Александра Бабкина, руководитель проекта «Добро Mail.Ru». Сын Лева, 10 лет. Фото: Павел Ланcкой
Как ваш сын вовлечен в мамину благодеятельность, чем помогает?
Моего сына на работе прозвали «сын Добра», потому что он, конечно, вовлечен довольно серьезно. Он продавал яблочную запеканку, которую мы вместе с ним испекли на Фестивале шарлотки в пользу фонда «Детские сердца». А перед недавней школьной благотворительной ярмаркой организовал и меня, и мужа так, чтобы мы испекли сразу две яблочные запеканки на продажу. Он, конечно, очень интересуется «Добром Mail.Ru» и просит меня перевести пожертвование тому или иному проекту. Он очень гордился, когда я вела в его классах урок добра.
Но иногда это и мешает — чтобы привлечь мое внимание, нет способа лучше, чем сделать что-то, что мне не понравится и точно не является «добрым».
Первый или запоминающийся опыт участия сына в благотворительности?
Первый опыт был на фестивале фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» «Плюшки-ватрушки». Лева участвовал во всех мастер-классах на празднике и весь день поглаживал наклейку на рубашке — там было написано «Я — волонтер».
Многие не участвуют в благотворительности и сами, и с детьми. Считают, что это же — про грустное. Вас это не смущает?
С одной стороны, моя задача — показать сыну, что в мире есть разные люди, с особенностями здоровья и без, и каждый заслуживает уважения, радости, дружбы. Лучший способ познакомить ребенка с таким миром безо всякой печали и грусти — это сходить на «Галафест», инклюзивный праздник, который каждый год устраивает фонд «Галчонок».
Мне кажется, что важно говорить с ребенком о разных вещах, в том числе о грустных и серьезных. Потому что это тоже жизнь, о которой он должен знать. Так получилось, что он довольно чувствительный мальчик, легко проникается эмпатией — поэтому дома есть книжки или фильмы, которые он называет «плакательными». Например, «Вафельное сердце» или «Мой дедушка был вишней». Я рассказываю и объясняю, что можно сделать, чтобы помочь. Иногда и плачем вместе. И помогаем, когда помочь в наших силах.
Три совета родителям: как приучать детей творить добро?
Елена Смирнова, директор благотворительного фонда «Созидание», многодетная приемная мама. Павел, 21 год, Саша, 15 лет, Артем, 12 лет, Маша, 10 лет, Василиса, 4 года. Фото: Анна Данилова
Как ваши дети вовлечены в благодеятельность, чем помогают?
Младшей, Василисе, — 4 года, мы вместе с ней садимся, собираем книжки, игрушки, в которые она уже поиграла, приводим все в идеальное состояние и передаем в наш фонд. Старшие дети не только участвуют самостоятельно в работе фонда, но и в школе рассказали своим одноклассникам, чем занимается мама. И сами по себе стали волонтерами — проводят благотворительные ярмарки. Теперь дети из нескольких классов их школы знают, что есть такой фонд «Созидание», куда можно передать игрушки и книжки. И что в фонд любой желающий может прийти и помочь. Дети, к примеру, помогают нам разбирать мелочь после акции «С миру по монетке», а еще раскладывают вещи по посылкам.
У нас предусмотрена детская практика для ребят, во время которой они 2 недели работают в фонде, знакомятся со всеми нашими программами, принимают самое активное участие. Мы считаем, что помочь может каждый.
Первый или запоминающийся опыт участия детей в благотворительности?
Первый опыт я не могу вспомнить, но старший ребенок, который сейчас служит в армии, начинал помогать мне еще дома. Он помогал фонду с программным обеспечением, создавал и вел базу. Средняя дочь помогает маленьким сельским библиотекам. Там нет интернета, электронные письма не доходят, поэтому она берет на себя обязанность отправлять письма обычной почтой, подписывает конверты. Это ее вклад в благотворительность.
Многие не участвуют в благотворительности и сами, и с детьми. Считают, что это же — про грустное. Вас это не смущает?
Нет. Меня вообще не смущает, что кто-то помогает, а кто-то — нет. Я считаю, что каждый волен принимать или не принимать участие в благотворительности. Благотворительность в какой-то степени себя давно разочаровала, дискредитировала. Поэтому у людей есть повод сомневаться в оказанной помощи, именно поэтому вся наша деятельность строится на абсолютно добровольных началах. Мы на этом акцентируем внимание. За любую переданную вещь, за любую оказанную помощь люди должны получать отчет: куда их вещи были направлены, кому и как они помогли, какие дела принесли добро. При этом у нас нет такого, что те, у кого нет лишних денег, не могут помочь фонду. Всегда можно прийти и просто помочь, можно приехать и помочь. Это абсолютно разные виды помощи. Для этого не надо обладать машиной «мерседес» и большим банковским счетом.
Три совета родителям: как приучать детей творить добро?
Нина Добрынченко-Матусевич, многодетная мама. Сыновья: Ярослав, 12 лет, Добрыня, 8 лет, и Мирослав, 6 лет. Фото: из личного архива Нины.
Как ваши дети вовлечены в благодеятельность, чем помогают?
Мы регулярно собираем одежду, обувь, книжки и игрушки для воспитанников детских домов и многодетных семей. Возили собранные вещи в фонд «Созидание» к Елене Смирновой, участвовали в субботниках этого фонда. В эти дни волонтеры разбирают вещи, собирают посылки.
В 2017 году всей семьей присоединились к поддержке фонда «Старость в радость» вместе со Школой героев, в которой занимается Добрыня. Планируем в ближайшее время поехать вместе с сотрудниками фонда и волонтерами в дом престарелых. До сих пор я ездила сама, без сыновей. Но я показывала детям фотографии из поездки. У меня уже появилась любимая бабушка — моя тезка. Надеюсь, что весной мы доберемся к старичкам с моими детьми вместе.
Сыновья участвовали в сборе подарков в рамках инициативы «247 000» — мы собирали поздравления и подарки для всех 247 тыс. человек, которые живут в домах престарелых в России. Хотели сделать так, чтобы каждый из них получил подарок и поздравление с Новым годом. Старшие дети участвовали в этой акции в школе — собирали подарки. А младший в детсаду делал открытки для бабушек и дедушек. Многие люди включились в эту инициативу — коллеги, партнеры, друзья. Думаю, мы обязательно продолжим!
Еще у нас в семье очень сильная экологическая тема, которую продвигает папа, — раздельный сбор мусора, переработка. И если мы видим где-то мусор, мы не стесняемся собрать его и выбросить. Дети у меня уже знают, как беречь воду, окружающую среду. В прошлом году мы были в Черногории, там ребята собирали мусор на пляжах.
Первый или запоминающийся опыт участия детей в благотворительности?
Мой старший сын Ярослав помогал придумывать и создавать видеоролик для благотворительного фонда «Детский паллиатив». Мы вместе с сыном собирали картинки, а еще он читал закадровый текст. Ролик получился, по мнению сотрудников фонда, замечательный. Он был размещен на сайте БФ «Детский паллиатив». А не так давно у Ярослава появился котик. И теперь сын хочет в том числе помогать бездомным животным. В планах — создать собственный приют для бездомных кошек. Хочет, чтобы это стало делом всей его жизни. То есть это уже такой тип мышления — помогать, сочувствовать, не оставаться в стороне. И это меня очень радует в моих детях.
Многие не участвуют в благотворительности и сами, и с детьми. Считают, что это же — про грустное. Вас это не смущает?
Да, некоторые говорят, что благотворительность вообще никому не нужна, все равно все разворуют и т.д. Но это же не значит, что никому теперь помогать не надо. Собака лает, караван идет, как говорится.
Конечно, это исключительно прерогатива родителей: готовы ли они вовлекать своих детей в благотворительность, волонтерство? Этот вопрос очень личный. Но если у детей есть разные возможности — к примеру, социально-ответственные занятия в школе, детсаду, в спортивном клубе или во дворе, то рано или поздно ребенок вовлечется в добро.
Мы же знаем о том, что надо найти точку входа. Ты ведь не войдешь просто так в никуда и не начнешь заниматься благотворительностью. Тебя должно что-то цепануть, что-то должно отозваться, у тебя должен появиться удобный сервис или та точка входа, которой ты доверяешь. И вот тогда ты и вовлекаешься в благотворительность. Поэтому ни в коем случае нельзя настаивать или давить на детей.
Наша задача как общества, НКО, СМИ — дать детям разные возможности, предоставить им возможность сделать выбор самостоятельно. Хотя я и не люблю выражение, что в советское время было лучше, но все же в нашем детстве был сбор макулатуры и металлолома, помощь пожилым людям, ветеранам. Мы все участвовали в этом, потому что это было большое общее дело и нам важно было в нем участвовать.
Три совета родителям: как приучать детей творить добро?
Анна Цепляева, Управляющий партнер в образовательном центре «Альфавиль». Дочка София, 8 лет. Фото: из личного архива Анны #делатьдобролегко
Как ваша дочь вовлечена в благодеятельность, чем помогает?
Как говорят психологи, вовлекать ребенка во что-то можно только через собственный пример, вовлечение в добро не исключение. Моя дочь Соня участвует в моей деятельности с момента своего рождения. Впервые она была вовлечена в нее в качестве волонтера большой образовательной конференции, где помогала в меру сил.
Дочь ездит со мной на все мероприятия, на форумы для детей и подростков. Принимала посильное участие либо в организации каких-то площадок, либо в проведении мероприятий. Поэтому вовлечение происходило очень естественно. Первый мастер-класс Соня провела, когда ей было 4 года, а помогать она пыталась уже в 2–3 года — повесить плакаты, что-то отнести. Ее любые идеи и придумки я всегда поддерживаю и стараюсь превратить их в какой-то «продукт».
Первый или запоминающийся опыт участия дочери в благотворительности?
На последней благотворительной ярмарке «Душевный Bazar» Соня провела социальную акцию по созданию кормушек для птиц. Дочка сделала прототип кормушки, с успехом презентовала свою акцию организаторам «Душевного Bazar» и провела. В итоге всего было сделано около 1000 кормушек. И София с подружками развесили их в лесу.
В 4 года дочка сказала мне, что хочет «какую-нибудь детскую работу». Объяснила, что может учить детей — тому, что умеет делать сама. «А что умеешь?» — спросила я у нее. «Театр теней». Понятно, что можно сделать театр теней дома, нарезать бумажных «билетов» и продать их за воображаемые деньги бабушкам и дедушкам. А еще можно отрепетировать представление дома и научить этим действиям других ребят. София так и сделала: провела мастер-класс для детей на образовательной конференции. Из этого впоследствии родился волонтерский проект «Альфакидс», когда дети учат тому, что они сами умеют делать, других детей.
Мы обучаем ребят, как интересно и безопасно рассказать другим про свои знания и увлечения, как построить свое выступление. Один мальчик, к примеру, предложил обучить своих сверстников качаться на канате. Тогда мы предложили ему подобрать какое-то иное занятие по душе, которому он научится сам, а потом обучит желающих. Как говорит нам теория Эдгара Дейла, самая эффективная форма освоения знаний — обучение других и применение знаний на практике.
Многие не участвуют в благотворительности и сами, и с детьми. Считают, что это же — про грустное. Вас это не смущает?
Про грустное мы тоже с дочкой говорим. Ребенку надо понимать, что жизнь не белая, понятно, что есть не очень веселые вещи. Но я стараюсь преподносить информацию согласно возрасту — не рассказывать страшные истории и не пугать, не углубляться в детали. Есть люди, которым сейчас плохо, и в наших силах сделать что-то, чтобы им стало легче.
К примеру, фонд «Созидание» помогает в регионах семьям, ребятам, которые живут значительно хуже, чем мы. Мы вместе с Соней читаем письма, которые выкладывают на своем сайте сотрудники «Созидания». Я спрашиваю ее: «Что ты будешь делать с вещами, которыми уже не пользуешься? Если они тебе уже не нужны, но они в хорошем состоянии, то давай отдадим их ребятам. Эти игрушки, книжки, одежду не жалко подарить кому-то, у кого сейчас ситуация сложнее, чем у тебя». И Соня может поделиться, к примеру, своим самокатом, какими-то вещами с ребятами, у которых всего этого нет.
Мы часто говорим с дочкой о благотворительности. Она задает много вопросов о людях, которые стоят с ящиками на улице и просят дать им денег. Я объясняю ей, почему этим людям помогать не надо и как можно и нужно помогать. Есть огромное поле возможностей для помощи, благотворительности и добрых дел. Надо просто посмотреть вокруг повнимательнее. И да, есть темы грустные и не самые приятные. Но мы можем вместе сделать кого-то счастливым. И это круто!
Три совета родителям: как приучать детей творить добро?