандемия, и на место, занятое Сэмом Уилсоном и Баки Барнсом, пришли Ванда и Вижен. Кевин Файги позиционирует сериал про них как экспериментальный, но это справедливо, только если говорить о MCU. «ВандаВижен» язык не поворачивается назвать плохой работой— из-за актеров, грамотно выстроенной интриги и трогательного осмысления горя, — но его тянут вниз два противоположных аспекта: относительная нетрадиционность (реконструкция ситкомов слишком скучная и занимает много времени) и банальность сценарных решений (без главной злодейки сериал был бы лучше). Что ж, по крайней мере «Сокол и Зимний солдат» обещает быть намного прямолинейнее, а значит, и проблема у него потенциально всего одна.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

9
ВандаВижен
2021, Боевик
Ванда и Вижен оказываются в ситкоме

Подборки Афиши
Все