Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
14 января 2022

«Миротворец»: безумный и душевный супергеройский сериал Джеймса Ганна

Василий Говердовский
На Amediateka выходит сериал «Миротворец», спин-офф с одноименным героем из «Отряда самоубийц» в главной роли. Как и фильм, шоу придумал и сделал Джеймс Ганн, которому персонаж оказался настолько интересен, что он решил посвятить ему отдельную историю. Насколько удачной она вышла? Разбираемся в нашей рецензии.

Даже в населенной ублюдками разных мастей вселенной «Отряда самоубийц» Кристофер Смит под лицемерным прозвищем Миротворец едва ли тянул на положительного героя. В анархическом блокбастере Джеймса Ганна он был своего рода антагонистом и даже получил за это пулю. И тем не менее Джон Сина в роли Миротворца смог найти грани в карикатуре на патриотического супергероя. Игра бывшего рестлера впечатлила Ганна: когда режиссеру предложили сделать спин-офф о любом из героев «Отряда», именно работа актера вдохновила режиссера показать пальцем на Миротворца. Тем более что сценарий «Отряда» так и не удостоил его предысторией, ограничившись легкими кивками в сторону прошлого героя. Сольный выход Смита призван внятно ответить на вопрос: что, черт возьми, не так с этим парнем? Почему он такой?

Несмотря на смертельное ранение главного героя, «Миротворец» не приквел, но продолжение истории. Еще в послетитровой сцене «Отряда самоубийц» Ганн дал понять, что со Смитом рано прощаться. Сериал стартует с момента, когда Смит уже зализал раны и отправляется на новое задание с новой командой. Кого-то мы уже знаем по фильму: Эмилия Харкурт (Дженнифер Холланд) и Джон Экономос (Стив Эйджи) получили повышения — из группы поддержки отряда Икс до полноценных участников команды (у них, впрочем, менее оптимистичный настрой насчет сотрудничества с эгоистичным балаболом Смитом). Кого-то узнаем из сериала: неопытную Леоту Адебайо (Даниель Брукс) и матерого оперативника Клемсона Мерна (Чуквуди Ивуджи). Вместе им нужно предотвратить планы спящих агентов под кодовым именем Бабочки.

Сразу разрешим интригу: «Миротворец» — веселый, увлекательный, душевный и восхитительно идиотский сериал с бодрым рок-саундтреком (его настроение точно передает потрясающая в своей бесстыдной кринжевости стартовая заставка). Иными словами, идеальный сериал для фанатов Джеймса Ганна (насколько можно судить по семи эпизодами из восьми, которыми поделились с прессой). Режиссер и сценарист — уникальный случай инди-кинематографиста, безболезненно перенесшего свои интонацию и интересы из ранних малобюджетных работ в блокбастеры Marvel и DC. Однако для тех, кто ровно дышит к фильмам Ганна, у сильного авторского начала есть и обратная сторона: он работает с одними и теми же темами — и «Миротворец» в этом ряду не исключение. Кто-то наверняка грустно вздохнет, вновь увидя подход Ганна к товариществу и токсичному родительству. Однако в «Миротворце» эти повторения уместно развивают фундаментальный элемент сериала — самого Миротворца. 

Роберт Патрик играет отца Кристофера — супергероя, неонациста и редкостного мерзавца, на фоне которого бледнеют все проступки сына. Его персонаж нужен не только для того, чтобы выставить Миротворца в лучшем свете, но и показать один из путей формирования деструктивных убеждений. В первом эпизоде Смит пытается пробиться сквозь презрение отца, рассказывая о детской травме Бладспорта (Идрис Эльба), которой тот поделился в «Отряде самоубийц», как об анекдоте. Кристофер перенимает жестокий характер родителя в бесплодной надежде получить любовь. Впрочем, грубая шкура родителя ему не по размеру. 

Ростки рефлексии Смита проявились еще в «Отряде самоубийц», но только в сериале они начали давать плоды. Разворот от просто мерзавца к мерзавцу, которому можно сочувствовать, на бумаге может выглядеть пресно. Но Ганн и Сина проводят эту операцию безболезненно, не растеряв развлекательную ценность героя. Смит-младший все еще остается нарциссом и идиотом, но под его гипертрофированно маскулинным образом скрывается уязвимый человек, способный любить и дружить. Сина умудряется бесшовно изобразить нелепого клоуна, трагического персонажа и убедительного экшен-героя одновременно. Кажется, рестлинг учит актерскому ремеслу не хуже школы Ли Страсберга!

Не будем кривить душой: команда дисфункциональных друзей «Миротворца» блекнет в сравнении с ансамблями «Стражей Галактики» и «Отряда самоубийц». Однако Ганн намеренно создавал более приземленную историю в сравнении со своими главными фильмами, потому и окружают Смита не говорящий енот и антропоцентричная акула, а оперативники второго и третьего эшелонов. И тем не менее ни один из героев не остается без своей минуты славы, и никто не занимает свое место просто так. Например, Леота — сердце группы, а Харкурт — ее мозги, их сочувствие и доброта помогают Миротворцу переосмыслить убеждения. Последний из важных персонажей — самоназванный супергерой по прозвищу Вигилант (Фредди Строма) с лицом подростка, телом атлета и мозгами психопата — выступает чем-то вроде зеркала для Миротворца. Вигилант — огромный фанат Смита, но от его закидонов глаза лезут на лоб даже у кумира. Плюс еще одна причина для Миротворца взглянуть на себя по-новому!

Ганн не просто выступил шоураннером «Миротворца», но самолично написал сценарий ко всему сезону и поставил пять эпизодов из восьми. Если «Отряд самоубийц» в прессе называли дистиллированным фильмом Джеймса Ганна, то «Миротворец» — это Ганн в квадрате. Его любимые темы, метамодернистская интонация между нигилизмом и искренностью, завороженность насилием и специфическое чувство юмора человека, который с хохотом отрывает лапки таракану, — все это есть в сериале. Но еще «Миротворец» неожиданным образом связал блокбастеры режиссера с его же «Супером» (2010) — малобюджетной вариацией «Таксиста» (интересный факт: один из эпизодов «Миротворца» снял Джоди Хилл, режиссер «Типа крутого охранника» — еще одной попытки переосмыслить «Таксиста» в форме диковатой черной комедии).

По словам Ганна, внешний вид «Супера» вдохновлен грязной и бесцветной стилистикой «Крысолова» Линн Рэмзи. «Миротворец» в этом наследует «Суперу»: картинка сериала далеко не такая эффектная, как у «Отряда самоубийц» и «Стражей Галактики», но для Ганна это явно не проблема. Он и его сорежиссеры получают большое удовольствие от возможности вытолкнуть супергероев на злые улицы, как Ганн это уже делал в «Супере» (главный конфликт сериала, впрочем, быстро приобретает глобальное значение). Экшен-сцены пусть и потеряли в масштабе и разнообразии в сравнении с «Отрядом», зато радуют отличной хореографией, подвижной операторской работой и не злоупотребляют монтажными склейками.

Впрочем, самая любопытная параллель «Супера» и «Миротворца» заключается в их главном различии. Протагонист «Супера» решал свои маскулинные и религиозные проблемы насилием, а Джеймс Ганн явно пытался с помощью героя разобраться с собственными темными импульсами. На фоне этого злого и противного зрелища «Миротворец» выглядит как иллюстрация к подписи «после психотерапии». Это все еще кровавое и вульгарное шоу, но далеко не настолько нигилистическое, как ранние работы Ганна. Как и в случае с самим Миротворцем, под не всегда приятным внешним видом сериала бьется живое и доброе сердце.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

Миротворец
2022, Боевик
Сериальный спин-офф «Отряда самоубийц» Джеймса Ганна

Подборки Афиши
Все