Номинанты 13-й премии Кандинского: на кого стоит обратить внимание

21 октября 2021
Дарья Мартыненко
21 октября 2021
17 ноября в ММОМА на Петровке объявят лауреатов 13-й премии Кандинского — одной из главных национальных премий в области современного искусства. А пока (до 21 ноября) в музее можно изучить работы всех номинантов. В лонг-лист вошли 16 «проектов года», 11 «молодых художников» (до 35 лет) и 7 книг. В прошлом году из-за пандемии конкурс отменили, поэтому премия охватила работы с 2019 по 2021 год — многие арт-объекты уже показывали на выставках в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде. Куратор Ирина Горлова попыталась собрать их в последовательную историю и выявить общие тренды. Но получился скорее смотр самых ярких (по мнению международного жюри) на сегодняшний день и очень разных представителей российского современного искусства. «Афиша» выбрала своих претендентов на победу в художественных номинациях.

Номинация «Проект года»

Андрей Кузькин. «Молельщики и герои»

Андрей Кузькин стал лауреатом в этой номинации в 2016 году и примерно в то же время начал инсталляцию «Молельщики и герои», которую арт-критики выделяли еще на Московской биеннале 2019 года. Она состоит из 1104 человек, застывших в молитве, — это жертвы, личности которых слились в массу. А перед ними на пьедесталах стоят шесть голов героев, облитые кровью художника. Все фигуры художник за 3 года слепил вручную из мякиша хлеба — так он объединил мотив жертвенности Христа и русскую тюремную традицию лепки из хлеба. Кузькин посвящает инсталляцию безвинным жертвам, которых в истории было немало: вспоминается тут и опричнина Грозного, и репрессии Сталина, и другие, не только отечественные, сюжеты. Также художник размышляет о готовности людей терпеть несправедливость, страдать и молить о спасении бога или царя. А его героями, как это часто бывает, становятся те, кого власть сначала уничтожила, а потом возвела на пьедестал.

«МишМаш». «Конструктор для Дэвида Юма»

Инсталляцию «Конструктор для Дэвида Юма» летом можно было увидеть на выставке «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» в «Гараже». В основе работы — история личная, но понятная многим. В 2020 году дуэт «МишМаш» — мужа и жену Мишу Лейкина и Машу Сумнину — закрытые границы разлучили почти на год. Свой опыт переживания этого непростого времени «художники года» (по версии Cosmoscow 2019) и вложили в этот проект.

По их словам, пандемия подтвердила мысль, которую еще в XVIII веке высказывал философ Дэвид Юм: наши предположения и прогнозы о существующей реальности ничего не значат. На основе эрудиции, воспитания, опыта люди строят картину мира из отдельных элементов, которые представляют последовательность, но не причинно-следственную связь. Эту логику художники и продемонстрировали в инсталляции: 24 башни они наполнили случайными элементами, среди них — и предметы вечные, как железо, и цветы и таблетки, которые неизбежно когда-то распадутся. Элементы соединены субъективными, а порой и абсурдными смысловыми связями или лишь физически склеены — то же самое происходит и в нашей голове.

Полина Канис. «Беззубое сопротивление»

Полина Канис в 2011 году закончила Московскую школу фотографии Родченко и получила премию Кандинского в номинации «Молодой художник», а потом со своими видеоработами дважды становилась финалистом «Проекта года». В этот раз художница реконструировала комнату, в которой с 1886 по 1917 год жил русский философ и анархист Петр Кропоткин. Пространство можно увидеть лишь глазами камеры, которая медленно парит в комнате. Понадобится 32 минуты, чтобы полностью рассмотреть все элементы. Среди них — рабочий стол, за которым Кропоткин написал «Взаимопомощь как фактор эволюции» — монографию о том, что ключевым фактором эволюции является сотрудничество, а не соревнование (как между людьми, так и между человеком и природой). Своей работой Канис продолжает эту идею: помогает переосмыслить противоречие действия и бездействия, развить чуткость к окружающему миру и объяснить фразу: «Чтобы сопротивляться господствующим структурам, сам акт сопротивления должен быть поставлен под вопрос».

«Провмыза». «Oratorium Sarxsoma»

Еще одна работа, которую нужно долго смотреть (целый час), — видеоперформанс арт-группы «Провмыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов), которая уже несколько раз была номинирована на премию Кандинского. Sarxsoma по-латински означает «мясо телесности», на этот же язык художники перевели манифест французского реформатора театра Антонена Арто «Театр и чума». В видео его протяжно произносит бас, а 10-метровая конструкция на подвесных крюках, словно переправа, перемещает вверх и вниз живые и мертвые субстанции, например, полуистлевших бутафорских лошадей и спрессованные автомобили. В этом ритуальном действе художники зашифровали множество отсылок: к картинам Караваджо, офортам Гойи, спектаклям Кастеллуччи, собственным инсталляциям. Поэтому понять глубину текста неподготовленному зрителю будет сложно, но тему смерти, потерь и утрат разглядеть сможет каждый.

Павел Отдельнов. «Промзона»

Павел Отдельнов, известный своими документальными выставками — погружениями в советскую реальность, уже не раз становился номинантом премии. В этот раз участвует его проект «Промзона»: в 2019 году он экспонировался в ММОМА и включал живопись, видео, инсталляции, фотографии и документы. На выставке номинантов пришлось ограничиться тремя арт-объектами. Но и с помощью них художнику удалось рассказать историю многих дзержинцев, в том числе и своей семьи: 3 поколения его предков с 1939 года трудились на химических заводах Дзержинска. Они давали людям работу и формировали окружающую среду, однако в 1990-е годы предприятия перешли в частное владение, многие из них признали нерентабельными и закрыли. Вслед за заводами в упадок пришла вся промзона, а многие жители разъехались. Отдельнов метафорично вываливает на пол истлевшие, уже никому не нужные противогазы (в этом компактном варианте собирает их в пирамидку). На одной стене показывает фотографии заснеженных ям погребов — это все, что сегодня осталось от покинутых деревенских домов, а на другой размещает фото людей, которые связали свою жизнь с заводами, безвозвратно ушедшими в прошлое. Главная задача художника — разобраться, как эти исторические травмы соотносятся с постсоветской реальностью и влияют на его современников.

Номинация «Молодой художник. Проект года»

Чернышев. «Бассейн» и «Остановка»

Вечно молодой художник Павел Чернышев представлен в этой номинации уже в третий раз, причем сразу двумя работами. Для его инсталляции «Бассейн» отвели отдельный зал на первом этаже музея (остальная экспозиция разместилась на втором). Это периметр, который из-за оптического обмана напоминает бассейн, до краев заполненный нефтью (в прямом смысле). Художник использовал гудрон — твердый блестяще-черный продукт перегонки нефти, похожий на асфальт, поэтому запах в помещении соответствующий. Таким способом Чернышев поднимает проблему экологии и показывает, насколько привычным для человечества уже стали разливы нефти и потребительское отношение к небесконечным природным ресурсам. 

Вторая номинированная работа — инсталляция «Остановка». Художник построил автобусную остановку в глубине леса в Нижегородской области, где не ходит общественный транспорт. В этом пространстве она становится метафорой бесконечного ожидания, социализации нечеловеческого пространства и «лесного благоустройства». На выставке номинантов наблюдать за остановкой можно через экран в режиме реального времени и, если повезет, увидеть посетителей — лося или лисицу.

Даниил Ткаченко. «Планетарий»

Выпускник Школы Родченко Даниил Ткаченко работает в жанре перформативной фотографии. Он отправляется в места российской истории, осмысляет травмы прошлого и по-новому интерпретирует в своих снимках. Для работы «Планетарий» он путешествовал по заброшенным городам дальнего Севера. Туда в советское время насильственно переселяли целые народы, чтобы колонизировать неосвоенные территории и добыть новые ресурсы. В условиях вечной мерзлоты заключенные строили города, которые потом оказались ненужными. С помощью портативной съемки художник зажигает свет в опустевших квартирах, чтобы снова пробудить в них жизнь и хотя бы на миг представить, что все было не зря. Еще одна работа художника «Манекены» участвует в номинации «Проект года» (на выставке она представлена прямо напротив). Для нее Ткаченко разыскал труднодоступные и до сих пор засекреченные места бывших концентрационных лагерей ГУЛАГа и устанавливал там манекены, накрытые черной тканью. Так художник стремится привлечь к проблеме замалчивания и засекречивания советских репрессий: до сих пор неизвестно количество жертв и, по его мнению, недостаточно мемориалов и музеев, которые помогут избежать повторения истории. 

Ульяна Подкорытова. «Рай’ок»

Ульяна Подкорытова соединяет в своем творчестве два пласта народной культуры: северный фольклор и интернет-фольк (переписки в соцсетях и байки про страшные вирусы). На премию номинирована ее выставка «Рай’ок». Она проходила в галерее «Триумф» (в 2019-м) и МАММ (в 2020-м) и была оформлена в виде театрального фойе. На выставке номинантов представлены лишь некоторые объекты, в центре сюжета — видеоопера. В ней Подкорытова соединяет страшную архангельскую сказку «Медведь — липовая нога», миф о программе убийцы начала нулевых (она якобы попадает в почту и уничтожает компьютер), фейковые новости и комментарии из соцсетей. Художница сама озвучивает тексты с помощью фольклорного, тибетского и академического вокала. Также в действе участвуют Бабки-икотницы, ползет костюмированная Медвежья лапа, а Москва-река (образ из комиксов о Гертруде Свирепой) играет роль Глобализации и поет слово «север» на шести языках. Рядом стоит керамический прототип Медвежьей лапы, покрытый сахарной глазурью, а на стене представлена афиша-граффити, оформленная в стиле письма-счастья из WhatsApp. Художница сама признает, что не во всем такой микс обоснован, но эксперимент соединения прошлого и настоящего, безусловно, нетривиальный.

  • Выставка
    Выставка номинантов Премии Кандинского
    Самые яркие работы современных российских художников последних лет
Где лечить похмелье
Где лечить похмелье
1 декабря 2021
Лучшие греческие рестораны
Лучшие греческие рестораны
1 декабря 2021
Лучшие бары Москвы
Лучшие бары Москвы
1 декабря 2021
Лучшие вегетарианские места
Лучшие вегетарианские места
1 декабря 2021