Порно в монастыре: «Искушение» Пола Верхувена на Каннском кинофестивале-2021

17 сентября 2021
Наталья Серебрякова
17 сентября 2021
В Каннах состоялась долгожданная премьера эротической драмы Пола Верхувена «Искушение» (Benedetta). Режиссер остается верен себе, но идет ли это на пользу фильму? Наталья Серебрякова рассказывает про самую сексуально заряженную и провокационную картину Канн-2021, которой Министерство культуры РФ не выдало прокатное удостоверение.

Италия, XVII век. Юная Бенедетта направляется вместе с отцом и матерью в монастырь. На пути им встречается группа разбойников, которые снимают золотую цепь с шеи матери и, по всей видимости, собираются ограбить и надругаться над путниками. Но Бенедетта, несмотря на то, что ей десять лет, вступается за мать, призывая на помощь Деву Марию. Тут же птица гадит прямо в глаз одному из негодяев — и они принимают это за божье знамение, отпуская Бенедетту с семьей. Прибыв в монастырь, настоятельницей которого является унылая и строгая Феличита (Шарлотта Рэмплинг), родители оставляют девочку на попечение сестер.

Здесь случается еще один знак — на Бенедетту ночью падает огромная статуя Девы Марии. Так мы понимаем, что весь фильм нас будут сопровождать те или иные божественные чудеса. Спустя восемнадцать лет Бенедетта вырастает в красивую блондинку (Виржини Эфира). В монастырь также попадает девушка трудной судьбы и помладше — Бартоломея (Дафна Патакия). Ее изнасиловали брат и отец, и теперь она пытается укрыться в женском обществе. Почти сразу между Бенедеттой и Бартоломеей проскакивает искорка, которая разгорается в бушующее пламя страсти. Параллельно есть и другая линия — у Бенедетты на теле появляются стигмы, и ее принимают за настоящую святую. Она сменяет Феличиту на посту настоятельницы, что приводит к козням и интригам со стороны последней.

Не секрет, что автор таких нарушающих всевозможные табу фильмов, как «Основной инстинкт», «Шоугелз» и «Она», был очарован жизнью Иисуса Христа. Когда-то Верхувен был участником интеллектуального семинара «Иисус», основанного американским библеистом Робертом Функом, и в какой-то момент должен был снять фильм под названием «Иисус: Человек», но проект не состоялся. Он даже стал соавтором книги «Иисус из Назарета», которая была опубликована в 2007 году и переведена на несколько языков. Но хотя Верхувен и знаток библейских учений, это вовсе не значит, что он не может себе позволить немного побогохульствовать.


 

Подробности по теме

Вспомнить все: что снимал Пол Верхувен до «Робота-полицейского», «Основного инстинкта» и «Звездного десанта»?


Как и следовало ожидать, экран кипит от обнаженной женской натуры. Кроме того, в фильме есть совершенно возмутительная сцена секса при помощи статуэтки Девы Марии, использующейся в качестве дилдо. Бенедетта, кажется, совершенно очарована Иисусом как мужчиной и считает себя его невестой. Ей снятся смешные сны, похожие на боевики категории «Б», в которых то Иисус рубит головы насильникам, спасая ее, то приказывает прижаться к нему всем телом, при этом находясь распятым на кресте. При этом она также предается откровенным плотским утехам с Бартоломеей. Верхувен в своем духе. Библия — это смешно. Секс — это весело. Но, несмотря на, в целом, развлекательный и забавный дух фильма, ему не хватает какого-то дополнительного измерения, задумчивости и выверенности. Кажется, режиссер на старости лет решил снова изрядно поразвлечься, переписав на свой вкус для этого реальную историю Бенедетты Карлини — итальянской монахиня XVII века, которая утверждала, что видела Иисуса (но была наказана за лесбийские пристрастия), а затем сумела получить статус святой в родном тосканском городе Пеша.

Структура фильма очень проста. Довольно скучные богословские разговоры тут чередуются со зрелищными сценами галлюцинаций Бенедетты или кадрами с nudity. Честно говоря, такой неприхотливый нарратив немного раздражает. У фильма также есть детский задор, который исходит от фигуры главной героини. Бенедетта предельно комична в своей истовой вере в Бога. Однако, судя по финалу, мы не можем до конца верить в ее наивную искренность. И тут у фильма появляется двойное дно, заставляющее зрителей задуматься о положении женщин во времена религиозного патриархата эпохи Возрождения. Оказывается, Бенедетта все это время борется, но не за свое тело (которое, по словам, Феличиты, является «худшим врагом»), но за власть и положение в обществе. Впрочем, если вспомнить современный канон лесбийской костюмированной мелодрамы «Портрет девушки в огне» Селин Сьямма, то это сравнение пойдет, пожалуй, «Искушению» на пользу. Этот фильм должен возмутить либеральное сообщество, представителей ЛГБТК+ и оскорбить чувства верующих, но не этим ли всю жизнь занимался седеющий режиссер-трикстер?      


 

Подробности по теме

Как фильмы Пола Верхувена («Робокоп», «Звездный десант», «Вспомнить все») опередили свое время — и почему почти все их сиквелы и ремейки оказались ужасными

  • Фильм
    Искушение
    Верхувен — про лесбиянку-монахиню XVI века
«Паразиты» vs «Игра в кальмара»: какая южнокорейская сатира на капитализм круче?
«Паразиты» vs «Игра в кальмара»: какая южнокорейская сатира на капитализм круче?
19 октября 2021
Концерты недели в Петербурге: Cream Soda, Face и Gos Fest
Концерты недели в Петербурге: Cream Soda, Face и Gos Fest
19 октября 2021
Концерты недели в Москве: Tale of Us, Solomun и «Всадники ЖКХ»
Концерты недели в Москве: Tale of Us, Solomun и «Всадники ЖКХ»
19 октября 2021
Что смотреть на Уральской биеннале: интересные площадки и арт-объекты
Что смотреть на Уральской биеннале: интересные площадки и арт-объекты
18 октября 2021