Москва
30 ноября 2019

Объектив фотографа и кисть живописца: выставки в павильоне «Рабочий и колхозница», которые стоит посетить с детьми

На ВДНХ продолжается работа выставок «История мечты» и «Коллекция Ульяновского художественного музея: Поленов, Пластов, Пикассо и не только». Увидеть их можно в павильоне «Рабочий и колхозница» до 12 января включительно.

О чем это?

Обе экспозиции — часть программы межмузейного обмена «Резидент», стартовавшей на ВДНХ весной прошлого года. «История мечты» — история всей Выставки достижений народного хозяйства, запечатленной в объективах фотографов, начиная с 1930-х. Ульяновский областной художественный музей предоставил москвичам возможность увидеть живопись и прикладное искусство, созданное с конца XVIII века и до 1970-х годов.

Живая история

На фотографиях, снятых на ВДНХ, перед нами предстают ожившие образы прошлого — гуляющая публика возле фонтана «Дружба народов» и фотография, где Юрий Гагарин и Че Гевара запечатлены на одном кадре, воплощение светлого советского будущего на примере павильонов 1950-х и торжество научно-технического прогресса в 1960-е.
Живописные полотна ульяновской коллекции говорят не только языком лирических пейзажей, но и выразительными взглядами людей — как, например, на работе «Старик со стаканом» Василия Худякова. Здесь также совершается неспешное путешествие в прошлое — прошлое и губернского Симбирска, и советского Ульяновска. Знать историю своей страны и видеть много хорошего искусства особенно важно детям, подчеркивает куратор выставок Лина Краснянская.

 «Поленов, Пластов, Пикассо и не только»

«Москвичи, достаточно искушенные с точки зрения выставок, могут найти много интересного в больших русских городах. Мы рассказываем, как создавалась музейная коллекция, почему она сформировалась именно в Ульяновске. Говорим о людях, которые собирали эти произведения, почему им казалось важным поддерживать русских художников и с кем из художников они дружили. И мне кажется, детям важно видеть много хорошего искусства. Важно знать, что это искусство есть не только в Третьяковке или Эрмитаже, что мир не ограничен Москвой или Петербургом и что в России много всего невероятно интересного. Важно знать историю страны и российских городов, знать то, что во многих из них — замечательные коллекции, знать о тех предпринимателях и промышленниках, которые понимали, как важно поддерживать художников или создавать художественные музеи», — поясняет Лина Краснянская.

«История мечты» как зеркало эпохи

Кадры, отобранные для экспозиции документальной фотографии, впервые демонстрируют целых четыре архива — фонд ВДНХ и ТАСС, Мультимедиа-арт-музей и Центр фотографии имени братьев Люмьер. В небольших залах в первую очередь взгляд притягивают парадные кадры, запечатлевшие павильоны ВДНХ в 1954 году. Выставка предстает в самом расцвете.

На стендах-витринах разворачивается не только жизнь самого выставочного комплекса. На редких снимках — а в экспозицию входит более 150 фотографий — мы видим, что происходило здесь в 1930-е годы и во время страшной Великой Отечественной войны, как преобразилась главная выставка СССР десятилетие спустя и что находилось внутри величественных мраморных дворцов, как изменил выставочное пространство неумолимый ход истории в 1960-е годы и какой была дальнейшая судьба ВДНХ, неразрывно связанная с судьбой всего СССР.

«Мы сумели показать грандиозный замысел, которых изначально стоял за ВДНХ, парадный и блестящий символ светлого советского будущего. Детям важно понять, что такое утопия и как опасно внутри этой утопии жить, что за многими грандиозными замыслами стоят огромные амбиции, не всегда связанные с реальностью. С другой стороны, они должны увидеть, какой блестящей была внешняя оболочка советского времени, какие замечательные архитекторы создавали это великолепие, которое стремилось увидеть большинство советских людей, и каким восторгом был наполнено для них посещение ВДНХ», — рассказывает куратор.

Через тернии в космос

Черно-белая история, ставшая достоянием вечности, рассказывает нам о шестидесятых годах и триумфе людей науки. Покорение космоса, торжество научно-технического прогресса и инженерной мысли, само настроение шестидесятников — выставка достижений всего советского народа стремительно меняется вместе со временем.

«На примере ВДНХ можно узнать всю историю страны — как люди шли к мечте и как эта мечта трансформировалась. Восьмидесятые, девяностые годы — мечта не может существовать в определенных условиях. На ВДНХ все было очень сложно. После грандиозного замысла это был уровень, недостойный грандиозного проекта», — отмечает Лина Краснянская.

Живопись как летопись

Живая связь эпох, огромный пласт самой истории прослеживается и на художественной выставке. Перед нами работы признанных мастеров и оставшихся неизвестными художников, изысканные этюды Левитана и авангардные работы Гончаровой. Даже расписанная Пикассо керамика, которую музею передала в дар вдова французского художника Фернана Леже.

Само здание Ульяновского художественного музея — это островок прошлого, каким-то чудом сохранивший прежние очертания в бурном вихре исторических событий прошлого века. Можно живо представить себе еще губернский Симбирск, ставший родиной для Ульянова-Ленина и Керенского. В собрании дворянского усадебного портрета увидеть портреты известных людей и людей, чьи имена для нас остаются загадкой. Одна из прекрасных работ прошлого века — «Портрет Адели Карловны Андреевой» Александра Маковского.

Мы видим и советский Ульяновск, где певцами окружающей их действительности становятся художники уже советского времени. Например, как на работах Аркадия Пластова, лауреата многочисленных премий и приверженца традиций пленэрной живописи.
Визит на московскую художественную выставку — это приглашение посетить российские музеи других городов, располагающие настоящими сокровищами.

Просветительство наших дней

Выставку «История мечты» завершают архитектурные фотографии, снятые современными фотографами — Михаилом Розановым и Максимом Мармуром. Совершается плавный переход уже к современной ВДНХ, вновь переживающей свое блестящее преображение.

«Сейчас ВДНХ — это территория для людей. Не просто прогулочное место, где ты смотришь на великолепие, которое подавляет, на гигантские, роскошные павильоны. Последние годы ВДНХ проводит очень активную выставочную программу. Серьезное внимание уделяется и историческим проектам, и проектам, связанным с регионами, — примером тому выставка экспозиции из Ульяновского областного художественного музея. И это очень важная просветительская работа», — резюмирует куратор.

О проекте «Резидент»:

Программа межмузейного обмена стартовала на ВДНХ в 2018 году. Ранее москвичи и гости столицы могли увидеть экспонаты из Государственного музея Маяковского, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Музея Булгакова, Самарского художественного музея.

О выставках:

Даты: 31 июля 2019 — 12 января 2020 года. 
Место проведения: павильон «Рабочий и колхозница», ВДНХ, Москва.
Время работы: вт-вс 11.00–22.00.
Стоимость: взрослые — 300 рублей, дети от 6 до 16 лет, студенты дневных форм обучения и пенсионеры — 100 рублей.
По будням с 11 до 15 часов, а также в третье воскресенье каждого месяца в течение всего дня для всех гостей вход на выставки проекта «Резидент» бесплатный.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все